Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая волна






В 50-х - начале 60-х гг. во французское кино пришло новое поколение молодых кинематографистов. У них не было общей программы, они не составляли единой группы. Однако со временем в их творчестве появились некоторые одинаковые черты. Журналисты назвали их «новой волной». Движение за обновление развернулось сначала в области короткометражного кино, где коммерческие интересы были не так сильны. Фильмы «неполного метра» намного дешевле, и режиссеры могли более свободно экспериментировать с киноязыком.

В 1953 г. группа кинематографистов выступила с манифестом в защиту короткометражного фильма. Под документом стояло тридцать подписей, поэтому творческое объединение получило название «Группа тридцати». В недрах группы сформировался стиль многих будущих мастеров большого кино. Другой областью, где в 50-х гг. бурно развивалась киномысль, стала критика. Здесь вокруг Андре Базена (1918-1958) собралась молодежь, атаковавшая рутину и штампы. Они полагали, что фильм - это средство выражения индивидуального взгляда на мир, а не просто занимательный сюжет, призванный развлечь зрителя. Кинематографист должен пользоваться кинокамерой так же свободно, как писатель пользуется пером. Молодые ополчились на старое «папино кино». Для французского кинематографа тех лет, задыхавшегося в пыльных декорациях и шаблонных сюжетах, их требования были более чем своевременными. Одним из первых режиссеров «новой волны» был Франсуа Трюффо (1832-1984). Первая полнометражная картина «400 ударов» (1959) принесла ему известность. Герой фильма, тринадцатилетний Антуан Дуанель, не находит со взрослыми общего языка, что является источником драмы. Картина автобиогра-фична: как и главный герой, Франсуа Трюффо рос трудным ребенком; его поместили в детскую колонию, из которой он пытался сбежать.

Сбежав из колонии, Антуан (Жан Пьер Лео, родился в 1944 г.) направляется к морю. Море для него - мечта, символ освобождения. И вот за полосой безлюдного пляжа перед мальчиком открывается бескрайний водный простор. Антуан заходит по колено в набегающие волны. Камера приближает к зрителю в стоп-кадреего растерянное, вопрошающее лицо. Путь закончен, дальше бежать некуда.

Другой основоположник «новой волны» - Жан Люк Годар (родился в 1930 г.) начинал так же, как и Трюффо: кинокритика, короткометражные фильмы, а в I960 г. - первый большой фильм «На последнем дыхании». Его герой Мишель Пуакар (роль, принесшая славу молодому Жану Полю Бельмондо) враждебно настроен по отношению ко всем нравственным нормам. Однако разрушительный порыв героя ведет его к гибели.

Убив полицейского и поставив себя вне закона, Пуакар мчится на украденной машине; похоже, что движение - его единственная цель. Пробеги, проезды, монтажные скачки, динамич-ные перемещения камеры - все воплощает стихию движения, родную для героя. Эту картину, как и другие работы Годара, отличает удивительное мастерство оператора Рауля Кутара (родился
в 1924 г.), с которым режиссер работает постоянно.

Почти во всех последующих фильмах Годара будут появляться преступления, убийства, совершаемые среди бела дня, на глазах людей и при их полном равнодушии. Всем все равно, человеческая жизнь обесценилась.

Ален Рене (родился в 1922 г.) уже в 50-х гг. получил известность как создатель коротко-метражных фильмов - «Ночь и туман» (1956; о фашистских концлагерях). Его первый полно-метражный игровой фильм«Хиросима, любовь моя» (1959) произвел большое впечатление.

В картине рассказывается о любви француженки и японца, семья которого погибла в Хиросиме во время взрыва атомной бомбы. А задолго до этого, во Франции, героиня, будучи юной девушкой, полюбила немецкого солдата, оккупанта. За это ее подвергли оскорблениям и унижениям. Две любовные истории, два временных плана сопоставлены и переплетены в фильме Рене. Среди других режиссеров «новой волны» следует назвать Эрика Ромера (настоящие имя и фамилия Жан Морис Шерер, родился в 1920 г.), Жака Ривета (родился в 1928 г.), Клода Шаброля (родился в 1930 г.), Луи Маля (1932-1996), Аньес Варда (родилась в 1928 г.), Жака Деми
(1931-1990) и др. Каждый из них потом пошел собственным путем. Молодые мастера проявили большую чуткость к веяниям времени, соединив в своих работах документальность и поэтичес-кую образность

Интересные процессы происходили в те годы и в документальном кино. Не просто скользить по поверхности явлений, а проникнуть в их суть - такова была задача. Речь шла не об экзотических явлениях, а о самых обычных вещах. Например, в фильме «Хроника одного лета» (1961) показано, как живут простые парижане, и что они думают о своей жизни. Авторами картины были отвергнуты и метод инсценировки, и метод «подсматривания» скрытой камерой. Съемки строились как эксперимент, на который его участники шли сознательно и добровольно. Создатели фильма - режиссер Жан Руш (родился в 1917 г.) и социолог и философ Эдгар Морен (родился в 1921 г.) назвали свой метод «синема-верите».Это буквальный перевод на французский язык выражения «киноправда» пущенного в оборот советским документалистом Дзигой Вертовым. Для Вертова главной установкой была агитация, для французов - объективный анализ общества.

 

«Молодые рассерженные»

«Свободное кино» хотело уничтожить старый кинематограф, тиражировавший музыкальные комедии и драмы из жизни сливок общества. Бунтуя против «добропорядочной» продукции, «свободные» считали себя наследниками школы Грирсона. Первые работы «свободных» тоже были документальными: они хотели говорить о простых людях в их повседневном существовании.

Союз с «рассерженными» осуществился, когда Тони Ричардсон (настоящее имя Сесил Антонио, 1928-1991), один из лидеров «свободного кино», поставил по пьесам Джона Осборна игровые картины «Оглянись во гневе» (1959) и «Комедиант» (1960). Арчи Райе, герой второго фильма, был полной противоположностью «рассерженному» Джимми Портеру. Семья Райе издавна выступает в мюзик-холле, сам Арчи работает конферансье. Однако семья обеднела, и Арчи всячески выкручивается, чтобы добыть денег, - унижается и мошенничает. Если Портер воплощал собой бунтарскую сторону программы «рассерженных», то Арчи Райе старался приспособиться. Обнищавшие герои «Комедианта» свидетельствовали о распаде «старого доброго» английского уклада жизни.

Еще одним лидером группы можно считать Линдсея Андерсона (родился в 1923 г.). Его картина «Эта спортивная жизнь» (1963; в советском прокате «Такова спортивная жизнь») повествует о бывшем горняке, который стал знаменитым регбистом. Несмотря на славу и достаток, он не может оставить свою среду. Он влюблен в женщину, которую не прельщают ни слава, ни деньги. Ей чужды новые времена, когда можно оказаться на вершине успеха лишь благодаря бесполезной беготне на стадионе.

Герой должен выбирать. Его манит спортивная жизнь, успех и слава, но сердцем он привязан к рабочей среде, которую покинул и которую не хочет покидать его возлюбленная. Герой Андерсона не может сделать выбор - его делает герой картины Ричардсона «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» (1962). Колин Смит совершает ограбление и попадает в исправительную колонию. Директор колонии - страстный поклонник спорта. Узнав, что Колин - хороший атлет, директор предлагает ему состязание с учениками богатой частной школы и в случае победы обещает свободу. Колин воспринимает «спортивную жизнь» как продолжение законов и порядков общества, которое он ненавидит. Поэтому, обогнав соперников, он как вкопанный останавливается у финиша - отвергая успех и отказываясь от сомнительной возможности свободы.

Следующая картина Ричардсона - «Том Джонс» (1963) - экранизация романа Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Это первый фильм, в котором наиболее отчетливо проявились тенденции английского кино 60-х гг. Произошло смещение акцентов: в центре внимания оказались не причины бунтарства, а сам бунт. Сценарий «Тома Джонса» написал Джон Осборн. С этого фильма началась американизация британского кинопроизводства.

