Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципиальные схемы систем самолета






Данный параграф излагается согласно схеме, приведенной на рис.5.2. Именно в такой последовательности Госавиаслужба Украины рассмотрит доказательную документацию [5, 7].

Рисунок 5.1 − Три проекции эскизного проекта самолета ХАЗ-30.

 
 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 5.2 − Последовательность описания принципиальных схем самолета ХАЗ-30.

(а) Система управления

Руль высоты

Применяется рукоятка управления с тросовой проводкой от кабины и до руля высоты, который находится в кормовой части фюзеляжа (рис. 6.3). Рисунок представляет вид сбоку.

На рис. 6.3 через , , обозначены неподвижные оси вращения:

- ‑ рукоятки пилота в плоскости YOX самолета;

- ‑ пары колесиков расположенных вблизи хвостового оперения. На рисунке эти колесики условно разнесены;

- – рычага, неподвижно скрепленного с рулем высоты.

Через и обозначены узлы крепления тросиков с рукояткой; через и ‑ направляющие ролики; через и ‑ узлы крепления тросиков с рычагом, имеющим ось вращения .

Рисунок 5.3 − Принципиальная схема руля высоты.

Руль направления

Применяются педали, тросовая проводка от кабины и до руля направления, вращающегося относительно киля (рис. 6.4). На схеме дан вид сверху.

На рис. 6.4 через , , обозначены неподвижные оси вращения:

- – рычага, на концах которого расположены педали;

- – рычага, на котором неподвижно закреплен руль направления. Ось вращения находится на киле.

Через и обозначены узлы крепления тросиков с рычагом, содержащим педали. Через , обозначены узлы крепления тросиков с рычагом, имеющим ось вращения . Через и обозначены направляющие, расположенные на фюзеляже.

Рисунок 5.4 − Принципиальная схема руля направления.

Элероны

Рукоятка управления вращает вал идущий внутри фюзеляжной балки, вал натягивает в одну или в другую сторону тросовую проводку прикреплённую к рычагам на левом и правом элеронах (рис. 6.6.).

На рис. 6.5 через , …, обозначены неподвижные оси вращения:

- – ручки управления (управление элеронами);

- , – направляющих роликов для троса, с помощью которого происходит отклонение элеронов. Ролики находятся на фюзеляже;

- , – аналогичных направляющих роликов для троса, но находящихся вблизи верхней поверхности крыла;

- , – направляющих роликов для троса, которые находятся вблизи верхней поверхности крыла, оси вращения которых расположены горизонтально;

- , – оси вращения качалок, преобразующих движение относительно оси в движение относительно оси ;

- , – оси вращения элеронов относительно консолей крыла;

- , – оси вращения качалок относительно элеронов.

Цифры на рис. 6.6 означают;

1 – рукоятка управления;

2 – сплошной трос;

3 – направляющие ролики;

4 ‑ правый элерон.

1
 
 
 

Рисунок 5.5 − Принципиальная схема управления элеронами.

Закрылки

Используется рычаг с тремя фиксированными положениями. Расположен рычаг сверху кабины. Снимается защелка – рычаг отклоняется вниз и закрылки принимают взлётное (меньшее отклонение) или посадочное (большее отклонение) положение (рис. 5.4.).

- – ось вращения ручки управления закрылками;

- – шарнир крепления с тягой;

- – шарнир крепления с диском;

- – ось вращения дисков и цилиндра;

- – шарнир крепления толкателя к диску;

- – шарнир крепления левого толкателя к левому закрылку;

- – ось вращения левого закрылка;

- – шарнир крепления правого толкателя к правому диску;

- – шарнир крепления правого толкателя к правому закрылку;

- – ось вращения правого закрылка.

Вид сбоку со стороны правой консоли

Вид сбоку со стороны левой консоли

Принципиальная схема передачи движения между консолями

Рисунок 5.6- Принципиальная схема управления закрылками.

Ручка управления

Рисунок 5.7-Принципиальная схема ручки управления (начало).

1-сечение фюзеляжа

2-вал 1

3-тяга

4-подшипники

5-пластина шпангоута

6-накладки узла С

7-болты

8, 9-трубы рычага управления

10-накладки узла Е

11-вал 2

12-трос-тяга элеронов

13-качалки тросов руля высоты

14-качалки тросов руля высоты

Рисунок 5.7-Принципиальная схема ручки управления (окончание).

