Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции рынка.






Рынок: экономическое содержание и структура. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного произ-ва и обращения, сов-ть отношений товарного обмена. Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Субъектами рынка явл. продавцы и покупатели. В кач-ве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы, гос-во. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Объектами рынка явл. товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукции, но и факторы произ-ва (земля, труд, капитал), услуги. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях: 1. Регулирующая, ее рынок осущ-ет поср-вом оперативного реагирования на изменения спроса и предложения. 2. Информационная - воплощена в ценах. Состояние и динамика цен позволяют исследовать и прогнозировать рын. конъюнктуру, харак-щую состояние произ-ва и потребления в конкретный период времени. 3. Посредническая: Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизв-лей и потреб-лей. 4. Ценообразующая - У каждого товаропроизв-ля складываются свои индивид-ные ст-ти и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соотв-но общ-ные, рыноч. цены, кот. одновременно отражают и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы. 5. Санирующая: Очищение общ-ного произ-ва от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хоз. единиц с помощью конкуренции. 6. Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с з/п. 7. Стимулирующая функция. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на произ-во продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Рынок включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Основные категории рыночных отношений.

Экономические и соц. условия формирования и становления рынка. Условия формирования и становления рынка: 1)общ-ное разделение труда и специализация. 4 общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от с/х; выделение посредника-купца, отделение от произ-ва торгового капитала; выделение НИОКР; 2)экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хоз. решений, исторически возникающая на базе частной собственности и затем распространившаяся и на коллективную собственность; 3)разрешение проблемы транзакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением лицензии, с поиском информации, на ведение переговоров, расходы по измерению свойств товаров; 4)самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

Элементы, функции и роль рынка по территориальному, функциональному назначению, степени ограничения конкуренции, формам продаж, характеру сделок, видам субъектов рыноч. отношений, соответствию действующему законод-ву, по степени зрелости, по уровню насыщения. Критериями для хар-ки структуры и системы рынка могут быть: 1) По объектам: р.товаров и услуг, р. рабочей силы, р. ср-в производства, РЦБ, валюты; р. научно-технич. разработок, рынок информации, рынок средств обращения, р. лицензий, р. отд. товаров или товарных групп и др. 2) По субъектам: • рынок покупателей; • рынок продавцов; • рынок гос. учреждений, • рынок промежуточных продавцов посредников.На р. покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Р. продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением (главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание). Рынок гос. учреждений включает совокупность актов купли-продажи гос. организаций, федерального правительства, местных органов власти. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. 3) По географическому положению: • местный (локальный) рынок; • региональный рынок; • национальный рынок; • мировой рынок. 4) уровню насыщения: • равновесный рынок; • дефицитный рынок; • избыточный рынок. 5) По степени зрелости: • неразвитый рынок; • развитый рынок; • формирующийся рынок. 6) По степени ограниченности конкуренции: • свободный рынок; • монополистический рынок; • олигополистический рынок; • смешанный рынок. 7) По соответствию действующему законодательству: • легальный рынок; • нелегальный (" черный" и " серый") рынок. 8) По отраслям: • автомобильный рынок; • компьютерный рынок и т.д. 9) По характеру продаж: • оптовый рынок; • розничный рынок. 10) С учетом ассортимента товаров: • замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; • насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей; • рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; • смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

Барьеры входа и выхода (в отрасли). Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, тип конкуренции), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов. Особое место занимают барьеры входа, вызванные действиями органов государственной власти. Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода связаны главным образом со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности, такими как ликвидность активов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья.

89. Рыночное равновесие: спрос и предложение, их взаимодействие.

Спрос и закон спроса.Кривая спроса. Исключения из закона спроса. Детерминанты спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса. Величина спроса кол-во товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Максимальная цена, кот. покупатели готовы заплатить за опред. кол-во данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называетсяценой спроса. На величину спроса влияет огромное кол-во факторов (детерминантов), среди кот. наиболее значимыми явл. вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и др. товаров на рынке. Закон спроса: Если цена на какой-либо товар сокращается и при этом всё прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса на данный товар возрастает. Неценовые факторы изменения спроса: 1) вкусы и предпочтения потребителей. 2) доходы потребителей. 3) число потребителей. 4) цены на др. товары. 5) качество товара.

Исключения из закона спроса. 1. Эффект «цена – показатель качества». При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. 2. Эффект ожидаемой динамики цен. Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значит. изменения цен или исчезновением товара из продажи. 3. Эффект престижного спроса (эффект Веблена). Приобретая редкий товар, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель подчеркивает свою исключительность. 4. Эффект Гиффена. Товар Гиффена – низкокач-ный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой.

Предложение и закон изменения предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения. Предложение можно определить как сов-ть товаров и услуг, кот. находятся в данный момент на рынке и кот. продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах. Величина предлож-я кол-во товаров и услуг, кот. продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом произ-ва и объемом продаж, имеющим место на рынке. Цена предложенияпоказывает минимальную цену за данное кол-во товара, на кот. продавец готов согласиться в данное время и данном месте. Для большинства конкретных рынков кривая предлож-я имеет возрастающий хар-р, т.к, чем выше рыноч. цена, тем больше кол-во фирм захотят произ-ть и про­давать данный товар. Прямую зав-ть м/у ценой и величиной предлож-я называют законом предлож-я: Если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предлож-я данного товара увелич-ся.

На величину предлож-я, кроме фактора цены на основной продукт, влияют и неценовые факторы: 1) издержки произ-ва. 2) уровень налогообложения. 3) технология произ-ва. 4)эконом. ожиданияпроизводителей. 5)кол-во производителей. 6)цены на сопряженных рынках.

Теория рыночного равновесия. Рыноч. равновесие - состояние, при кот.ни у кого из эконом. субъектов не возникает побуждений к егоизменению. Современные модели рыноч. равновесия: Паутинообразная модель. При отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и кол-ва товара, реализуемого на рынке. В итоге колебания наступает такое положение, при кот. устанавливается рыноч. равновесие между D и S. Невальрасова модель с жесткими ценами. Модель ценообразования основывается на допущениях гибкости цен. При рассмотрении рыноч. равновесия можно предположить, что при его нарушении устранение происходит или путем изменения цен, или путем изменения кол-ва товаров, предлагаемых для реализации.

Механизм равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике. При мгнов-м равн-ии S товара не меняется, но в связи с увел-нием D равновесная цена на него увелич-ся. Крат-ное рав-сие устан-ется за более длит. промежуток времени, когда S увел-ется, но число пред-тий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число пред-тий начинает увел-ть его пр-во. При этом равновесная цена будет ниже той, кот. возникает при мгновенном равновесии.

Долг-ное, или нормальное рав-сие устан-ется, когда изменяется как объем используемых рес-сов для пр-в товара, так и число пред-тий. Благодаря этому S товара увел-ется, а это приводит к понижению равновесной цены.

Понятия мгнов-ого и крат-ого равновесия можно рассматривать как временные этапы для устан-ния нормального равновесия между D и S.

Рынки факторов производства. 4 группы рынков факторов пр-в: 1) Рынок труда - это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Закон С/са на труд: чем меньше з/п, тем больше величина С/са на труд; 2) На рынке капитала осущ-ся купля-продажа инвестиц. рес-сов, т.е. реального капитала — всего, что требуется для выпуска товаров и услуг.; 3) Рынок земли и рынок природных рес-сов. 4) предприним-во (способности людей к орг-ции пр-ва товаров и услуг) Предпр-ская дея-ть рассматр-ся как специф-кий фактор пр-ва, сводящий воедино все др. факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпр-ля в орг-ции пр-ва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.