Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели этнохудожественного воспитания в системе дополнительного образования.






 

8. Специфика учреждений дополнительного образования в системе этнохудожественного образования: модель развивающей этнокультурной среды; модель организации детской жизни; модель интегрированного образовательного пространства; модель родительской школы.

 

1. Большая роль в сохранении и развитии нхк принадлежит учреждениям дополнительного образования, имеющим принципиальные отличия от учреждений общего образования. Дополнительное образование, по сравнению с общим образованием, не регламентировано Государственными стандартами и направлено на удовлетворение познавательных потребностей и развитие творческих способностей у детей. Понятие «дополнительное образование» сравнительно новое. В самом термине лежит сочетание двух парных категорий «дополнительное» (дополнение к чему-либо) и «образование» (совокупность знаний, полученных специальным обучением, ориентированным на решение задачи совершенствования и развития личности через свободу выбора видов и форм деятельности).

До 90-х годов 20 века «дополнительное» образование называлось «внешкольным». Изначально в сферу внешкольного образования входили народные библиотеки и университеты, воскресные школы, клубы и другие культурно-просветительные учреждения. После октябрьской революции (1917) деятельность учреждений «внешкольного образования» была направлена на организацию самодеятельных детских творческих коллективов.

В настоящее время эта работа проводится в домах детского творчества, школах искусств, клубах и этнокультурных центрах. Кружковая и студийная работа осуществляется также и в общеобразовательных учреждениях в рамках дополнительного образования, организованного во второй половине дня.

Этнохудожественное направление в сфере дополнительного образования не является новым. Студии дпт, детские фольклорные коллективы существовали и в советский период. Сегодня большими возможностями этнох.образования детей располагают клубные учреждения, в том числе центра народных промыслов, творческие мастерские и студии, школы искусств и другие объединения, способствующие художественно-творческому развитию личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределения ребёнка.

В настоящее время совершенствуется деятельность клубов по организации работы студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений по культурно-познавательным, историко-краеведческим, экологическим культурно-бытовым темам; организации и проведению фестивалей, смотров, конкурсов, выставок; проведению спектаклей, концертов, массовых таетрализованных праздников, народных гуляний, местных традиций и обычаев.

В настоящее время существуют разные модели дополнительного образования, в которых изучается нхк.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа в которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная работа по приобщению детей к нхт полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей учреждения. К сожалению, это – наиболее распространённая модель. Но даже и такой вариант приобщения детей к нхк имеет смысл, поскольку способствует занятости детей, расширению их представлений о ценностях культуры, развитию интересов и познавательно-творческих способностей детей.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в учреждении структур доп.образования. Однако в этой модели нет общей направленности на изучение народной культуры. В таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и взрослых (творческие лаборатории, экспедиции).

Третья модель, направленная на приобщение детей к культурному наследию, строится на основе тесного взаимодействия школы с одним или несколькими учреждениями доп.образования детей или учреждением культуры (центром детского творчества, музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и т.д.). Эти учреждения разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание доп.образования. При этом в практической реализации программ значительно возрастает роль худож.руководителей творческих коллективов.

Четвёртая модель организации образ.процесса по приобщению детей к культурному наследию народов России и мира развивается в этно- и поликультурных центрах, создающихся как отдельно, так и на базе общеобразовательных учреждений, как их подструктуры. Такая модель является наиболее эффективной для освоения нхк, родного языка. В этих образ.учреждениях создаются кружки и студии, музеи народной культуры, этнографические театры и др.

Новой формой доп.образования являются «Воскресные школы». Эти государственные учреждения доп.образования детей имеют несколько направлений деятельности: учебно-воспитательное, просветительское, художественно-эстетическое, организационно-массовое, научно-методическое. В их работу входит преподавание факультативных курсов для старшеклассников («Христианская этика, мораль и нравственность», Библейские рассказы», «Народные традиции и христианские праздники и др.); проведение лекций, конкурсов, викторин и олимпиад культурологической и религиоведческой тематики и т.д.

 

Школа этнической социализации как модель этнохудожественного образования.

 

ШЭС – это современная модель социализации личности ребёнка в обществе. Её цель – преемственная вязь современной системы социально-воспитательной работы, и прогрессивных традиций народной педагогики.

Задачи ШЭС:

1. Распространение опыта народной педагогики как фактора гармонизации личности ребёнка в современных условиях. Изменение психологического состояния ребёнка в сторону снижения нервной возбудимости, увеличение памяти ребёнка, общительности, доверительного отношения к окружающему миру.

2. Создание условий для использования традиционной культуры в развитии творческих способностей ребёнка.

3. Обеспечение единства духовно-нравственного, физического, художественно-эстетического и познавательного развития средствами и методами народной педагогики.

4. Взаимодействие с семьёй по принципу активного вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них представлений об этнокультурных педагогических традициях.

5. Издание методических пособий и сборников в помощь родителям и педагогам.

Программа ШЭС имеет целью привести в движение заложенный природой механизм жизнедеятельности ребёнка- 1.Эмоционально-психические реакции умственных и физических способностей.2.Творческий потенциал.

 

Предназначение программы:

А)создание нравственно-мировоззренческого фундамента личности ребёнка

Б)формирование жизненных установок и ценностных ориентаций родителей.

В)укрепление преемственности поколений для сохранения культурных традиций народа.

Принципы воспитания и развития ШЭС:

1.Формирование исторического сознания у родителей, их ценностного отношения к фольклору и ДПТ.

2.Создание эстетической и этической среды для развития национального самосознания. Стремление хотя бы на образно-зрительном уровне восполнить дефицит гармоничного эстетического окружения.

3.Тесный и разумный контакт с семьёй (он предполагает информирование педагога о здоровье ребёнка, о помощи семье, о материальном достатке семьи).

4.Сохранение традиционной праздничной культуры, как начала для коллективного творчества. Сегодня роль ребёнка в праздничной культуре приобрела пассивный и потребительский характер.

5.Создание благоприятной среды общения для ребёнка. Этот принцип выявляет приоритет духовно-нравственного воспитания малыша.

6. Создание престижа культуры и здоровья. Беседа с родителями о народной медицине, о воздействии телевидения и компьютерной техники на психическое состояние ребёнка. О предназначении современной игрушки, о влиянии одежды на формирование социального поведения и половой идентификации.

7.Формирование психо-физической готовности детей к последующей учебной деятельности.

8.Соблюдение принципа дифференциации в работе ШЭС

А)изучение задатков, склонностей, способностей ребёнка.

Б)реализация коррегирующей (направляющей) и коррекционной (исправляющей) функций.

Помимо принципов развития в ШЭС соблюдаются принципы традиционной культуры

А)устность передачи традиции

Б)импровизационность передачи игрового материала.

В)Коллективность творчества.

Г)синкретизм традиционного искусства.

Таким образом, ШЭС как модель эхо обеспечивает необходимые условия для социализации современных городских детей, испытывающих коммуникативную разобщённость и дефицит природной и эстетической культурной среды.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.