Управления тягой (мощностью) двигателя

Управление мощностью двигателя осуществляется с помощью дроссельной заслонки, расположенной на карбюраторе (рис. 6.6.). Заслонка уменьшает или увеличивает поток воздуха, поступаемого в карбюратор через воздухозаборное отверстие. Последнее размещено в верхней части кабины за двигателем в потоке воздуха.

Рисунок 5.8 − Принципиальная схема управления мощностью двигателя.

Цифрой 1 на рис. 6.7 обозначена рукоятка, с помощью которой пилот регулирует силу тяги. Рукоятка перемещается в плоскости хОу вокруг шарнира с осью вращения . Согласно указаниям Норм летной годности [АП-25] при движении рукоятки вперед тяга должна возрастать, при движении назад ‑ падать. Кроме того, нужно учесть, что передача движения осуществляется с помощью тросов.

При движении рукоятки вперед натягивается и перемещается вперед трос, обозначенный на рис. 6.7 цифрой 2. Это движение должно передаваться на дроссельную заслонку карбюратора так, что сечение воздухозаборного отверстия увеличивается, и тяга двигателя соответствующим образом возрастает.

При движении рукоятки назад натягивается и перемещается вперед трос, обозначенный на рис. 6.7 цифрой 3. Это движение следует передавать на дроссельную заслонку карбюратора так, чтобы сечение воздухозаборного отверстия уменьшилось. Тяга двигателя при этом также понижается.

Управление тормозами

Является гидравлическим и дифференциальным (позволяет затормаживать либо левое, либо правое колесо основных стоек). Устройство системы управления полностью соответствует тормозной системе легкового автомобиля. Схема приведена на рис. 6.8. Левое колесо тормозится с помощью левой педали, правое – с помощью правой педали.

При этом после посадки пилот подсоединяет к педалям тросики, идущие к двум гидроцилиндрам. При нажатии на левую педаль в левый гидроцилиндр внедряется круглый стержень, что повышает давление в цилиндре. Чем сильнее пилот давит на педаль, тем сильнее повышается давление. С помощью трубопровода давление передается на тормозную колодку, которая прижимается к ободу левого колеса.

После того, как пилот прекращает давить на левую педаль, левое колесо растормаживается. Стержень выдавливается из гидроцилиндра, а пружина оттягивает тормозную поверхность от обода.

Торможение правого колеса осуществляется аналогичным образом.

 
Передача усилия на тормозную колодку корпуса левого (правого колеса. Торможение левого (правого) колеса)
Нажатие пилота после посадки на левую (правую) педаль
Вхождение в левый (правый) гидроцилиндр круглого стержня, повышающего давление в цилиндре

Рисунок 5.9 − Принципиальная схема управление.

(б) Шасси

Носовая стойка

Стойка содержит саморегулируемое нетормозное колесо со щитками для предохранения от грязи (рис.6.9.). Саморегуляция осуществляется с помощью шарнира, имеющего вертикальную ось вращения. Шарнир расположен в начале фюзеляжа.

 

 

 

Рисунок 5.10 − Принципиальная схема носовой стойки шасси.

Основные стойки шасси

Используются стойки рессорного типа, тормозные, каждая стойка имеет свое приспособление для торможения. Стойки не убираются в полете. Каждая стойка представляет консоль, которая крепится к фюзеляжу с помощью проушины, в которую вставляется ось, жестко прикрепленная к фюзеляжу (рис. 6.10). Материал консоли – стеклопластик.

Рисунок 5.11 − Принципиальная схема основной стойки шасси.

(в) Гидравлическая система

Представлена двумя гидроцилиндрами и трубопроводами тормозной системы основных стоек шасси.

(г) Силовая установка

Состоит из двигателя, воздушного винта толкающего типа, топливного и масляного баков, фильтров, аккумулятора, трубопроводов. Двигатель Rotax 912 с мощностью 100 л.с. расположен сзади кабины. Запас топлива – 40 л. Использован винт переставного шага ВШ-2 «Дончак» или аналогичный. Способ охлаждения – воздушный. Принципиальная схема представлена на рис 6.11.

Рисунок 5.12 − Принципиальная схема силовой.

(д) Противопожарная защита.

Предусмотрен один пенный огнетушитель, имеющий обьем огнегасящей смеси, равный 2 л. Расположен в кабине возле второго кресла.

(е) Система кондиционирования.

В базовой комплектации самолета кабина не герметична, не отапливаемая. Иными словами, система кондиционирования отсутствует.