Вивьен Ли и Лоренс Оливье - знаменитые актеры - представляет собой связующее звено между 30-ми и 60-ми гг., между кинематографом Александра Корды и «рассерженными».
В фильме «Пламя над Англией» (1936), продюсером которого был Корда, Вивьен Ли и Лоренс Оливье впервые встретились на съемочной площадке. Героиня «Пламени...» - английская королева Елизавета I Тюдор. Сюжетные перипетии фильма связаны с гибелью в 1588 г. испанского флота - Непобедимой армады, отправившейся на завоевание Британских островов. Оливье играет английского дворянина, посланного в Испанию на разведку и хранящего верность возлюбленной - фрейлине королевы (Вивьен Ли). Разведчика разоблачают, он спасается бегством, возможно не чувствуя горечи поражения, поскольку возвращается к любимой. Впоследствии Оливье и Ли лишь один раз снялись вместе в фильме Корды «Леди Гамильтон». Эмма Лайон, девушка из бедной семьи, попала в высшее общество, выйдя замуж за Уильяма Гамильтона, английского посла в Неаполитанском королевстве. Позже Эмма познакомилась со знаменитым адмиралом Нельсоном. Знакомство переросло в роман, принесший немало страданий всем троим. Когда Нельсон скончался, Эмма осталась без средств к существованию, за долги попала в тюрьму и умерла в нищете. Фильм снимался не в Англии, уже вступившей в войну, а в Америке. Там же Вивьен Ли сыграла еще две роли, навсегда вписавшие ее имя в историю кино, - Скарлетт О'Хара в «Унесенных ветром» (1939), и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание"» (1951). Позже актрисе часто предлагали роли женщин утонченных, но проигравших в жизненной схватке.

Лоренс Оливье блистал на сцене, играл в шекспировских пьесах. Его фильмы считаются украшением кинематографической шекспирианы. Актерское мастерство сделало Оливье привлекательным и для режиссеров «свободного кино». Своим авторитетом он поддержал первые их работы, сыграв Арчи Райса в «Комедианте» Т. Ричардсона. Картина звучала как поминальная молитва по «старой доброй» Англии, но ее лучший актер доказал, что она и не думает сдаваться.
В 1970 г. Оливье стал пэром и теперь официально именовался «барон Оливье Брайтонский».

Особое место не только в английском, но и в мировом кино занимает Дэвид Лин (1908-1991). Он рос в строгой протестантской семье, где кино считалось искусством греховным. Лин, однако, взбунтовался и пошел работать на киностудию, правда, всего лишь мальчиком на побегушках.

Позже Лину предложили должность монтажера. А в 1942 г. его как умелого профессионала приставили к известному английскому драматургу Ноэлу Пирсу Коуарду (1899-1973), дебютиро-вавшему в кинорежиссуре. Вместе они поставили одну из самых заметных английских картин военной поры - «В котором мы служим» (1942) - выдержанную в документальном стиле историю эсминца от его спуска со стапелей возле острова Крит. Следующие фильмы Лин ставил уже самостоятельно, многие по сценариям Коуарда. Один из них, созданный в пору расцвета итальянского неореализма, известен как провозвестник «английского неореализма», так и не получившего развития. Это драма «Короткая встреча» (1945). Ее героев - домохозяйку и провинциального врача, случайно познакомившихся на лондонском вокзале, - связало внезапно вспыхнувшее чувство. Однако они расстаются, чтобы не разрушать свои семьи.

Особое место Лин занял, когда на экраны вышла его картина «Мост через реку Квай» (1957). В главной роли снялся известный английский актер и режиссер Алек Гиннесс. Герой фильма, полковник Николсон, во время Второй мировой войны оказывается в японском плену вместе со своим отрядом, и победители заставляют англичан строить стратегически важный мост в бирманских джунглях. Полковник подчиняется, и постепенно в нем просыпается страсть к созиданию. Она трагична и бессмысленна, поскольку идет на пользу врагу; абсурдность ситуации усиливается тем, что в то же самое время на американской базе идет подготовка диверсантов, которые взорвут мост.

Следующую картину Лина - «Лоуренс Аравийский» (1962) - считают шедевром, поскольку здесь найдено равновесие между зрелищностью и глубоким смыслом произведения. Герой, которого сыграл Питер О'Тул (родился в 1932 г., по другим данным, в 1934 г.), - реальное лицо, английский разведчик, поднимавший арабские племена в годы Первой мировой войны на восстание против Османской империи.

Равновесие, достигнутое в «Лоуренсе Аравийском», было нарушено картинами «Доктор Живаго» (1965; экранизация романа Б.Л. Пастернака) и «Дочь Райана» (1971). В центре внимания обоих фильмов - история любви, раздавленной историческими бурями и ненавистью враждующих масс - революцией в России и борьбой ирландцев за независимость. После этих картин Лин замолчал на долгие годы. Он появился на съемочной площадке спустя четырнадцать лет. Лучшие фильмы режиссера остались непревзойденными образцами глубины и человечности в том жанре, который исходно отличался гигантоманией и стремился поражать своей пышностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.