Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высший уровень перцептивной психики






К высшему уровню перцептивной психики Г.Г. Филлиппова относит высших членистоногих, в первую очередь насекомых, большую часть головоногих моллюсков, а также представителей холоднокровных позвоночных: рыб, земноводных, некоторых пресмыкающихся. Как указывает К.Фабри, на этом уровне представлены все те прогрессивные признаки, которые характеризуют перцептивную психику вообще, но во многих отношениях поведение относящихся сюда животных носит и примитивные черты, сближающие его с поведением нижестоящих животных. Так, основную роль играет ориентация поведения по-прежнему по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. Предметное восприятие явно играет еще подчиненную роль в поведении, в котором преобладают ригидные, жестко запрограммированные, сугубо инстинктивные элементы.

В то же время, в деятельности животных этого уровня развития начинает проявляться отчетливо выраженное ориентировочная фаза, предшествующая образованию навыка. Включается оно и в поисковую фазу развития инстинкта. Ориентировочное поведение особенно характерно для территориальных животных. Так, например, креветки и раки, занимающие определенный участок дна водоема, регулярно совершают обходы своей территории и обследуют все новые предметы, появившиеся на ней. Уже применительно к этим животным можно говорить о формировании у них когнитивной карты местности.

Инстинктивное поведение на высшем уровне психического развития представлено уже весьма развитыми новыми категориями: групповое поведение, общение, ритуализация. Особую сложность приобретают формы общения у колониальных насекомых. Язык пчел относится к наиболее сложным формам общения, которые вообще существуют в животном мире. Поразительные способности к общению и другие психические способности демонстрируют и муравьи. Наиболее сложные формы инстинктивного поведения закономерно сочетаются у них с наиболее разнообразными и сложными проявлениями научения, что обеспечивает не только исключительную согласованность действий всех членов пчелиной семьи, но и максимальную пластичность поведения особи. Психические способности пчел и муравьев в некоторых отношениях, очевидно, уже выходят за рамки высшего уровня перцептивной психики.

Совершенно особый феномен представляет собой психика головоногих моллюсков. По некоторым признакам они приблизились к ветви, ведущей к позвоночным, о чем уже свидетельствуют их крупные размеры и отмеченные выше особенности строения нервной системы и особенно зрительного рецептора, что непосредственно связано с резким увеличением скорости движения по сравнению с другими моллюсками.

Психика головоногих изучена совершенно недостаточно, и, по мере накопления новой информации о их поведении, открываются все новые и новые поразительные факты. Прежде всего, они выделяются существенным усложнением инстинктивного поведения. У головоногих отмечается достаточно сложное территориальное поведение – занятие и защита индивидуальных участков, проявление агрессивности, которое только намечается у высших червей, групповое поведение – стайная жизнь кальмаров и каракатиц. Хорошо выражена ритуализация в половом поведении, что находит свое воплощение в видоспецифическом «ухаживании» самцов за самками. Все эти особенности поведения характерны только для высших животных.

У головоногих впервые появляется способность к установлению контактов с человеком, к общению и возможность подлинного приручения этих животных, чего не отмечается у от насекомых.

Таким образом, головоногие, далеко оставив позади других моллюсков, как и вообще всех низших беспозвоночных, достигли, несомненно, высокого уровня психического развития, во многом сблизившись с позвоночными животными.

Тем не менее, в психической деятельности головоногих сочетаются прогрессивные черты, сближающие их с позвоночными, и примитивные, характерные для низших моллюсков. Как отмечает К.Э. Фабри к примитивным чертам относится известный «негативизм» научения: головоногие легче научаются избегать неприятных раздражений, чем находить благоприятные. И в этом нетрудно усмотреть общность с поведением животных, обладающих элементарной сенсорной психикой.

На высшем уровне перцептивной психики находится, и ряд представителей низших позвоночных. Однако в корне различные строение и образ жизни членистоногих и позвоночных являются причиной того, что и их поведение и психика, в сущности, несопоставимы. Так, одной из отличительных особенностей насекомых являются их малые по сравнению с позвоночными размеры. В связи с этим окружающий насекомое мир представляет, собой нечто совершенно особое: это не микромир простейших, но и не макромир позвоночных. Человеку трудно себе представить этот мир насекомых с его (с нашей точки зрения) микроландшафтами, микроклиматом и т.д. Хотя насекомые живут рядом и вместе с нами, они живут в совершенно иных условиях температуры, освещения и т. п. Поэтому психическое отражение действительности не может у насекомых не быть принципиально иным, чем у позвоночных, да и у большинства других беспозвоночных.