(ж) Кислородное оборудование.

Кислородное оборудование отсутствует.

(з) Противообледенительная защита.

Противообледенительная защита отсутствует.

(и) Кабина экипажа

Кабина экипажа негерметична, в базовой компоновке не отапливается. Пилоты сидят тандемом или пилот и пассажир. Органы управления расположены перед пилотом на переднем сидении. Перед каждым креслом имеется приборная панель. Средства фиксации пилотов входят в конструкцию кресел. Фонарь не отбрасываемый, вход к каждому креслу через переднюю и заднюю двери. Для входа имеется ступенька на каждую дверь.

Обзоры вперед и по бокам обеспечивается остеклением, выполненным из оргстекла. Перемещение людей в процессе полёта не предусмотрено.

(к) Конструкция планера.

Крыло – двухлонжеронное с металлическим носком и обшивкой из пекля. Тканевую обшивку имеют также закрылки и элероны. Материал носка – сплав Д16Т, из этого же сплава выполнены лонжероны, наружные подкосы крыла, контурподкосы крыла, а также нервюры крыла. Пояса лонжеронов изготовлены из стандартных уголковых профилей. Стенки лонжеронов и нервюры представляют собой листовую штамповку. К стенкам лонжерона прикреплены ребра жёсткости. Стенки нервюр имеют облегчающие отверстия и отбортовки.

Между нервюрами крыла расположены внутренние подкосы трубчатого поперечного сечения, благодаря которому крыло в своей плоскости представляет ферму (рис. 6.12).

Рисунок 5.13 − Схема несущей конструкции.

Наружные подкосы представляют из себя трубы обтекаемой в продольном направлении формы. Чтобы повысить их устойчивость на сжатие при отрицательной перегрузке, предусмотрены контрподкосы. Наружные подкосы крепятся к консолям и фюзеляжу с помощью узлов, представляющих цилиндрические шарниры.

Фюзеляж – тонкостенная балка с прямоугольным сечением, имеющим попеременные размеры (рис. 5.11). В продольном направлении балка подкреплена стандартными профилями, в поперечном – коробчатыми шпангоутами.

Рисунок 5.14-Схема поперечного сечения фюзеляжа.

Материал – сплав Д16Т. Из него же выполнены коробчатые шпангоуты. Объемы внутри фюзеляжа не предназначены для размещения, каких либо грузов, а следовательно предназначения фюзеляжа – собрать воедино все агрегаты самолета.

Киль и представляет собой подкосную ферму, полученную из трубчатых элементов соединенных в узлах с помощью косынок и заклёпок. Стабилизатор – ферменная конструкция, выполненная из трубчатых элементов. Стойки фермы параллельны. Соединение элементов в узлах осуществляется с помощью косынок и заклёпок.

Рисунок 5.15- Боковая проекция киля.

Рисунок 5.16-Руль направления.

Обшивка обоих агрегатов является тканевой.

(л) Аварийно-спасательное оборудование, аварийное покидание

В полёте при аварийной ситуации использование парашютов не предусмотрено. При заклинивании двери нужно выдернуть ее с петель. Аварийными люками служат двери.

(м) Пассажирская и грузовая кабины

Пассажирская и грузовая кабины в самолете не предусмотрены.

(н) Защита от молнии

Полеты самолета в грозовую погоду запрещены. Самолет должен быть обязательно заземлен. Рекомендуется на стоянке иметь мачту (громоотвод).

(о) Система электроснабжения

На самолете имеется аккумулятор емкостью 60А.Ч. Обеспечивает питание системы зажигания двигателя, радиостанции приборов, использующие электричество, посадочную фару. Имеется генератор постоянного тока мощностью 60Вт, подзаряжающий аккумулятор во время полета.

(п) Светотехническое оборудование

К такому оборудованию относятся лампа в кабине и посадочная фара.

(р) Радиотехническое оборудование

Представлено радиостанцией, работающей на УКВ.

(с) Пилотное и навигационное оборудование

К указанному оборудованию относятся компас, авиагоризонт, высотометр, указатель скорости (ПВД).

 

(т) Бортовые самописцы

Данные приборы не предусмотрены.

(у) Шум

На местности и эмиссия вредных веществ соответствует АП 34 и АП 36 (их разделам соответствует ОЛС).

(ф) Требования СБ по которым, установлено эквивалентное соответствие отсутствует

(х) Специальные технические условия.

По желанию заказчика, может быть установлена система спасения самолета с экипажем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.