Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение задач, требующих применения орудий низшими обезьянами.






Способность к решению задач, требовавших применения орудий, продемонстрировали и отдельные представители низших обезьян. Так в опытах Биренс де Хуан одна самка капуцина оказалась исключительно способной к решению ряда задач, аналогичных по типу тем, которые предъявлялись шимпанзе. Так, например, она употребляла палку в качестве грабель для доставания удаленной приманки. Она самостоятельно употребляла ящики, как подставки для доставания высоко подвешенной приманки. Получив один ящик, эта обезьяна взяла, повезла его и после нескольких неудачных попыток, направила под приманку и овладела ею.

В последующей ситуации обезьяне были даны один ящик под приманкой, а другой – меньший – с левой стороны от него. Сначала капуцин пробовал бросить маленький ящик по направлению к подвешенному плоду, но позднее, в тот же день, ему удалось положить второй ящик на первый и достичь приманки.

Далее ему были предложены два ящика, ни один из которых не был расположен под приманкой. Капуцин решил эту задачу в две минуты, сначала поставив один ящик под плодом, а потом другой положив на первый.

Эксперимент с сооружением пирамиды из трех ящиков вначале был не совсем удачен из-за трудности манипулирования с третьим ящиком. Но когда последний заменили легкой цилиндрической жестяной банкой, капуцин быстро включил ее в стройку трехэтажной пирамиды и достал приманку. Даже когда один из ящиков был спрятан в спальном помещении обезьяны, это не нарушило выполнения задачи: обезьяна пошла искать ящик и, притащив его, употребила в своей постройке пирамиды.

Этот капуцин даже комбинировал построение пирамиды с употреблением палки, пытаясь достать ею плод подобно тому как это делали иногда шимпанзе в опытах В.Келера, взбираясь на один поставленный ящик и сбивая приманку взятой в руки палкой.

Следует отметить, что многие исследователи исключительно высокие интеллектуальные способности капуцинов по сравнению со всеми другими низшими обезьянами.

Способность к построению вышки из ящиков для доставания приманки было отмечено и у павиана-гамадрила.

Конструктивная деятельность обезьян

При анализе способности шимпанзе применять орудия В. Келер обратил внимание, что помимо использования готовых палок, они изготавливали орудия.

Так, при попытке достать плод, лежащий перед клеткой Султан, вдруг обратил внимание на предмет для чистки ног, состоящий из нескольких железных прутьев, соединенных деревянными планками. Он с большим усилием оторвал один из прутьев и с его помощью захватил плод.

В другом случае Султан сразу отломил ветку от сухого деревца, находившегося в клетке, и притянул ею банан. Чего безуспешно пыталась достать плод с помощью лежащего на полу маленького пучка соломы, совершенно не подходящего для этой цели, так как он гнулся во все стороны. Затем обезьяна схватила солому зубами посредине, сложила ее вдвое, значительно усиливая прочность, и этим подготовленным им орудием притянула плод. В другой раз Чего сложила солому даже в четыре раза.

В одном их опытов Султану был дан кусок проволоки, свернутый овалом и слишком короткий, чтобы с его помощью можно было достать плод. Он вытянул эту проволоку зубами и руками, частично выпрямил ее и так удлиненным орудием овладел приманкой.

Достаточно хорошо известны эксперименты В.Келера с удлинением палки. В данном опыте обезьяне предлагалось несколько палок разной длины с отверстиями на конце, которые можно было вставить друг в друга и, таким образом удлинить. Для того, чтобы достать приманку обезьян должна была составить вместе две или более палок. Обезьяны быстро обучались составлять палки, однако не всегда подбирали палки необходимой длины. Так, например, в одном из опытов шимпанзе Чика пыталась притянуть с помощью палки лежащий вне клетки плод, однако палка была слишком коротка. Тогда она схватила другую, еще более короткую, чем первая, составила их вместе, и, придерживая обе палки в месте соединения, снова попыталась достать плод. Однако это, в принципе правильное, решение задачи не дало обезьяне возможности достать плод, так как палка фактически не удлинилась. Для достижения успеха обезьяна должна была не только составить вместе палки, но и подобрать палки нужной длины.

Однако в ее поведении есть, несомненно, зачаток правильного решения.

