Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходные данные. Напряжение на двигателе В,






Напряжение на двигателе В,

= 0, 32,

Масса поезда = 3500 т,

Конструкционная скорость VК=100 км/ч,

Расчетный подъем iр = 12 %,

Кvp = 0, 44.

 

Сила тяги электровоза при установившейся скорости (dV /dt = 0) равна сопротивлению движению поезда:

кН

где - расчетный подъем, %,

- масса поезда, т;

- основное удельное сопротивление движению поезда, кгс/т

Мощность электровоза:

кВт  

Между расчётной и конструкционной ско­ростями существует прямая зависимость /2/:

км/ч  

Между номинальной мощностью электровоза и мощностью, реализуемой на расчётном подъёме сущест­вует соотношение:

кВт  

где - коэффициент эксплуатационной перегрузки на расчётном подъёме.

Номинальная (часовая) мощность тягового двигателя определится как:

кВт  

где m – количество тяговых двигателей. Принимаем m =8.

Так как кВт, то оставляем принятое число тяговых двигателей.

Масса электровоза:

т  

где т/ось – нагрузка на ось.

Номинальный ток определяется из выражения:

А  

где - кпд номинального режима.

Сила тяги на ободе колеса:

кН  

где - скорость электровоза в номинальном режиме, км/ч.

Скорость номинального режима связана со скоростью на расчетном подъеме соотношением /1/:

км/ч  

Суммарное сопротивление обмоток двигателя находится как

Ом  

Составим и заполним табл. 18.1.

Таблица 18.1

Сопротивления отдельных элементов двигателя

в долях от суммарного

Обмотка двигателя Сопротивление
Двигатель некомпенсиров.
Якорь, Ом
Дополнительные полюса, Ом
Главные полюса, Ом
Компенсационная обмотка, __

Рассчитаем характеристики двигателя на основе метода аналогий. Результаты сведем в табл. 18.2.

Таблица 18.2

Расчетные значения характеристик тягового

двигателя, приведенных к ободу колеса, в долях от параметров номинального режима

Ток двигателя, Скорость движения, Сила тяги, Удельная э.д.с.,
149.1 80.96 80.96 17.36
198.8 69.46 69.46 21.08
298.2 56.12 56.12 25.73
397.6 49.68 49.68 28.83
       
596.4 43.24 43.24 32.55
695.8 40.94 40.94 34.1

Рассчитаем характеристики тягового двигателя при последовательном и последовательно-параллельном соединении.

Для этого задаются каким либо током I, по зависимости определяют соответствующую этому току скорость V и по формулам:

км/ч  
км/ч  

где , , - напряжения на двигателях при соответствую­щих соединениях двигателей,

Находим соответствующие значения скорости на соединениях СП и С. Расчёты выполняем для ряда значений тока (удобно использовать значения тока из табл. 18.2). Результаты расчёта пред­ставляем в виде табл. 18.3.

Таблица 18.3

Скоростные характеристики П, СП и С

соединений двигателей

I, A , км/ч , В , В , км/ч , В , км/ч
149.1 80.96 1483.4 733.435 40.0 358.435 19.5
198.8 69.46 1477.9 727.9133 34.2 352.9133 16.5
298.2 56.12 1466.8 716.87 27.4 341.87 13.0
397.6 49.68 1455.8 705.8266 24.0 330.8266 11.2
    1444.7 694.7833 22.1 319.7833 10.1
596.4 43.24 1433.7 683.74 20.6 308.74 9.3
695.8 40.94 1422.6 672.6966 19.3 297.6966 8.5

 

Расчет характеристик ослабленного поля проводим аналитическим методом. Коэффициент ослабления поля изменяем с шагом 0.17. Результаты сводим в табл. 18.4.

