Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. Созвездие Большой Медведицы – это понятие единичное и собирательное, в него входят семь звезд и только вместе они составляют созвездие






Созвездие Большой Медведицы – это понятие единичное и собирательное, в него входят семь звезд и только вместе они составляют созвездие. Понятие не относится к каждой звезде в отдельности, а только ко всем одновременно и отражает их как один объект.

Обратите внимание. Собирательными называются понятия, в объем которых входит совокупность предметов, рассматриваемых как единое целое (лес, библиотека). Собирательными могут быть как общие, так и единичные понятия. Как отличить собирательные понятия от несобирательных (разделительных)? Рассуждаем. Несобирательные понятия относятся к каждому мыслимому предмету в отдельности. Например, понятия звезда, планета, студент, преподаватель и т.д. относятся к каждому предмету в отдельности. Собирательное понятие не относится к каждому элементу своего объема. Например, стадо. Составляющих в объеме много, но ни один элемент в отдельности не является «стадом». Одна корова или одна овца еще не стадо. Так проверяются и другие собирательные понятия (полк, флот, коллектив, стая, созвездие и т. д.).

4. Ответ дается на все вопросы.

Назовите основные черты правильного мышления.

2. Какой закон логики нарушается в следующих случаях (Поясните свой ответ):

А) Письменное указание дано Иванову в устном порядке;

Б) Сидоров был уволен с работы за добросовестное отношение к труду.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) водяной;

Б) кенгуру;

В) Мамадыш.

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

а) метла

б) вертолет

в) дождь

5. Определите характер отношений между понятиями и изобразите кругами Эйлера:

а) А- вуз б) А - военнослужащий

В - институт В- моряк

С – техникум С - командир

Д - учебная группа Д- матрос

6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) вера – это слабость, свойственная человеку по природе, и потому простительная. /ЛАКАТОС ИМБРЕ/.

Б) кит – это не рыба.

7. Проверьте правильность деления понятия:

А) Жители Нижнекамска делятся на мужчин, парикмахеров и татар.

Б) Пшеница бывает твердая, мягкая и озимая.

8. Приведите предложение к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) Корейко Василий отправился на летние каникулы в Сочи.

9. Проделайте операцию превращения, обращения, противопоставления предикату со следующим суждением:

А) Большая часть людей порядочна.

Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку.

А) Ни один честный человек не прибегает к помощи лжи

Некоторые фальсификаторы истории не являются честными людьми.

 

Б) Всякий правильный силлогизм имеет три термина

Этот силлогизм имеет три термина.

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру полученных умозаключений, распределенность терминов в посылках и выводе:

А) Ничто заурядное не является неповторимым

Некоторые люди неповторимы

 

Вариант 14.

1. Распределенность терминов в категорических суждениях, её изображение в виде круговых схем.

2. Прямое и косвенное доказательство тезиса.

3. Практическое задание. Установите по логическому квадрату отношения истинность следующих суждений.

Все книги интересны.- Ни одна книга не интересна.

Не все книги интересны.- Неверно, что некоторые книги интересны.

Некоторые книги интересны- Все книги интересны.

Рекомендации. Необходимо проработать тему «Суждение». Знать, что такое квантор, связка, субъект и предикат, уметь записывать суждения в стандартной логической форме. Обратить внимание на отношения между суждениями, которые даны в «логическом квадрате». «Логический квадрат» - геометрическая схема для запоминания отношений между суждениями A, Е, I, О. Умение работать с «логическим квадратом» определяется степенью усвоения правил, данных для каждой пары суждений и их отношений (контрарные, субконтрарные, подчинения, контрадикторные).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.