Вот как описывает эксперименты В.Келера с Султаном польский зоопсихолог Я.Дембовский: " Султан получает две короткие бамбуковые палки, а довольно далеко вне клетки па полу лежит плод. После напрасных усилий достать этот плод слишком короткой палкой животное производит вначале бессмысленное действие: подтаскивает стоящий вдали ящик к месту клетки, находящемуся против плода, еще более усложняя этим свою задачу. Но шимпанзе, как нам кажется, в какой-то мере «догадывается», что следует поступать согласно принципу: «Нужно все же что-то делать». Его стремление овладеть плодом, во всяком случае, несомненно. Минутой позже Султан выдвигает одну палку как можно дальше за пределы клетки в перпендикулярном направлении, кладет ее на землю, второй же палкой легко подталкивает первую к плоду, работая весьма старательно, пока эта палка не коснется плода. Но теперь животное не может уже достать рукой первую палку. Ему возвращают ее. По истечении некоторого времени экспериментатор вставляет палец своей руки в отверстие бамбуковой палки; Султан сначала не реагирует на это и вновь проталкивает одну палку вслед за другой, как и прежде. Через час Султан сидит на ящике и забавляется бамбуковыми палками, держа в каждой руке по палке. Вдруг в ходе игры он вставляет более тонкую палку в отверстие толстой, спрыгивает с ящика и бежит испробовать удлиненное орудие. Однако небрежно составленные палки распадаются. Тогда он еще раз вставляет одну палку в другую, делая это более старательно, и овладевает плодом. Интересно, что теперь Султан притягивает удлиненной палкой несколько плодов, но не съедает их; перед этим же он притягивал не относящиеся к делу предметы. По-видимому, это «открытие» ему понравилось.

Здесь мы встречаемся с классическим примером решения задачи животным. Уже подталкивание одной палки другой было своего рода домыслом, технически, конечно, нелепым и не ведущим к цели, но оптически правильным, так как Султан добился известного соединения между собой и плодом и смог в результате овладеть им, коснуться его и легко сдвинуть.< > Возможно, Султан вспомнил показанное ему отверстие в бамбуковой палке, а может быть, и случайно соединил обе палки. Важным здесь является нечто другое: с того момента, как обе бамбуковые палки оказались соединенными, Султан немедленно побежал испробовать новое орудие, как бы понимая, что произошло определенное усовершенствование. < >

В последующих опытах Султану дали три бамбуковые палки, которые подходили для составления. После нескольких попыток шимпанзе составил все три палки и овладел далеко лежащим плодом. В процессе притягивания банана столь длинная палка становилась неудобной, поэтому Султан разъединял ее постепенно на составные части. Другой пример. Однажды Султану были даны две бамбуковые палки. Он взял их в руки и поднял для составления, но у него ничего не получилось. Тогда он повернул к себе более толстую палку, осмотрел ее другой конец и тотчас же бросил обе палки на пол. Оказалось, что у толстой бамбуковой палки оба отверстия на концах была закрыты. Когда один конец этой палки отпилили, Султан сразу же справился с задачей.

Таким образом, опыты с приготовлением орудий, несмотря на известные оговорки в отношении возможной интерпретации, убедительно свидетельствуют об определенной изобретательности животного. Трудно представить себе, чтобы составление палок в естественных условиях жизни шимпанзе было когда-нибудь возможным или нужным. Несомненно, что в лабораторных условиях животное проявляет большие масштабы способностей, чем это возможно в условиях природы." (Я.Дембовский. Психология обезьян. М. 1963 стр.115-117).

Н.Н. Ладыгиной-Котс была проведена большая серия опытов с шимпанзе Парисом, которому предлагались десятки самых разных предметов для добывания недоступного корма. Основной задачей, которую предлагали обезьяне, было извлечение приманки из трубы по методике описанной выше.

Приманку заворачивали в ткань, и этот сверток помещали в центральную часть непрозрачной трубки, так что он был хорошо виден, но достать его можно было только с помощью какого-нибудь приспособления. Парис успешно решал эту задачу, используя для этого любые подходящие орудия, например, ложку, узкую плоскую дощечку, лучину, узкую полоску толстого картона, пестик, игрушечную проволочную лесенку и другие, самые разнообразные предметы. При наличии выбора он явно предпочитал более длинные предметы или массивные тяжеловесные палки. Результаты огромного количества опытов показали, что диапазон орудийной и конструктивной деятельности шимпанзе весьма широк. Парис, как и обезьяны в опытах В. Келера, успешно использовал предметы самой разной формы и размера и производил с ними всевозможные манипуляции: сгибал, отгрызал лишние ветки, развязывал пучки, раскручивал мотки проволоки, вынимал лишние детали, которые не давали вставить орудие в трубку.

Таким образом, было показано, что шимпанзе способны не только широко использовать готовые " орудия", но и изготавливать их, а также производить множество разных манипуляций по " доводке" заготовок до состояния, пригодного для решения задачи. Так они успешно открывают разнообразные замки, предварительно заостряя заранее отгрызенные или отломанные палки и щепки. Широко распространено изготовление орудий и успешное их использование и в естественной обстановке.

Все описанные выше эксперименты, проведенные В. Келером, Р. Йерксом, Н. Ладыгиной-Котс, Г. Рогинским, А. Фирсовым и др. также предполагали использование тех или иных орудий. Ладыгина-Котс относит орудийную деятельность шимпанзе к проявлениям мышления, хотя и подчеркивает его специфику и ограниченность по сравнению с мышлением человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.