Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С - Р - К -.






 

Не утруждайтесь напрасными поисками! Кроме " сороки" все равно ничего не подойдет. Отсюда мы должны сделать вывод, что именно согласные, и только они, жестко фиксируют смысл слова. Следовательно, в конспективной записи, в случае необходимости сократить слово, пропускать можно только гласные. Не все, конечно, а, скажем, через одну. Этот прием, заимствованный из арабской письменности, так и называется пропуск гласных.

Однако самым мощным и по многим соображениям наиболее желательным способом сокращения записи является использование пиктограм.

Пиктограммы - это упрощенные, стилизованные рисунки типа дорожных знаков или известных каждому изображений на ручках телевизора: - яркость - контрастность, - громкость.

Пиктограммы хороши тем, что подключают зрительную память, которая, как известно, является самой продуктивной. Говорят же: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." Пиктограммы хороши тем, что они оставляют в сознании " образ" информации. Способ применения стилизованных рисунков в конспективной записи тоже не нов. Химики, например, давно используют такие пиктограммы:

 

  - пробирка,   - колба,   - реторта.  

 

Конечно, изображать в виде рисунков абстрактные гуманитарные понятия не легко. Зато там, где это удается, эффект бывает только положительным.

Не знаю, кто первым это изобрел, но посмотрите как легко читаются пиктограммы распределения времени урока в конспекте молодого учителя.

 

  - опрос - 15 мин.   - изложение нового материала - 20 мин.   - закрепление - 10 мин.  

 

Не надо напрягать зрение или, не дай бог, надевать очки, чтобы среди однообразных строк отыскать нужное. Кстати, комбинируя пиктограммы с аббревиатурами, кванторами, временными сокращениями и т.д., мы получим то, что педагог В.Ф.Шаталов называет опорными сигналами.

Как видим, приемов сокращения слов, словосочетаний и терминов достаточно много. И, как всегда в таких случаях, возникает потребность как-то их упорядочить. Лучше, если каждый сделает это сам, исходя из собственных потребностей и вкусов.

Ну, а если это не принципиально, то можно воспользоваться рекомендациями Л.Ф.Штернберга, который предлагает букву " в обертке" использовать для сокращения терминов; кванторы - для замены вспомогательных, но часто употребляемых слов типа " изучать", " развивать"; буквенные аббревиатуры - там, где это не вызовет двусмысленности при чтении конспекта; пропуск гласных и " хвостики" - когда возникает необходимость; временные сокращения - как можно реже; пиктограммы - всюду, где это только возможно.

 

В заключение приведем в качестве примера некоторые из сокращений, которые мы используем для конспектирования психологических текстов.

 

  - отражение
  - психика
  - сознание
  - самосознание
  - подсознание
- личность   - направленность личности
- индивид   - мотив
  - установка   - потребность
  - мотивационно-потребностная сфера   - воздействие, влияние
    - положительное воздействие   - негативное воздействие   - многозначное воздействие
  - постоянное воздействие   - минимальное воздействие   - максимальное воздействие
- взаимодействие, взаимовлияние   - опосредованное воздействие   - цель   - конфликт
    - субъект   - объект   - деятельность
    - общение   - анализ   - синтез
    - наблюдение   - эксперимент   - тест
    - рецептор   - анализатор   - девочка
    - мальчик   - коллектив   - учитель
- план, конспект   - документация   - точка зрения
- развитие   - обратное развитие, деградация
  - отсутствие развития, кризис   - ускоренное развитие, акселерация   - зона ближайшего развития
  - интериоризация     - экстериоризация
    - асимметрия больших полушарий   - внимание   - ощущение
- восприятие   - память   - мышление
    - фантазия, воображение   - чувства, эмоции   - воля
    - темперамент     - характер     - способности

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.