Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высший уровень интеллектуальной стадии






Этой стадии достигают животные с высоким уровнем развития рассудочной деятельности. Как показали экспериментальные исследования и наблюдения в природе сюда можно отнести хищных млекопитающих, дельфинов и других китообразных, низших обезьян, хоботных. Среди птиц на этом уровне находятся врановые и попугаи. Для всех этих животных характерна хорошо выраженная ориентировочно исследовательская деятельность. Многие из них способны к использованию орудий. Все представители этой группы способны к самым сложным формам обучения.

Этих животных отличает достаточно большая продолжительность жизни, длительный онтогенез, позднее начало репродуктивной деятельности, не связанное напрямую со сроками полового созревания. В выращивании потомства часто принимают участие старшие братья и сестры, " тетки", бабушки и другие члены группы.

Сообщества этих животных носят высоко индивидуализированный характер. Помимо высоко ритуализированной агрессии в них большое место занимают элементы сотрудничества и взаимопомощи. Но, наряду с общественными животными в этой группе отмечаются и одиночные или живущие парами, например бурый медведь.

У представителей этой группы хорошо развита способность к пространственной ориентации и формированию сложных когнитивных карт.

Самостоятельный интерес представляет характеристика высших когнитивных функций таких высокоорганизованных, животных как дельфины. Поведение и психика этих животных сделались объектом внимания психологов и физиологов гораздо позднее, чем большинства лабораторных животных, да и работа с ними требует особых материальных и технических затрат. Тем не менее, полученные к настоящему времени данные уверенно позволяют оценить рассудочную деятельность этих животных как одну из самых высоких по степени развития. То же самое (хотя и в меньшей степени), можно сказать и о птицах — врановых и попугаях. Исследований на них пока очень мало, но можно уверенно утверждать, что по уровню развития рассудочной деятельности эти птицы существенно превосходит хищных млекопитающих и достигают уровня низших узконосых обезьян. Опыты И. Пепперберг по обучению попугая общению с человеком, а также использование воронами цифр для маркировки множеств в работе Зориной и Смирновой (2000) позволяют с известной осторожностью предположить, что по способности к простейшей символизации эти птицы приближаются к антропоидам.

Содержание психического отражения этой группы – отражение пространственных и динамических связей и отношений объектов не только относительно субъекта, но и между собой.

Тема 17
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ
РАЗНЫХ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП ЖИВОТНЫХ

Современное исследование любого аспекта поведения может считаться полноценным только тогда, когда авторы рассматривают его развитие, механизмы, эволюцию и адаптивное значение, не ограничиваясь наблюдениями и описаниями. Инстинкты и, тем более, индивидуально приспособительную деятельность и элементарное мышление нужно изучать в качественном своеобразии на разных ступенях развития животного мира. В предыдущих разделах нашего учебного пособия мы рассматривали и анализировали развитие разнообразных форм поведения у разных таксономических групп животных. Таким образом, сравнительно психологический аспект присутствует во всех предыдущих темах. В качестве итога мы проводим краткий обзор ранее изложенного материала.

17.1. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

17.1.1. Простейшие

Организм представителей типа простейших состоит из единственной клетки, обеспечивающей все жизненные потребности животного. Эти животные питаются, размножаются, нападают друг на друга. Филогенез простейших шел фактически параллельно развитию многоклеточных животных, что, нашло свое отражение в формировании у простейших аналогов систем органов, так называемых органелл






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.