 

Таблица 18.4

Характеристики ослабленного возбуждения

β =0, 83 β =0, 66 β =0, 49 β =0, 32
I, A Fкд, кН I, A Fкд, кН I, A Fкд, кН I, A Fкд, кН
179.6 8.4 225.9 10.6 304.2 14.2 465.9 21.8
239.5 14.4 301.2 18.1 405.7 24.4 621.2  
359.2 28.9 451.8 36.3 608.5 48.9 931.8  
479.0 45.1 602.4 56.8 811.4 76.5 1242.5 117.1
598.7 60.2 753.0 75.7 1014.2 102.0 1553.1 156.2
718.5 76.5 903.6 96.2 1217.1 129.5 1863.7 198.4
838.3 92.1 1054.2 115.9   156.1 2174.3 239.0
958.0 107.8 1204.8 135.6 1622.8 182.6   279.6
1077.8 123.4 1355.4 155.3 1825.7 209.1 2795.6 320.3

Выполним проверку на соответствие коэффициента неравномерности пуска по току:

 

Условие по значению коэффициента неравномерности пуска по току выполняется.

Сила тяги электровоза складывается из сил тяги каждого из двигателей, отнесенных к ободам колес:

 

Результаты расчетов для каждого режима работы (по магнитному полю) сводим в табл. 18.5.

 

Таблица 18.5

Расчётные данные силы тяги электровоза

 

β =0, 83 β =0, 66 β =0, 49 β =0, 32
Fк, кН Fкд, кН Fк, кН Fкд, кН Fк, кН Fкд, кН Fк, кН Fкд, кН
  8.4 67.4 10.6 84.8 14.2 114.2 21.8
  14.4 115.6 18.1 145.4 24.4 195.9  
  28.9 231.3 36.3 290.9 48.9 391.8  
937.5 45.1 361.4 56.8 454.5 76.5 612.2 117.1
  60.2 481.9 75.7 606.0 102.0 816.32 156.2
1587.5 76.5 612.0 96.2 769.6 129.5 1036.7 198.4
1912.5 92.1 737.34 115.9 927.2 156.1 1248.9 239.0
2237.5 107.8 862.6 135.6 1084.8 182.6 1461.2 279.6
2562.5 123.4 987.9 155.3 1242.4 209.1 1673.4 320.3

 

Для расчета ограничений пускового режима по условиям сцепления, вычислим предварительно:

кН  

где - расчётный коэффициент сцепления;

Р - масса электровоза, т (см. 2.6);

g - ускорение свободного падения;

m - количество двигателей электровоза.

Коэффициент сцепления для ЭПС постоянного тока:

 

Результаты для выбранного ряда скоростей заносим в табл. 18.6.

Таблица 18.6

Расчетные параметры ограничения по сцеплению

Ψ Fкд, кН
0.225125 55.21197
0.233462 57.25668
0.243275 59.66316
0.248099 60.8462
0.250893 61.53146
0.253011 62.05105
0.254795 62.48848
0.255874 62.75318
0.256961 63.01976

Следующий этап расчета – расчет ступеней пускового реостата.

Ток первой маневровой позиции выбираем из условия разгона одиночного локомотива на площадке с ускорением dV/dt =0, 3…0, 4 /6/. Принимаем А.

Величина пус­кового резистора на первой маневровой позиции:

Ом  

где В - напряжение в контактной сети;

В качестве схемного решения принимаем схему пускового резистора, предложенную в приложении на рис. П.2. Данная схема позволяет использовать все три группировки двигателей (П, СП, С).

Определяем абсолютную величину сопротивления каждой секции принятого пускового резистора. Результаты сводим в табл. 18.7.

Таблица 18.7

Таблица абсолютных значений

сопротивления секций пускового реостата

Обозначение Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7
Сопротивление 1, 48 1, 54 1, 27 2, 22 0, 89 1, 35 2, 04
Обозначение Р8 Р9 Р10 Р11 Р12    
Сопротивление 0, 85 0, 64 5, 90 0, 66 0, 45    

Находим сопротивления пускового резистора на каждой позиции кон­троллера машиниста электровоза. Составляем и заполняем табл.18.8.

