Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Желающему овладеть культурой слушания




1. Расстаться с самонадеянностью. Никогда не начинайте слушание с мыслью, что вы знаете о предмете больше, чем ваш собеседник. Куда более полезной будет установка: "Мне ясно, что мой взгляд на эту проблему ограничен, и я приложу все усилия, чтобы посмотреть на нее глазами говорящего."

2. Не прерывайте собеседника, дайте ему высказаться до конца. Каждый раз, когда вам кажется, что вопрос уже исчерпан и говорящему пора "закругляться", не торопитесь сказать ему об этом или дать понять каким-либо иным способом, начав, например, посвистывать, показывать на часы или нетерпеливо барабанить пальцами по столу. Очень может быть, что самое важное он отложил на конец сообщения, и, прервав его, вы можете так и не узнать, что же все-таки хотели вам сказать. Желание прервать собеседника нарастает по мере эмоциональной вовлеченности в в предмет разговора - и об этом тоже надо помнить.

3. Запаситесь терпением. Многие люди думают вслух и наощупь продвигаются к своей точке зрения. Их первоначальное высказывание является лишь грубым приближением к основной мысли. Самое худшее, что тут можно сделать - это посоветовать говорящему "не тянуть резину" и поскорее "взять быка за рога". Это только затянет сообщение и принесет больше вреда, чем пользы. Ни словом, ни видом не показывайте рассказчику, что его трудно слушать. Чтобы ваш собеседник раскрылся и высказал наконец свою мысль, ему надо дать время.

4. Подчеркните заинтересованность. Еще Ч.Дарвин заметил, что наклон головы набок связан с заинтересованностью и создает впечатление интенсивного слушания. Вовремя сделанный кивок или одобрительное восклицание также свидетельствуют говорящему о том, что его слушают, его сообщение интересно и он не тратит времени зря. На словах это выглядело бы примерно так: "Я рад, что вы так основательно проработали тему. Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю." Демонстрировать такую позицию желательно независимо от того, с каким типом собеседника вы имеете дело, и она тем более полезна, если ваш партнер интроверт.

5. Перескажите услышанное. Дав собеседнику возможность закончить свою мысль, возьмите за правило коротко, своими словами пересказывать услышанное. После этого вежливо поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Формы вопросов могут быть самыми разными: "Итак, вы хотели этим сказать...", "Я правильно понял, что...", "Разрешите я подытожу...". Подобными фразами вы даете собеседнику возможность еще раз почетче сформулировать его мысль. Это поможет вам вовремя заметить непонимание и избежать распространенной ошибки - приписывания говорящему того, чего он не имел в виду, ибо нет лучшего критерия правильности понимания другого, как его реакция на ва-
шу попытку истолковать его высказывание. Привычка пересказывать мысли собеседника, кроме того, отсрочит на некоторое время вашу реакцию на услышанное, что полезно уже само по себе.



6. Избегайте поспешных выводов. Опыт учит, что первые импульсивные реакции на обращенное к нам послание чаще бывают неверными. Отношения и призывы говорящего, как правило, скрыты, многозначны и редко когда лежат на поверхности, поэтому всякая скорая попытка расшифровать их должна рассматриваться вами лишь как одна из версий. Найдите способ отсрочить вашу реакцию на высказывание и не спешите отдать предпочтение одной из версий.

7. Научитесь читать жесты. Информация, которая передается на словах, это порой только малая часть, по сравнению с той, которая присутствует в сообщении. Во-первых, объективно не все можно выразить словами; во-вторых, по субъективным причинам многое камуфлируется и остается "за кадром". Вы станете получать массу дополнительных сведений, если научитесь читать жесты, мимику и другие сопроводители словесных сообщений, которые не только передают, но порой также и выдают некоторые наши мысли. Кстати, в ситуациях, когда жесты расходятся со словами, психологи советуют верить жестам, а не словам.

8. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. Если вы хороший слушатель, вас не должны раздражать манера и выразительные средства, которые использует говорящий. Помните, медлительность и монотонность - это свойства темперамента, а не способ вывести вас из себя. Слушая, вы должны воспринимать только то, что добавляет к вашим знаниям и опыту. Отражение разговорных, физических и прочих особенностей собеседника - это цели для других коммуникаций.



9. Спокойно реагируйте на высказывание собеседника. Если говорящий возбужден, это невольно передается слушающему, а эмоция, как известно, плохой помощник пониманию. Еще хуже, когда в ходе слушания выясняется, что говорящий убежден, а слушающий предубежден относительно высказываемого. В таких случаях мы обычно прекращаем слушать и начинаем планировать контрдоводы. Нам почему-то важнее выслушать союзника, чем оппонента, хотя по логике вещей, казалось бы, должно быть наоборот. Отмеченные эмоциональные фильтры срабатывают почти автоматически и нужны определенные усилия, чтобы не оказаться в их власти. Хорошо помогает в таких случаях прием самовнушения. Попробуйте неторопясь, отделяя одно слово от другого, несколько раз повторить себе: "Понимание точки зрения собеседника является для меня полезным, интересным и доставляющим удовольствие делом."

10. Не притворяйтесь, не демонстрируйте ложную внимательность. Если вам уже ясно, что надоедливая и неинтересная речь собеседника начисто лишена всякой полезной информации и никакого "информационного взрыва" наперед в ней также не предвидится, то вы оказались в трудном положении. Из него видится только два выхода: первый - сослаться на нехватку времени и пообещать дослушать собеседника в другой раз; второй - набраться терпения и попытаться извлечь-таки из сообщения хоть какую-то пользу, поставив, например, себе целью уяснить, чем позиция человека сведущего в данном вопросе отличается от точки зрения дилетанта. Чаще же из чувства излишней вежливости мы начинаем притворяться, демонстрируем подчеркнутую внимательность. Однако наш рассеянный взгляд и отчаянные попытки подавить зевоту не ускользают от внимания говорящего. Он начинает путаться, теряет нить разговора и муки обоих только продлеваются.

11. Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на второстепенные факты. Любой даже самый основополагающий факт, выхваченный из контекста и взятый сам по себе, мало что значит. Если вы, к примеру, уяснили из сообщения, что цена бензина на сегодня составляет 1700 рублей за литр, но не обратили внимания на то, какой она была вчера и каковой ожидается на завтра, то вы мало что поняли из того, что вам хотели сказать. Хороший слушатель, во-первых, различает, какие факты являются второстепенными, а какие - главными; во-вторых, (и в этом главное) он сопоставляет факты друг с другом и старается понять, какая мысль за ними кроется. Поэтому, слушая собеседника, полезно спрашивать себя: "те ли факты я выбрал для анализа?", "объективно ли я их оцениваю?", наконец, "не просмотрел ли я за деревьями леса?"

12. Приспосабливайте темп мышления к речи. Мы способны воспринимать 650 - 700 слов в минуту, а человек говорит в среднем 150 - 160, но бывает и меньше. Слушая медлительного собеседника, мы нередко испытываем соблазн параллельно заняться еще чем-нибудь "полезным". В результате одни позволяют себе немного расслабиться и подремать, другие, наоборот, начинают усиленно реагировать на телефонные звонки или события за дверью. Провалы в восприятии сообщения в таком случае неизбежны. Хороший слушатель либо устроится так, чтобы его ничто не отвлекало, либо, несмотря на помехи, полностью сосредоточится на словах собеседника.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал