Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Весь мир в миниатюре: от модели дома до космического корабля






Автор: Надежда Маркалова10.07.2009


Эта статья продолжает цикл материалов в рамках специального проекта портала Мир 3D " Спецэффекты: докомпьютерная эпоха".

Каждую пятницу выходит новая статья, которая рассказывает о развитии одного отдельно взятого приема в области эффектов: от идеи до воплощения в культовых фильмах. Известные режиссеры и неизвестные создатели киноэффектов, самые интересные и невероятные факты в истории кинематографа. Так постепенно раскрываются секреты создания магии кино.

Автор рубрики: Надежда Маркалова.

В фантастических фильмах очень часто мы видим космические корабли, футуристические города, пейзажи далеких планет, фантастическую боевую технику и роботов. Все это создается с помощью миниатюрных моделей, сделанных из дерева, оргстекла и пластмассы.

Макет города в фильме «Метрополис» - один из первых миниатюрных городов, построенных для кино

Даже сегодня моделирование очень широко распространено в кино. Зачастую, если вы видите реалистично сделанную технику, которую вы считаете созданной на компьютере, скорее всего, это реальная модель. И даже, когда в современном кино используется 3D визуализация, все равно, прежде, чем создавать модель на компьютере, строят ее реальный прототип.

Первым, кто стал использовать миниатюры в своих фильмах, был Жорж Мельес (Georges Mé liè s). В своем фильме «Путешествие на Луну» (1902) он соединил много элементов: анимацию, matte painting (искусство, о котором мы поговорим чуть позже) и миниатюрные модели.

Немецкий режиссер Фриц Ланг (Fritz Lang) для своего фантастического фильма «Метрополис» (1924) создал модель города будущего в человеческий рост.

Этот фильм оказал огромное влияние на все последующее развитие индустрии развлекательного кино.

Технология создания моделей очень похожа натехнологию создания монстров. Сначала создается макет-прототип (из гипса). Потом с ее помощью делают форму, в процессе чего оригинал-макет разрушается. В форме отливают детали из пластмассы или оргстекла. Часто делают модели из дерева с последующей ламинацией.

Кроме того, кинематографисты в создании моделей прибегают к помощи всех подручных средств, какие могут найти. Они вставляют в свои изделия реальные металлические детали из различных приборов. А также заимствуют все подобное, что уже есть. Так для «Бегущего по лезвию бритвы» одолжили «Тысячелетний сокол» из «Звездных войн» и кусок инопланетного корабля из «Близких контактов третьего рода». «Сокол» стал зданием, а часть корабля – крышей небоскреба. Внутрь модели обычно вставляют механизмы управления, если необходимо, лампочки (обычно это оптоволокна, идущие от одного светоисточника) и другие приспособления.

Известный модельмейкер Брайан Джонсон (Brian Johnson) работает над «Ностромо»

Модели напичканы лампочками, они даже могут выпускать пар, но летать сами не могут, поэтому их поднимают на леске

Модель склеивают или соединяют болтами, но здесь надо быть осторожным – необходимо иметь возможность в любой момент добраться до внутренностей, не повредив модель. А вдруг одна из лампочек перегорит, а ваш корабль при этом будет намертво склеен? Его придется разрушать, а это будет потеря времени и денег. Также очень важно реалистично раскрасить модель, нанеся на ее поверхность грязь и копоть, если это положено по сюжету фильма. Это тоже добавляет реалистичности, позволяет модели жить в пространстве фильма.

Две модели «Тысячелетнего сокола» для фильма «Империя наносит ответный удар»

Модели бывают разного размера – от натуральной величины (автомобили в «Бегущем по лезвию бритвы» и самый большой макет «Тысячелетнего сокола» в «Звездных войнах»), до совсем крохотных. Иногда приходится делать одну и ту же модель в нескольких масштабах. Например, для фильма «Империя наносит ответный удар» пришлось делать целых пять версий «Тысячелетнего сокола». Чем больше модель, тем легче ее строить, красить и наделять деталями, поэтому, сначала была сделана полутораметровая модель, с которой было бы удобно работать и показывать ее детали в камере. Но потом понадобилась маленькая, легкая модель – для сцен с полетом в астероидном поле. А чуть позже пришлось делать и совсем крохотную – с ладошку – для того, чтобы показать относительные размеры «Сокола» и «Звездного разрушителя». Так появились полуметровая, пятнадцатисантиметровая и пятисантиметровая модели.