Таблица 18.8

Таблица сопротивлений пускового резистора на каждой позиции кон­троллера машиниста электровоза

Поз. Сопротивление
  19.27329
  19.27329
  13.41421
  9.752285
  7.709316
  6.167453
  5.300155
  4.45213
  3.854658
  2.775354
  2.466981
  1.611247
  1.196871
  0.888499
  0.450995
   
  2.428435
  2.023695
  1.501389
  1.343348
  1.07545
  1.004138
  0.695766
  0.412448
  0.275608
  0.161125
   
  1.131342
  0.992574
  0.819115
  0.67842
  0.535797
  0.439431
  0.312227
  0.189456
  0.086923
   

Скоростные характеристики каждой позиции определяет выражение:

км/ч  

где - напряжение на двигателе (например, для всех пози­ций Псоединения двигателей = 1500 В), В;

- см. (4.5), Ом;

- ток двигателя, А;

- см. (3.4), Ом;

- см. табл. 3.3 и рис. 3.1, В/км/ч;

m’ - число последовательно соединенных двигателей;

n’ - число параллельно соединенных двигателей.

Расчет скоростных характеристик ввиду большого количества объемов вычисления выполняется в Microsoft Excel. По результатам расчетов строится скоростная характеристика электровоза и пусковая диаграмма (рис. 10.7) при помощи программы Advanced Grapher. На график наносятся электромеханические характеристики пусковых ступеней двигателей в зоне ограничений по токам. Ограничиваем броски тока при пуске: А,

А. На каждой позиции пускового сопротивления просчитываем по две точки: точка минимального и максимального токов.

Для перехода с одного соединения двигателей на другое используем вентильный переход. Вначале расчета переходного режима необходимо рассчитать величину вводимого сопротивления:

 

Ом  

где В - напряжение сети;

- максимальный пусковой ток;

- определяется по рис. 3.1;

- скорость электровоза при переходе с одного соединения на другое (определяется для соответствующего переходе с С на СП или с СП на П по характеристи­кам ) соответственно для безреостатных по­зиций С или СП соединений при ; - сопротивление обмоток двигателя;

- количество последовательно соединенных двигателей до перехода;

- то же после перехода.

C-CП переход: R = 0.348611 Ом,

CП-П переход: R = 1.043056 Ом.

Количество последовательно включенных диодов:

 

где В - пробивное напряжение разрядника электровоза /9/: - допустимое повторяющееся напряжение (зависит от класса вентиля, например. Применяем вентили седьмого класса. В этом случае для седьмого класса = 700 В);

- коэффициент неравномерности распределения обратного напряжения между последовательно соединенными вен­тилями, .

Принимаем РV = 14.

Количество параллельно включенных диодов:

 

Принимаем =1.

Таким образом, каждый контакт, обведенный на рис. П.2 окружностью, шунтируем группой из 14 последовательно включенных диодов.

Теперь произведем расчет характеристик ослабленного поля. В качестве схемного решения выбираем схему, предложенную на рис. 6.1

Дорабатываем ее до нужного нам числа ступеней (4) и получаем:

Рис. 4.1. Схемное решение ослабления поля

Сопротивление шунтирующего резистора:

Ом  

где - сопротивление шунтирующего резистора на i -ой позиции ослабления поля;

- коэффициент ослабления поля на i -ой позиции ОП (см. 3.3 и задание);

- сопротивление обмоток главных полюсов (см. табл. 3.2);

Ом- сопротивление кабелей цепи главных полюсов;

Ом - сопротивление индуктивного шунта;

Ом - сопротивление кабелей шунтирующей цепи.

Определяем на последней ступени ОП. Затем повторяем расчёт для всех других ступеней ОП. Результаты сводим в табл. 18.9.

Таблица 18.9

Значения секций реостата

ослабления возбуждения

Секция Сопротивление
  0.011412 Ом
  0.043137 Ом
  0.086275 Ом
  0.258824 Ом

 

 

Рассчитаем систему рекуперативного торможения.

В качестве схемного решения принимаем схему, изображенную на рис. 7.1. с тем отличием, что, так как применяется восьмиосная машина, то число возбудителей – два.

Тормозное усилие, развиваемое электровозом, складывается из тормозных усилий каждого двигателя:

кН  

где m - количество тяговых двигателей на электровозе;

- ток якоря двигателя в режиме рекуперации, А;

- см. табл, 3.3 в абсолютных значениях, В/км/ч;

- к.п.д. зубчатой передачи /3/;

- к.п.д. двигателя (см. табл. 3.1);

-добавочное тормозное усилие, связанное с механи­ческими и электрическими потерями мощности.