Рыбы и амфибии, находящиеся на этом уровне развития психики имеют достаточно хорошо развитый головной мозг и органы чувств, позволяющие успешно обмениваться информацией с представителями своего других видов. Они ведут весьма сложный образ жизни, особенно разнообразный у животных, живущих на границах водной и сухопутной среды. Достаточно высокого совершенства достигают все основные сферы поведения: добывание пищи, комфортное поведение, поведение связанное с размножением. В добывании пищи используются самые разные приемы, иногда требующие согласованных действий между животными, появляется активное хищничество. В половом поведении совершенствуется ритуализация, появляется активная забота о потомстве. Так, у рыб мы видим разные формы заботы о потомстве – от полного ее отсутствия, как, например, у рыбы-луны, откладывающей миллионы икринок непосредственно в толщу океанской воды, до выводковых сумок морского конька. У амфибий наблюдаются самые разные формы способов оплодотворения, способов рождения – от откладки неоплодотворенной икры, до живорождения. Многочисленны и разнообразны и способы заботы о потомстве. Примечательно, что у рыб и амфибий основная масса примеров активной заботы о потомстве приходится на долю самцов.

У рыб появляется групповой образ жизни. При этом в их сообществах, хотя и анонимных, отмечаются достаточно согласованные взаимодействия между особями.

Несмотря на преобладание врожденных элементов, в поведении представителей вышеуказанных таксономических групп существенную роль играет накопление индивидуального опыта, т.е научение. При этом в процессах научения наблюдается и определенная противоречивость, сочетание прогрессивных и примитивных черт.

Однако это вовсе не означает, что представителям рассматриваемой группы животных, недостает пластичности поведения. Усложнение инстинктивного поведения у них неизбежно сочетается с усложнением процессов научения (и наоборот), что соответствует общей закономерности прогресса психической деятельности.

Усложнение поведения у членистоногих и позвоночных шло разными путями. Так в типе членистоногих мы видим прогрессивное развитие инстинктивного поведения, достигающего высочайшей степени сложности и совершенства. У многих общественных и одиночных насекомых и целого ряда видов пауков психическая деятельность этого типа достигает необычной высоты, сложности и целесообразности. Это, например, строительные инстинкты пауков, общественные и строительные инстинкты насекомых, инстинкты, связанные с заботой о потомстве и т.п. Каждый из таких инстинктов представляет собой длинную цепь очень точно регулированных и строго повторяющихся действий, которые при обычных условиях существования представляют самые удивительные примеры приспособления животных к совершенно определенным условиям существования. Роль приобретенных компонентов в этих цепях довольно мала. Как отмечает А.Н. Северцов, " эволюция приспособлений при помощи изменения поведения животных здесь пошла в сторону прогрессивного развития наследственно фиксированного поведения (инстинкта)".

У позвоночных животных эволюция пошла в направлении прогрессивного развития индивидуально – приспособительной деятельности, т.е. наследственно не фиксированных действий. Инстинктивные компоненты поведения у позвоночных в процессе развития особи гораздо сильнее " обрастают" условнорефлекторными и элементами разума. Это наблюдается даже в тех случаях, когда мы имеем дело со сложными инстинктами высших позвоночных, как, например, с гнездостроительными или миграционными инстинктами птиц или родительскими инстинктами у амфибий, птиц и млекопитающих.

В сравнительном ряду позвоночных можно отметить прогресивное развитие пластичности поведения и индивидуально – приспособительной деятельности. У рыб и амфибий она, в основном, сводится к сравнительно простым условным рефлексам, значительно сложнее индивидуально-приспособительная деятельность у рептилий, наибольших высот она достигает как у птиц, так и у млекопитающих, развиваясь параллельно. Пластичность поведения и у тех и у других имеет громадное биологическое значение и позволяет высшим представителям этих двух групп быстро приспособляться к весьма разнообразным и быстро изменяющимся условиям. Это становится особенно актуальным, когда животным приходится приспособляться к изменениям, вносимым в их жизнь человеком.

А.Н. Северцов отмечал: " Наибольшее значение приспособлений этого типа мы, конечно, видим при эволюции человека, где они несомненно играли первенствующую роль. Можно сказать, что благодаря развитию сознательно-разумной психики, способность непосредственных предков человека и самого человека к приспособлению повысилась в невероятной степени, и что именно благодаря этой способности человек и занял, не только в ряду млекопитающих, но и в ряду всех животных, доминирующее положение; он может приспособляться в чрезвычайно короткое с эволюционной точки зрения время решительно ко всяким изменениям и условиям существования."

В мире животных процесс эволюции привел к трем вершинам: позвоночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных мы наблюдаем у них и наиболее сложные формы поведения и психического отражения. Представители всех трех " вершин" способны к предметному восприятию, хотя, очевидно, только у позвоночных эта способность получила полное развитие. У остальных двух групп перцепция развилась своеобразными путями и качественно отличается от таковой у позвоночных. Аналогично обстоит дело и с другими решающими критериями стадии перцептивной психики, не говоря уже о том, что высшего уровня развития перцептивной психики достигли в процессе эволюции вообще только представители позвоночных, и то явно не все. Только у высших позвоночных обнаруживаются все наиболее сложные проявления психической деятельности, которые вообще встречаются в мире животных.

