Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические подходы к пониманию духовно-нравственной сущности традиционной культуры.






Методологической основой идей этнох.образования являются труды и идеи первых русских философов, которые подчёркивали особенные черты духовности русского народа (славянофилы Хомяков А.С., Киреевский И.В.), выделили соборность (Бердяев Н.А., Cоловьев В.С., Булгаков С.Н.)

Возвращение в жизнь подлинных ценностей отечественной культуры, благодаря которым раскрывается путь духовного обновления Росси, как важнейшую задачу пытались решить Ильин И., Бердяев Н.А.) Иван Александрович Ильин (1882-1954) – русский философ, психолог, писатель, пророчески говорил о духовном обновлении и возрождении России. В своих работах «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Самопознание», «Путь к очевидности» он призывает народ подняться и вновь обрести свою культуру, Свой «национальный духовный лик». НХТ Ильин определял как «живую культурно-историческую психологию». Автор придавал особое значение русской народной сказке. Он призывает педагогов учить детей слушать и рассказывать сказки, декламировать стихи и т.д.

 

Особое внимание они уделяли духовному ядру русской культуры, благодаря которому формировались лучшие качества народов России:

- устремлённость к добру и совершенству;

- вера во всемогущество идеалов;

-трудолюбие, нестижательство, любовь к родной земле, благоговейное отношение к природе.

Сегодня накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных учёных, по выявлению роли этнической культуры в развитии личности человека.

 

В исследованиях А.Григоряна изучены особенности развития нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре.

Работы М.Егорова анализируют аспекты этнопедагогического диалога культур как средства нравственного формирования личности, воспитание толерантности.

Исследования Баклановой Т.И., Шпикаловой Т.Я, Ропацкой Л.А. в области развития личности на основе традиционных культур стали концептуальной основой разработки этнохудож. и культурно-образовательных программ.

В работах Баклановой особое внимание уделяется обоснованию роли традиционной культуры в духовно-нравственном развитии, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.

Шпикалова и Сокольникова разработали теоретические и методические основы освоения детьми народного творчества.

Проблемы этнох.образ. применительно к регионам изучают сегодня Долженкова М.И., Жиров М.С., Нестеренко А.В.

В ходе этих исследований были выявлены духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры, которые актуальны сегодня для решения проблем развития личности:

1.Ценостное отношение к матери, как главной святыни и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начала.

2.Ценность семьи и традиционных семейных отношений, основанных на почитании предков.

3.Ценностное отношение к природе, которое отразилось в мифах, преклонение перед стихиями в культе растений и животных.

4.Ценность Родины, родной земли. Понимание земли, как кормилицы и главной святыни, которую необходимо беречь, охранять и защищать.

5. Ценность созидательного труда, как основы жизни и благополучия.

6.Ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты (понимание категорий добра, совести, стыдливости, милосердия, справедливости, целомудрия).

7. Ценностное отношение к человеку, воплощенное в идеалах на примере сказочных образов.

8. Ценности родного дома как связующего звена с родными, с землёй, родиной, окружающим миром.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.