Если составляет 3% от первого слагаемого, то тормозное усилие можно представить как:

кН  

Зависимость скорости от тока в якоре определяется выражением:

км/ч  

Составим и заполним таблицу 18.10.

 

Таблица 18.10

Расчётные данные тормозных характеристик

Позиция А
, А , В/км/ч В, кН , км/ч , км/ч , км/ч
  129.5716 8.8   183.3333 91.66667 45.83333
  156.7398 10.48548   153.8635 76.93175 38.46588
  190.1776 12.53155   128.7417 64.37085 32.18543
  219.4357 14.24259   113.2753 56.63764 28.31882
  259.6865 16.60226   97.17552 48.58776 24.29388
  287.3563 18.09568   89.15573 44.57787 22.28893
  323.9289 20.09278   80.29418 40.14709 20.07354
  355.2769 21.70669   74.32426 37.16213 18.58106
  386.6249 23.26765   69.33804 34.66902 17.33451
  417.9728 24.7769   65.1144 32.5572 16.2786
  449.3208 26.23565   61.49395 30.74697 15.37349
  480.6688 27.64505   58.35885 29.17943 14.58971
  522.466 29.59823   54.50776 27.25388 13.62694
  543.3647 30.32043   53.20945 26.60473 13.30236
  574.7126 31.58864   51.07322 25.53661 12.7683
  А
  102.4033 8.36 28, 48262 189, 5745 96, 07761 48, 67006
  125.3918 9.96121 33, 93796 159, 1015 80, 63367 40, 84661
  156.7398 11.90497 40, 56039 133, 1245 67, 46834 34, 17745
  188.0878 13.53046 46, 09844 117, 1315 59, 36301 30, 07153
  229.8851 15.77215 53, 7359 100, 4837 50, 92577 25, 79748
  261.233 17.19089 58, 56958 92, 19086 46, 72293 23, 66844
  292.581 19.08814 65, 03353 83, 02763 42, 07894 21, 31594
  334.3783 20.62135 70, 25719 76, 85448 38, 95035 19, 73109
  365.7262 22.10427 75, 30951 71, 69851 36, 33727 18, 40738
  397.0742 23.53806 80, 19445 67, 33109 34, 12383 17, 28612
  428.4222 24.92386 84, 91589 63, 58738 32, 2265 16, 32498
  470.2194 26.2628 89, 47766 60, 34556 30, 58352 15, 4927
  501.5674 28.11832 95, 79945 56, 36337 28, 56532 14, 47034
  522.466 28.80441 98, 13695 55, 02086 27, 88493 14, 12567
  553.814 30.00921 102, 2417 52, 8119 26, 76541 13, 55856
  А
  75.23511 7.7616 56, 96524 191, 6491 98, 40523 50, 46511
  94.04389 9.248197 67, 87592 160, 8426 82, 58713 42, 35312
  123.302 11.05283 81, 12077 134, 5813 69, 10286 35, 43799
  156.7398 12.56196 92, 19688 118, 4133 60, 80116 31, 18063
  200.0836 14.64319 107, 4718 101, 5833 52, 15952 26, 74895
  235.1097 15.96039 117, 1392 93, 19972 47, 85486 24, 54139
  261.233 17.72183 130, 0671 83, 93621 43, 09836 22, 10212
  313.4796 19.1453 140, 5144 77, 69551 39, 89398 20, 45881
  344.8276 20.52207 150, 619 72, 48312 37, 21759 19, 08628
  376.1755 21.85323 160, 3889 68, 0679 34, 95053 17, 92367
  407.5235 23.13984 169, 8318 64, 28323 33, 00723 16, 92709
  459.7701 24.38293 178, 9553 61, 00593 31, 32445 16, 06411
  480.6688 26.10564 191, 5989 56, 98016 29, 25736 15, 00404
  501.5674 26.74262 196, 2739 55, 62296 28, 56048 14, 64666
  532.9154 27.86118 204, 4834 53, 38983 27, 41384 14, 05863
  А
             
