Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Твое позабываемое имя






Отыщется одно между другими.

(«Вся ситцевая, летняя приснись», 1932)

 

Нельзя не сказать и о близости лирики П.Васильева и С.Есенина, и это тоже неоднократно отмечали литературоведы. П.С.Выходцев в частности писал: «По своей напряженности и искренности она (поэзия – С.К.) близка есенинской поэзии»[10]. Конечно, выразительность образов, динамичность лирического сюжета, часто переданная через портрет, стремление в этой динамике отразить движение, преображение чувств лирического героя – это те черты, которые сближают поэтов в их отношении к художественному слову.

В стихотворении «Вся ситцевая, летняя приснись» П.Васильева и в стихотворении С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных» способы создания лирического портрета вполне сопоставимы[11].

 

 

П.Васильев С.Есенин
Вся ситцевая, летняяприснись, Твое позабываемое имя Отыщется одно между другими. Таится в нем немеркнущая жизнь: Тень ветра в поле, запахи листвы, Предутренняя свежесть побережий, Предзорный отсвет, медленный и свежий, И долгий посвист птичьей тетивы, И темный хмель волос твоих еще. Глаза в дыму. И, если сон приснится, Я поцелую тяжкие ресницы, Как голубь пьет - легко и горячо. И, может быть, покажется мне снова, Что ты опять ко мне попалась в плен. И, как тогда, все будет бестолково - Веселый зной загара золотого, Пушок у губ и юбка до колен. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.   С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.   Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в сладкой смятой шали Запах меда от невинных рук.  

 

В обоих стихотворениях возникает чувственный лирический портрет, который составляет органичное единство с пейзажной зарисовкой. Оба автора особое внимание уделяют поэтике имени. Однако стоит подчеркнуть, что в поэтическом тексте П.Васильева портретная составляющая более определенно, более предметно обозначена.

Безусловно, индивидуальный стиль Павла Васильева формировался прежде всего под влиянием фольклорной традиции, и это отмечают все исследователи его творчества. «< …> бабка и дед обладали редким даром сочинять и рассказывать сказки, им и обязан Васильев во многом знанием русского фольклора, он помнил их сказки всю жизнь, и многое из того, что ими было рассказано и напето, впоследствии отразилось в его произведениях»[12]. Конечно, своеобразие поэзии П.Васильева рождается на стыке яркой фольклорной живописности, динамики лирического переживания героя, выраженной в стремительной смене портретно-пейзажных зарисовок, а также песенности, возникающей за счет анафор, повторов эмоционально значимых строк, особого ритмического рисунка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.