Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение (первично – локомоция, а впоследствии и манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики.






Чувствительность.Этоболее сложная формы реагирования. Появляется общая способность к ощущениям. Ощущения животное получает с помощью органов чувств и обрабатывает с помощью нервной системы. Именно наличие органов чувств и нервной системы, даже самой элементарной, выделяет материю как высокоорганизованную. Ощущения позволяют животному замечать и нейтральные (т.е. биологически не значимые) факторы, которые могут сигнализировать о появлении значимых раздражителей. Активность животного значительно увеличивается. Возникновение чувствительности является новым скачком в эволюции живой материи, основным критерием для возникновения психики. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на объект до непосредственного контакта с ним. Именно на этом уровне мы уже можем говорить о психической активности.

Интеллектуальное поведение. Это сложный комплекс реакций на воздействие внешней среды, заключающийся в способности опережающего и целостного отражения мира.

Сознание. Это уровень самодетерминирующегося поведения – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости все более интенсивного контактирования со все большим числом предметных компонентов среды, к совершенствованию передвижения среди этих компонентов и ко все более активному обращению с ними. Для этого требовалось существенное совершенствование ориентации во времени и пространстве, что и достигалось прогрессом психического отражения, усилением и усложнением психической активности животных.

Изучение психической деятельности животных осуществляется в единстве 2 методов – онтогенетического и филогенетического.

Процессы, совершающиеся в ходе онтогенеза, во многом обнаруживают те же закономерности, что и процессы филогенеза.

Движение (первично – локомоция, а впоследствии и манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики.

А потому, чем сложнее двигательные реакции и возможности животного, тем его психическая активность выше.

Однако, на разных этапах онтогенеза позвоночных, имеют место явления смены функций – на разных стадиях развития организмы приспосабливаются к среде по-разному. (Например, головастики – водная среда, лягушки – и водная, и суша). В первую очередь это связано с морфофункциональными изменениями экзосоматических, т.е. внешних, «рабочих» органов.

Еще один важный момент разнообразия онтогенеза поведения и психической активности – степень зрелорождения животных, способность к самостоятельному выполнению жизненных функций. Это разнообразие определяется наличием или отсутствием личиночных форм, ведущих подчас совершенно иной образ жизни, чем половозрелые формы (имаго).

Сложность и многообразие форм проявлений онтогенеза поведения животных чрезвычайно затрудняет периодизацию этого процесса. Однако все же общепринято в онтогенезе выделять три крупных периода - наиболее отражающие, решающие вехи:

1. Пренатальный, 2. Ранний постанатальный и 3. Ювенильный (игровой) период.

В пренатальный период в процессе накопления раннего индивидуального опыта (облигатное научение) происходит дозревание эмбриональных, врожденных, генетически обусловленных компонентов поведения (постанатльный период).

В раннем постанатальном периоде развитие психической активности происходит за счет облигатного, факультативного научения и исследовательского поведения.

В ювенильном периоде совершенствуются двигательные координации высшего уровня, наследственные формы поведения, определяющие последующую его эффективность во взрослой жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.