Для «Империи» также были построены шагающие танки. Их механизм сделал канадский мастер Том Аманд (Tom St Amand) – для покадровой анимации каждый «сустав» должен выдерживать вес несомой им конструкции. Эти модели были разного размера – от сантиметра до метра в высоту. Самую высокую потом взорвали.

Кроме кораблей и моделей техники для кино часто требуется и индустриальный пейзаж, который мог бы поразить зрителя своим футуристическим видом.

Съемка шагающего танка AT-AT для фильма «Империя наносит ответный удар»

Иногда приходится строить целые улицы – из дерева и фанеры с лампочками в окнах и множеством мелких деталей. Часто используется прозрачное оргстекло, а после того, как его красят, все миниатюрные окна протираются снова, чтобы можно было снять свет из окон. Именно так была построена пирамида Тайрелла в фильме «Бегущий по лезвию бритвы». Внутрь пирамиды поместили один источник света в 10 киловатт. И весь этот свет должен был гореть постоянно, поскольку для съемки использовалась система контроля движения, которая снимала покадрово, а это очень медленный процесс. Пирамида сильно грелась и грозила расплавиться.

Здесь Макет города для «Бегущего по лезвию бритвы»

Городские пейзажи размером поменьше строят на больших столах, используя методику усиленной перспективы. По этой методике удаленные здания делают чуть меньше, чем впередистоящие – чем дальше они от камеры, тем меньше здание. Тогда сантиметры расстояния между миниатюрами превращаются на экране в метры и километры. А если еще и дыма напустить – то мы видим огромный мегаполис, растворяющийся в дымке у горизонта. Именно так были созданы индустриальные пейзажи «Бегущего по лезвию бритвы». Более того, некоторые здания вдали вообще были вытравлены из медных пластин с помощью химического процесса – они были плоскими – это был лес плоских зданий на заднем плане. Но из-за плотного дыма зритель этого не видит.

«Каждый день, проезжая мимо долины Сан Фернандо, я видел, что ее огни не одного цвета, – говорит Дэвид Драйер (David Dryer). – Поэтому мы использовали разноцветные лампочки для этого пейзажа, чтобы придать ему реалистичность». Километры оптоволокна и сотни лампочек величиной с рисовое зерно понадобились группе Дуга Трамбула (Douglas Trumbull), чтобы «оживить» макет.

Башня Тайрелла для «Бегущего по лезвию бритвы»

Макет города для «Бегущего по лезвию бритвы»

Примерно также воссоздаются поверхности больших кораблей, например, поверхность «Звезды смерти» для «Звездных войн». Модель строили и снимали прямо на парковке студии. Чтобы имитировать вид из иллюминатора пролетающего над ней корабля, камеру ставили на машину и снимали, пока авто проезжало мимо макета.

Модель корабля инопланетян для фильма «Близкие контакты третьей степени»

Что касается интерьеров кораблей, то их тоже строят отдельно. Например, интерьер «Звезды смерти», по которому летали более мелкие корабли во главе с «Тысячелетним соколом» в «Возвращении джедая», состоял из множества трубок, общей длиной в несколько километров. В некоторых местах использованы зеркала, отражающие интерьер в бесконечность. Каждый сегмент трубы имел снимаемую крышу для проезда камеры. Съемки велись со скоростью 20 кадров в секунду, что создавало ускоренное движение при нормальном движении пленки.

Экстерьер «Звезды смерти» снимали на парковке у студии

 

Иногда необходимо создать инопланетный пейзаж: равнины, скалы, каньоны, камни и пустыни.

Интерьеры «Звезды смерти», созданные для финальной битвы в фильме «Возвращение джедая»

Каньоны и скалы вырезают из пенопласта и размещают на столах так, чтобы между ними можно было ходить и снимать. Потом их раскрашивают в нужные цвета. Именно так был сделан марсианский пейзаж в фильме «Вспомнить все». Миниатюры были сделаны в трех разных масштабах. По словам мастера спецэффектов Эрика Бривига (Eric Brevig) это были самые сложные съемки на тот момент.

