Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утверждения как средство для написания корректного ПО






 

Первое использование является чисто методологическим и, вероятно, самым важным. В деталях оно рассматривалось в предыдущих разделах: точные требования к каждой программе, глобальные свойства классов и циклов - все это помогает разработчикам производить программный продукт, корректный с самого начала в противоположность подходу, пытающемуся добиться корректности в процессе отладки. Преимущества точной спецификации и систематического подхода к конструированию программ не могут быть преувеличены. Во всей этой книге всякий раз при встрече с программным элементом его формальные свойства выражались точно, насколько это было возможным.

Ключевая идея этой лекции - Проектирование по контракту. Использование компонент некоторого модуля является контрактом с его службами. Хорошие контракты точно специфицируют и ограничивают права и обязанности каждого участника. В проектировании ПО, где корректность и устойчивость так важны, необходимо раскрытие терминов контракта, как предварительное условие их следованию. Утверждения дают способ точно установить, что ожидается и что гарантируется каждой стороне в этом соглашении.

 

Использование утверждений для документирования: краткая форма класса

 

Второе использование является основным в производстве повторно используемых программных элементов и, более обще, в организации интерфейсов модулей в большой программной системе. Постусловия, предусловия, инварианты классов обеспечивают потенциальных клиентов модуля необходимой информацией о предлагаемых модулем службах, выраженной в соответствующей и точной форме. Никакое количество описательной документации не может заменить множества аккуратно выраженных утверждений, являющихся частью самого ПО.

В самом последнем разделе этой лекции можно ознакомиться с проектом, где эти правила были проигнорированы, что обошлось в $500 миллионов и привело к провалу космического проекта.Средство автоматической документации short использует утверждения, как важную компоненту при извлечении из класса информации, значимой для потенциальных клиентов. Краткая форма класса - его описание на более высоком уровне. Она включает только ту информацию, которая полезна авторам клиентских классов, ничего не показывая из скрытых компонент, и не раскрывая реализации открытых. Но краткая форма сохраняет утверждения, составляющие основу документации, устанавливая контракты, которые класс предлагает своим клиентам.

Вот пример краткой формы класса STACK4:

 

indexing

description: " Стеки: Структуры с политикой доступа Last-In, First-Out %

%Первый пришел - Последний ушел, с фиксированной емкостью"

class interface STACK4 [G] creation

make

feature -- Initialization (Инициализация)

make (n: INTEGER) is

-- Создать стек, содержащий максимум n элементов

require

non_negative_capacity: n & gt; = 0

ensure

capacity_set: capacity = n

end

feature -- Access (Доступ)

capacity: INTEGER

-- Максимальное число элементов стека

count: INTEGER

-- Число элементов стека

item: G is

-- Элемент в вершине стека

require

not_empty: not empty -- i.e. count & gt; 0

end

feature -- Status report (Отчет о статусе)

empty: BOOLEAN is

-- Пуст ли стек?

ensure

empty_definition: Result = (count = 0)

end

full: BOOLEAN is

-- Заполнен ли стек?

ensure

full_definition: Result = (count = capacity)

end

feature -- Element change (Изменение элементов)

put (x: G) is

-- Втолкнуть x в вершину стека

require

not_full: not full

ensure

not_empty: not empty

added_to_top: item = x

one_more_item: count = old count + 1

end

remove is

-- Удалить элемент вершины стека

require

not_empty: not empty -- i.e. count & gt; 0

ensure

not_full: not full

one_fewer: count = old count - 1

end

invariant

count_non_negative: 0 & lt; = count

count_bounded: count & lt; = capacity

empty_if_no_elements: empty = (count = 0)

end

 

 

Эта краткая форма не является синтаксически правильным текстом класса, посему здесь используется термин class interface вместо обычного термина class. Хотя достаточно просто превратить эту форму в правильный отложенный класс, известное понятие, рассматриваемое в деталях при изучении наследования.

В среде ISE получить краткую форму можно одним щелчком соответствующей кнопки в Class Tool; можно генерировать либо плоский текст, либо текст в форматах HTML, RTF, MML (FrameMaker), TEX и других. Можно определить и свой собственный формат.Если сравнить краткую форму утверждений с их оригиналами в классе, то можно заметить, что исчезли все предложения, включающие representation, так как этот атрибут не экспортируется.

Краткая форма документации особенно интересна по следующим причинам:

[x]. Документация является более высокой формой абстракции, чем объект, который она описывает. Это основное требование, предъявляемое к качественной документации. Фактическая реализация, описывающая " как", удаляется. Утверждения, объясняющие " что", а в некоторых случаях и " почему", остаются. Сохраняются заголовочные комментарии к программам и описания, включаемые в предложение indexing, дополняющие в менее формальной форме утверждения, поясняя цель и назначение программы.

[x]. Являясь прямым следствием принципа Самодокументирования, изучаемого в нашем обзоре концепций модульности, краткая форма рассматривает документацию как информацию, содержащуюся в самом программном продукте. Это означает, что есть только один сопровождаемый продукт, - важное требование, проходящее через всю книгу. Как результат, появляется больше шансов корректности документации. Сохраняя все в одном месте, вы уменьшаете риск несоответствия документации обновленному продукту.

[x]. Краткая форма может быть извлечена из класса автоматически. Так что документация не есть нечто, требующее специального написания. Вместо этого, когда она необходима, вы просто " просите компьютер" произвести это нечто, щелкнув кнопкой мыши.

Интересно сравнить этот подход с понятием интерфейса пакета в языке Ada, где модуль (пакет) состоит из двух частей - интерфейса и реализации. Java использует подобный механизм. Интерфейс пакета имеет некоторое сходство с краткой формой, но имеет и существенные различия:

[x]. Здесь нет утверждений, так что вся спецификация сводится к объявлению типов и комментариям.

[x]. Интерфейс не создается автоматически, а пишется независимо от реализации. Поэтому разработчик дважды должен задавать многие вещи: заголовки программ, их сигнатуры, комментарии к заголовкам, объявления открытых переменных. Эта навязанная избыточность утомительна (вдвойне при включении утверждений) и, как обычно, повышает риск несоответствия; всегда есть шанс, обновить одну часть и забыть про другую.

Краткая форма, дополненная ее вариантом - плоско-краткой формой (flat-short form), изучаемой при рассмотрении наследования, является принципиальным вкладом в ОО-метод. В повседневной практике ОО-разработки она появляется не только как средство документирования, но и как стандартный формат, в котором разработчики и менеджеры изучают существующие проекты, разрабатывают новые и обсуждают предложения по изменению проектов.

Краткая форма играет центральную роль в ОО-разработке, поскольку она удовлетворяет цели, определенной при анализе требований, обеспечивающих повторное использование. Суть требования: основой повторного использования являются абстрактные модули. Класс в его краткой или плоско-краткой форме является тем самым разыскиваемым абстрактным модулем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.