Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные традиции изучения поведения животных.






Три направления о поведении животных:

 

1) Психологическая традиция

В описываемый период основной психологической школой в области изучения поведения животных стала американская сравнительная психология. Сравнительно немногочисленные зоопсихологические исследования, проводившиеся в рамках этой традиции в Европе, были сконцентрированы на проблемах психики животных, и мы не будем здесь на них останавливаться.

Американская зоопсихология, за которой там закрепилось название " сравнительная психология", развивалась практически с самого начала как раздел психологии. Именно в американской психологии поведение животных стало фундаментальным психологическим понятием и самостоятельным предметом изучения. На психологических факультетах читались курсы по зоопсихологии и создавались зоопсихологические лаборатории, в которых работали главным образом исследователи, получившие психологическое образование. Под зоопсихологией, или сравнительной психологией, в Америке понимался прежде всего психологический подход к изучению поведения и психики животных. Как известно, зоопсихология сыграла важнейшую роль в возникновении и формировании бихевиоризма, провозгласившего поведение главным и единственным предметом изучения в психологии. Фактически бихевиоризм стал квинтэссенцией американской сравнительной психологии начала XX в. Дж. Уотсон, сформулировавший кредо бихевиоризма, развивал свою концепцию первоначально в русле зоопсихологии, обобщив и расширив преобладающий в ней к тому времени подход, и затем распространил его на поведение человека (см. [Dewsbury, 1984]). Бихевиористская ориентация в широком смысле стала определяющим фактором в формировании парадигмы американской сравнительной психологии, и дальнейшая эволюция бихевиоризма постоянно влияла на ее развитие.

 

2) Физиологическая традиция

Для физиологов, не участвовавших в зоопсихологическом движении, и для нейрофизиологии в целом не только в описываемый период, но и практически почти до середины XX в. поведение животных не было специальным предметом изучения. Исключение среди таких физиологов составляли только школа Ч. Шеррингтона и школа И. П. Павлова. Для большинства же физиологов основной целью было изучение внутренних физиологических процессов и простейших реакций, а не поведения как самостоятельного предмета. Поведение, бывшее для них просто конечным результатом этих процессов, они чаще всего трактовали с позиций рефлекторной теории как цепь рефлексов. В этот период тем не менее были физиологи, прежде всего среди занимавшихся физиологией беспозвоночных, которые активно работали в зоопсихологии как междисциплинарной области и создавали общие концепции поведения животных. На рубеже XX в. в Германии появилась так называемая " объективная школа", наиболее известными представителями которой были такие физиологи, как А. Бете, Т. Бер и поначалу Я. фон Икскюлль, а также зоологи Г. Циглер, занимавшийся анатомией нервной системы беспозвоночных, и О. Цур-Штрассен. Они считали, что действия животных и все процессы, связанные с ними, начиная с восприятия, следует объяснять чисто физиологически, не обращаясь к психике. При объяснении поведения животных представители этой школы исходили из рефлекторной теории и рассматривали его как цепь рефлексов. На рубеже и в начале XX в. до того, как представление об условных рефлексах получило широкое распространение, рефлексы рассматривались как унаследованные реакции, а все явления, связанные у животных с памятью и способностью учиться, считались проявлением психической активности, и именно это Бете отвергал. Другие представители " объективной школы" признавали у животных способность к обучению и приобретению новых форм поведения, но искали для них чисто физиологическое объяснение. На рубеже XX в. возникла еще одна известная школа объективистской ориентации, рассматривавшая поведение животных с позиций теории тропизмов, выдвинутой Ж. Лебом в конце 80-х гг. XIX в. Он считал, что для понимания поведения следует обращать внимание не столько на функционирование нервной системы самой по себе, сколько на физико-химические процессы.

На рубеже XX в. возникла еще одна известная школа объективистской ориентации, рассматривавшая поведение животных с позиций теории тропизмов, выдвинутой Ж. Лебом в конце 80-х гг. XIX в. Он считал, что для понимания поведения следует обращать внимание не столько на функционирование нервной системы самой по себе, сколько на физико-химические процессы, происходящие в организме в целом. Поначалу эта школа приобрела много сторонников как среди физиологов, так и среди зоологов, но в 20-е гг. уже утратила свою популярность. Рассматривая физиологическую традицию в изучении поведения, следует учитывать, что физиология и зоология в описываемый период не всегда четко разграничивались, особенно когда это касалось изучения беспозвоночных. Многие конкретные исследования, которые проводили зоологи, особенно связанные с изучением сенсорных функций, могли рассматриваться в русле физиологии и их часто печатали в физиологических журналах, и наоборот. Среди наиболее известных из множества работ по сенсорой физиологии, лежащих на стыке физиологии и зоологии, в качестве яркого примера можно назвать исследования восприятия у пчел К. фон Фриша, прославившегося открытием у пчел языка танцев.

 

3) Зоологическая традиция

Поскольку на рубеже XX в. среди зоологов возникло движение за исследование живых организмов в их целостности, а не только мертвых образцов и лабораторных препаратов, они стали считать поведение животных одним из важных аспектов их изучения, особенно, если учесть, что " поведение" и " привычки" часто понимались широко как особенности образа жизни. Причем у многих зоологов конца прошлого - начала нынешнего веков изучение поведения и психики как отдельных научных предметов часто велось параллельно и было между собой тесно связано.

Основная цель зоологической традиции в изучении поведения животных было то, что состояла в исследовании видоспецифичного поведения, т.е. поведения, характерного для данного вида животного, как одного из признаков, отличающий данный биологический вид наряду с его морфологией и анатомией. Следует подчеркнуть, что эта традиция отличалась интересом именно к видоспецифичному поведению, а не просто изучением поведения животных в естественных условиях, как нередко ее характеризуют. Зоологи-профессионалы изучали поведение, главным образом, в условиях неволи, в том числе в зоопарке и в лаборатории. Примером могут служить исследования Г. Дженнингса, занимавшегося поведением беспозвоночных и Ч. Уитмана, У. Крейга, О. Хайнрота, занимавшихся, главным образом, поведением птиц. При этом зоологи старались приблизить эти условия к природным или, по крайней мере, дать возможность проявится естественному поведению. В центре внимания зоологов было инстинктивное поведение как поведение типичное для всех представителей данного биологического вида. Зоологи были активными участниками общей междисциплинарной зоопсихологической полемики по проблеме инстинкта - как самого поведения, так и его основы. Хотя на исследованиях поведения, проводимых зоологами, лежала общая печать зоологической традиции естес

твенной истории, на наш взгляд, в описываемый период здесь трудно выделить четко выраженные и сколько-нибудь крупные научные школы. Скорее можно говорить о существовании в этот период мало сплоченных групп исследователей, связанных личными или только заочными (по переписке) связями и оказывающими друг на друга разнообразное влияние, а не о непосредственной тесной преемственности научных представлений в соответствии с определенными парадигмами, подобными той, что объединяла, например, американскую сравнительную психологию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.