Пейзаж для фильма «Дюна»

Еще один нюанс – съемка миниатюрных моделей. Чтобы создать иллюзию того, что миниатюра на самом деле – большой объект, нужно заставить этот объект двигаться медленнее. Такой эффект достигается ускоренной съемкой (тогда, при скорости фильма 24 кадра в секунду миниатюра кажется большой, тяжелой и неповоротливой). Но здесь также требуется увеличенная глубина резкости. И одна методика исключает другую, поэтому модели снимают покадрово.

Корабль «Дискавери» из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Например, для фильма «Космическая одиссея 2001 года» была сделана она из самых больших моделей в истории кино – длина корабля «Дискавери» превышала 16 метров. И снять его надо было так, чтобы он весь был в фокусе. Для этого нужна сильно закрытая диафрагма камеры, это означает, что для съемки понадобится больше света, что, в свою очередь, достигается длинной выдержкой. Поэтому корабли были сняты с помощью покадровой съемки, а каждый кадр экспонировался по нескольку секунд.

Вращающаяся космическая станция из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

В случае с космической станцией нужно, чтобы она еще и вращалась. Ее заставили вращаться так медленно, что это не было видно глазу, но при экспозиции кадра в несколько секунд контуры все равно смазывались. Таким образом, кинематографисты избавились от четких очертаний двигающегося объекта, которые обычно выдают покадровую анимацию с головой. Это был первый случай применения динамической покадровой анимации в кинематографе. Позже эту систему развил Фил Типпетт (Phil Tippett) для фильма «Империя наносит ответный удар».

Дэннис Мирен (Dennis Muren) снимает корабль для фильма «Звездные войны» с помощью системы контроля движения. В его руках – своеобразный джойстик, с помощью которого происходило управление системой. Каждая кнопка отвечала за определенное движение камеры: угол наклона, скорость движения, поворот вправо-влево и т.д.

Для съемки космических кораблей в «Звездных войнах» Джон Дайкстра (John Dykstra) создал систему контроля движения (motion control camera system). Это кронштейн на рельсах, движения которого записываются на компьютер, и при необходимости могут быть повторены несколько раз. Это приспособление позволяет более динамично снимать сцены полетов кораблей, запоминать ракурсы и их изменения. Это позволило также лучше планировать относительные скорости кораблей в сцене. Но не это главное – система позволяла снимать элементы, которые потом будут соединены в одном кадре: модель, ее силуэт для маскирования, отдельно свет двигателя, отдельно внешний свет (иллюминаторы), и отдельно рефлексы, отбрасываемые на корабль другими объектами. Потом в оптическом принтере все это склеивалось воедино с нужной экспозицией. И благодаря системе контроля движения ошибки в скорости движения элементов, ракурсе и изменении положения относительно камеры были исключены.

Модель в такой системе крепится неподвижно, а камера двигается вокруг нее на кронштейне. Даже когда вы видите модель, быстро удаляющейся или приближающейся к экрану – это не модель, а камера удаляется от нее или приближается.

Кен Ролстон (Ken Ralston) снимает макет корабля для «Звездных войн» с помощью системы контроля движения

В 2007 году, на вопрос, насколько востребованы еще модели, и как долго они буду востребованы в кино, Фил Типпетт ответил, что они никогда не отомрут до конца, потому что, чтобы создать трехмерное изображение декораторы и дизайнеры все равно используют «живой» макет. Например, чтобы создать трехмерный замок в мультфильме «Шрек», Кеннет Ларсон (Kenneth A. Larson) сначала построил оригинал замка в разрезе. Это помогает находить нужные ракурсы и экономит время.

Макет города Минас Тирита для фильма «Возвращение короля»

Точно также для фильма «Контакт» был создан макет сферы, в которой путешествовала Джоди Фостер (Jodie Foster). Множество миниатюрных строений было построено и для фильма «Батмэн навсегда». Даже Лукасфильм, имея передовую компьютерную технику и лучших специалистов, до сих пор строит макеты. В «Атаке клонов» некоторые части ландшафта Геоносиса были по-прежнему вырезаны из пенопласта и сняты на фоне нарисованной художником картины «для придания реалистичности». И арена на Татуине, где проходили гонки в «Призрачной угрозе», была моделью, а роль зрителей исполняли сотни разноцветных спичечных головок, расставленные как карандаши на модели трибун.

Арена на Татуине. В роли зрителей – цветные палочки с ватными головками






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.