             
  22.98851 10.77651 243, 3623 140, 4085 75, 64091 40, 48014
  62.69592 12.24792 276, 5906 123, 5405 66, 55377 35, 61705
  110.6792 14.27711 322, 4154 105, 9817 57, 09451 30, 55481
  156.7398 15.56138 351, 4175 97, 23516 52, 38257 28, 03316
  167.1891 17.27879 390, 2012 87, 57055 47, 17605 25, 24683
  250.7837 18.66666 421, 5431 81, 05963 43, 66848 23, 36971
  282.1317 20.00902 451, 857 75, 62155 40, 73888 21, 8019
  313.4796 21.3069 481, 1667 71, 01517 38, 25732 20, 47386
  344.8276 22.56134 509, 4954 67, 06662 36, 13016 19, 33549
  428.4222 23.77336 536, 8659 63, 64742 34, 28817 18, 34972
  417.9728 25.453 574, 7967 59, 44734 32, 02549 17, 13883
  438.8715 26.07405 588, 8217 58, 03137 31, 26269 16, 7306
  470.2194 27.16465 613, 4503 55, 70155 30, 00756 16, 05891
               

Выполним расчет ограничений характеристик рекуперативного тормоза по условиям тормозного усилия.

Предельные значения тормозного усилия для электровоза определит выражение:

кН  

где - расчётный коэффициент сцепления колеса с рельсом в режиме электрического торможения. Составим и заполним табл. 18.11.

 

Таблица 18.11

Расчётные значения ограничений по тормозному усилию

, км/ ч                
0, 18 0, 186 0, 194 0, 198 0, 2 0, 202 0, 205 0, 206
, кН     47, 7 48, 7   49, 9   50, 2

 

Ограничение по максимальной скорости составляет км/ч.

Ограничение по максимальному току возбуждения:

А  

Для определения числа возможных позиций регулирования необходимо вычислить максимальное значение э.д.с. генератора возбудителя:

В  

где Ом - сопротивление обмотки якоря возбудителя;

а - количество последовательно соединенных обмоток возбуждения (в нашем случае 2);

b - количество параллельных цепей обмоток возбуждения (в нашем случае 2);

Затем на характеристиках проводим гори­зонталь, соответствующую 52, 33 В, до точки пересечения с харак­теристикой А. Опускаем из этой точки вертикаль до пересече­ния с осью абсцисс, которая и определит возможное количество по­зиций регулирования тормозного режима. В нашем случае как это показано на рис. 7.2, при В без ограничения можно использо­вать лишь 13 позиций.

Еще одно ограничение – ограничение по условиям коммутации.

Используя рекомендации, составляем и заполняем табл. 18.12.

Таблица 18.12

Расчётные данные ограничений

тормозного режима по коммутации

 

, А Соединение якорей двигателей
П()
, А , В/км/ч В, кН V, км/ч
      85, 7493 16, 18331
      55, 62413 51, 78658
      41, 93086 106, 8098
      34, 10614 181, 253
  СП()
      169, 2766 16, 18331
      108, 4708 51, 78658
      80, 83173 106, 8098
      65, 038 181, 253
  С ()
      333, 6512 16, 18331
      210, 814 51, 78658
      154, 9789 106, 8098
      123, 0731 181, 253

По данным табл.18.10, 18.11, 18.12 строим графики, изображенные на рисунке. Из табл. 18.10 построим только графики, полученные граничными значениями позиций контроллера машиниста (т.е. в нашем случае – 1 и 13 позиции) для каждой перегруппировки двигателей.

 


 

Спецчасть

 

Синхронный подвозбудитель


Охлаждающий воздух подается в генератор через сборный стальной патрубок со стороны, противоположной контактным кольцам (со стороны дизеля). В нижней части подшипникового щита под контактными кольцами укреплен стальной патрубок для выброса из генератора нагретого воздуха.

Охлаждающий воздух забирается снаружи тепловоза через воз­душные фильтры, установленные с боков кузова. В фильтрах воздух очищается от пыли, снега, масла, капель воды.

Конструкцией генератора предусмотрено предохранение всего кре­пежа от самоотвинчивания и коррозии.