Сравнивая беспозвоночных с позвоночными, необходимо также учесть, что ни головоногие, ни членистоногие не имеют никакого отношения к предкам позвоночных. Путь, ведущий к этим вершинам, отклонился от пути к третьей вершине еще на очень раннем этапе эволюции животного мира. Поэтому высокое развитие морфологических и поведенческих признаков, отмеченных нами у этих животных, является при сравнении с позвоночными лишь аналогией, обусловленной мощным повышением общего уровня жизнедеятельности, характерным для всех трех групп животных. " (Фабри, 1976, стр. 230)

16.5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Интеллектуальная стадия развития психики непосредственно предшествует стадии сознания. К этой стадии развития относятся птицы и млекопитающие – параллельные ветви эволюции, образующие еще два пика развития психики.

Важной прогрессивной чертой этих групп является способность сохранять постоянную температуру тела, что делает животных более адаптивными и не зависящими от температуры внешней среды.

Это позволяет не только экономить энергию, но и переключает внутренние механизмы регуляции на установление более сложных взаимоотношений со средой, что способствует усложнению адаптивных механизмов поведения и лучшему приспособлению к индивидуальным условиям существования. Усложнение поведения связано с усложнением сенсорно-перцептивных механизмов и двигательной активности. Это достигается благодаря высокому уровню развития мозга органов чувств животных.

Как млекопитающие, так и птицы обладают сложно устроенным головным мозгом. Однако при этом его морфологическая структура у них существенно различается. Повышение психических способностей млекопитающих идет за счет развития новой коры головного мозга. Птицы фактически не имеют новой коры, ее функции выполняет стриатум. Тем не менее, они ничуть не проигрывают млекопитающим в пластичности поведения и рассудочной деятельности. Эти животные обладают весьма сложным поведением, основные аспекты которого достаточно подробно рассмотрены нами в предыдущих разделах нашего учебника.

Эволюция поведения позвоночных животных в соответствии с усложнением их центральной нервной системы идет в основном по линии все большего развития и усложнения надстройки ненаследственных реакций. Об этом писал А. Н. Северцов [1922], отмечая, что у хордовых эволюция пошла в направлении прогрессивного развития психики " разумного типа", т. е. наследственно нефиксированных действий. Именно этот путь можно считать основной линией прогресса поведения, ведущей, в конце концов, к разуму человека. Эта линия, базируясь на совершенствовании поведения в онтогенезе животного, прошла длительный путь развития. Простые условные рефлексы образуются практически с одной и той же скоростью почти у всех позвоночных. Однако, птицы и млекопитающие отличаются возможностью выработки условных рефлексов на комплексные раздражители и на сложные цепи раздражителей, выработкой сложных двигательных стереотипов, более выраженным внутренним торможением, более быстрой переделкой условных рефлексов, способностью к сложным ассоциациям индифферентных раздражителей. Обнаружены также соответствующие различия в способности к выработке сложных навыков, а у позвоночных с наиболее высоко развитой психикой — способность к сложным действиям в необычной обстановке, т.е. рассудочная деятельность

Эта линия поведенческого прогресса связана со всей организацией животных, их активностью, а также с централизацией нервной системы, ее цефализацией и формированием структуры и образованием мозга позвоночных с развитием в нем специальных ассоциативных зон, особенно широко обособленных в мозге человека.

Многочисленные исследования показывают, что гений человеческого разума возник не на пустом месте. Основанием для него служит рассудочная деятельность животных, эволюция которой хорошо прослеживается у разных систематических групп позвоночных. Первые элементы рассудочной деятельности проявляются уже на высшем уровне развития перцептивной психики. Тщательные исследования этой способности показали, что ее развитие в эволюции находится в непосредственной корреляции с развитием головного мозга животных. В, частности, удалось выявить связь уровня развития этой способности с размерами конечного мозга и структурной организацией нейронов. Применение разработанных в лаборатории Л.В. Крушинского тестов позволило оценить уровень развития рассудочной деятельности у разных таксономических групп позвоночных животных. Отчетливо выявилось, что рыбы и амфибии практически не в состоянии решать задачи, доступные для рептилий, птиц и млекопитающих. Существенно отметить, что среди птиц и млекопитающих наблюдается огромное разнообразие в успехе решения предлагавшихся задач. Так, например, врановые птицы по уровню развития рассудочной деятельности сравнимы с хищными млекопитающими. Исключительная поведенческая пластичность и хорошая приспособляемость к любым изменениям среды обитания этих птиц, которые распространены почти по всему земному шару, несомненно, связана с высоким уровнем развития их рассудочной деятельности.

Говоря об усложнении поведения позвоночных в процессе эволюции можно наметить несколько направлений.

· Усложнение коммуникаций животных

· Усложнение ориентировочно- исследовательской деятельности

· Возможность выработки сложных навыков и способность к опосредованному обучению

· Рассудочная деятельность

· Усложнение и упорядочивание агрессии

· Усложнение взаимоотношений в сообществах

· Появление и усложнение игровой деятельности

· Снижение плодовитости

· Увеличение продолжительности онтогенеза

К настоящему моменту накоплен значительный фактический материал, позволяющий оценить степень сложности психического отражения представителей различных видов животных и систематизировать их по группам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.