Возбудитель ВС-650В (рис. 1)—это однофазный синхронный генератор повышенной частоты, защищенного исполнения, самовенти­лируемый, служит для питания (через полууправляемый выпрямитель) постоянным током обмотки возбуждения тягового генератора и отно­сится к вспомогательным тяговым электрическим машинам. Охлаждаю­щий воздух прогоняется через полость машины литым вентилятором из алюминиевого сплава и выбрасывается через окна в станине со стороны контактных колец. Вентиляционные окна на входе и выходе охлаждающего воздуха закрываются съемными сеткой и крышкой с выштампованными в них отверстиями. Вентилятор 16 крепится болтами

Рис. 1

 

к стальной ступице, смонтированной на валу 18 со стороны свобод­ного конца.

Статор (магнитная система) возбудителя состоит из станины 8, изготовленной из листовой стали, в которой установлены восемь полюсов моноблочной конструкции. К станине привариваются с обеих сторон лапы, которыми возбудитель опирается и крепится, а также стальные ребра с проушинами для подъема машины и ее транспорти­ровки.

Сердечники полюсов 14 собраны из штампованных листов электро­технической стали, спрессованы и стянуты заклепками. В башмаки по­люсов встроена короткозамкнутая демпферная обмотка в виде медных стержней круглого и прямоугольного сечений. Катушки полюсов 15 являются элементами независимой обмотки возбуждения возбудителя и соединены последовательно. Концы обмотки выведены в коробку выводов (рис. 2). Изоляция полюсных катушек выполнена из материалов класса F. Катушку и сердечник полюса пропитывают в сборе в эпоксидном компаунде.

Якорь 10 (см. рис.1) возбудителя соединен муфтой с распределительным редуктором дизеля и приводится им во вращение.

*разрезы возбудителя ВС-650В

 

Сердечник якоря возбудителя 12 состоит из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0, 5 мм, нашихтованных на стальной вал. Спрессованный сердечник удерживается в осевом направле­нии латунной втулкой со стороны контактных колец и обмоткодержа-телем со стороны свободного конца вала. Все детали крепятся на ва­лу шпонками. В пазах сердечника якоря 20 уложена волновая обмотка, концы катушек которой пропаяны серебросодержащим припоем в медных втулках, вставленных в прямоугольные пазы по окружности пластмассовой части втулки. Расположение проводников в пазах горизонтальное.

Обмотка 11 укреплена на сердечнике с помощью стеклобандажа 13. Якорь пропитывается в термореактивном лаке. На его вал напрессованы изолированные от него два контактных кольца 9 из специальной антикоррозионной стали, которые с помощью двух контактных шпилек соединены с выводами якорной обмотки. На рабочей поверхности контактных колец нарезают винтообразные канавки.

Якорь опирается на подшипниковые щиты 6 и 17 через два шарико­вых подшипника 3. Подшипники насаживают на вал якоря с натягом и с обеих сторон закрывают стальными крышками 1, 5 с лабиринтными канавками. Подшипниковые щиты центруют в станине «замками» и закрепляют на ней болтами.

Смазку в подшипники добавляют через стальные трубки 21, вва­ренные в отверстия подшипниковых щитов со стороны привода и кон­тактных колец. При запрессовке смазка, заполняя внутреннюю сма­зочную полость каждого из подшипниковых узлов, проходит между шариками подшипника, смазывает их и попадает в наружную сма­зочную полость.

Применена консистентная смазка марки ЖРО ТУ 32 ЦТ 520-73. Щеткодержатели 19 крепят на пластмассовой траверсе и соединяют токосборными шинами с отводами в коробку выводов, а траверсу 7 —болтами к переднему подшипниковому щиту. На рис. 1: 2 — упорное кольцо, 4 — уплотнительное кольцо.

Конструкция щеткодержателя предусматривает постоянство усилия нажатия курка пружины на щетку по мере сра­батывания последней. Щеткодержатель унифицирован с щеткодержателем генератора ГС-501А. На возбудителе применены щетки марки ЭГ-4 раз­мером 25 х 32 х 64 мм с резиновыми амортизаторами. Давление пружины на щетку обеспечивается в пределах 16—20 Н (1, 6—2, 0 кгс).

 

Рис. 2 Схема соединения

возбудителя

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.