Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительное искусство амарнского периода






Вскоре после обряда хеб-сед (на шестом году правления Эхнатона) одновременно в скульптуре, рельефе и живописи появляются произведения, содержащие черты нового канона. Это изображения фараона, царицы и их дочерей. Отбор этих черт был произведен сознательно и официально утвержден для всех памятников этого времени. Поэтому, можно утверждать, что за первые пять лет правления Аменхотеп IV (его мастера и жрецы) выработал новый канон, в чем-то отличный, а в чем-то сохраняющий традиции предшествующих эпох египетского искусства.

Происходит разрыв с принятым ранее эпохальным сходством царя и богов. Сходство царя и вельмож продолжает быть.

Следование новым нормам было обязательным, поскольку оно связывалось с представлением о преданности фараону. Мастера говорили о себе, что они лишь “подручные, которых учил сам царь”.

При строительстве Ахетатона новый стиль был в полной мере использован скульпторами и живописцами. Это четко проявилось на знаменитых пограничных стелах Ахетатона, датированных шестым годом правления Эхнатона. Стелы были высечены на отвесных плоскостях скал, служивших естественной границей города. Верхняя часть стел представляет собой сцену поклонения царя и царицы Атону, а нижняя часть стел - текст, содержащий клятву царя, извещение об основании Ахетатона и перечисление всех основных сооружений столицы - храмов, дворцов, гробниц. Изображения несли одновременно религиозный и политический смысл и представляли собой визуализацию непреклонности и решимости фараона продолжать выбранный курс. Рядом со стелами были высечены колоссальные изображения царя и царицы с жертвенниками в руках в знак почитания солнца. Центральное место в рельефе каждой стелы занимает солнечный диск, многочисленные лучи которого оканчиваются руками, тянущимися к царю и его семье как знак жизни. Все фигуры на рельефах пограничных стел отличаются заострением портретных черт. Здесь отобраны те же самые черты, что и в статуях Эхнатона в Карнаке: удлиненный овал лица, вытянутая худая шея, резко обозначенные ключицы, пухлый живот, тонкие ноги, полные бедра. С этими элементами резко контрастирует полный профиль плеч царя и царицы (ранее этот ракурс был недопустим).

Стиль пограничных стел встречается в Ахетатоне только в тех памятниках, где имя царя имеет раннюю форму.

Раскопки Ахетатона дали и иную форму памятников, где полемическая заостренность образов царя и членов его семьи притухает, где появляется четкая соразмерность пропорций и особая мягкость моделировки скульптурных форм. Эта группа произведений относится ко второй половине существования Ахетатона.

На цветной стеле Каирского музея и берлинском рельефе № 14146 (рельефы и круглая скульптура по-прежнему раскрашиваются - традиция еще из Раннего царства) впервые не только в Ахетатоне, но и вообще в египетском искусстве представлены интимные сцены из быта фараона. При этом группа осеняется лучами-руками изображенного наверху в центре солнечного диска. Все действующие лица сцены (Эхнатон, Нефертити, царевны Меритатон, Макетатон, Анхесенпаатон) связаны в единое целое. Все поглощены чарами нежной любви, которая является одной из основных идей памятника. Эта любовь и есть Атон (солнце), умозрительное присутствие которого занимает все пространство стелы.

В рельефах этого времени множество новых элементов, непривычных для египетского искусства предыдущих периодов (например, опирающаяся на поду тттк у правая рука фараона, непринужденность, почти естественность жестов царевен).

Скульптуры времени Эхнатона иконографически весьма ограничены: обычно изображались либо стоящие фигуры с жертвенником в руках, либо коленопреклоненные, т.е. воспроизводили давно известные типы статуй. Фараон и царица изображались в своих бытовых одеяниях и сандалиях. Семейные сцены строились так, чтобы подчеркнуть связывающие членов семьи чувства.

Семейная, интимная тематика рельефов Ахетатона поддерживается росписями дворцов города, воспроизводящих картины природы. Дворцовые помещения как бы становятся цветущими садами и рощами. Изображались также семейные сцены царской семьи (фрагмент росписи стены “Дочери Эxнamoнa,, ).

Даже в гробницы проникают новые веяния. На стенах погребальных сооружений появляются сцены из быта фараона и его семьи - обеды, ужины, торжественные выезды, сцены гарема. Чиновники Ахетатона изображают здания новой столицы на стенах своих гробниц.

Сравнение сюжетов рельефов в разных гробницах показывает известную закономерность в их расположении. Во всех гробницах на косяках свода помещали сцены поклонения Атону, тексты гимнов Атону и заупокойные молитвы. На левой стене прохода, ведущего в первый зал, изображалась царская семья, поклоняющаяся Атону, на правой - умерший и текст гимна Атону. В первом зале - сцены из служебной деятельности владельца гробницы. Таким образом, большинство изображений связано с земной деятельностью владельца гробницы. В гробницах почти полностью отсутствуют изображения, посвященные заупокойному культу и блаженству умерших в раю.

Посмертная жизнь души представлялась теперь иначе: “Вдыхай сладостные дуновения северного ветра, выходящие с неба по велению Атона живого. Твое тело защищено и твое сердце сладостно. Никакого несчастья не случится с твоим телом, и ты будешь благополучный. Твоя плоть не истлеет. Ты будешь следовать за Атоном, когда он взойдет утром, пока не наступит успокоение его в жизни. Для твоего сердца будет вода, для твоего тела - хлеб, и одежда облачит твои члены”.

Получается, что с первыми лучами солнца умершие встают, моются, одеваются и идут за Атоном в храм и проводят день в Ахетатоне. Это было верование о пребывании умерших днем среди живых, новое верование Эхнатона. Отсюда и отсутствие сцен загробной жизни на стенах гробниц в Ахетатоне. Отсюда и нахождение некрополей Ахетатона на восточном берегу Нила.

Показательно, что изображения в гробницах в ряде случаев сходны (по темам, по манере изображения, по жестам персонажей) с изображениями на стенах дворцов Ахетатона. Однако темы семьи и природы в основном развивались в декорировке светских помещений. Семейным сценам дворцов Ахетатона все более становится свойственна повышенная лиричность образов, интимность.

Фараон и царица обычно изображались в своих бытовых одеждах и сандалиях. Семейные группы строились так, чтобы подчеркнуть связывающее всех членов чувство любви (например, соединение рук в рукопожатии, объятия, ласки).

Так как статуи членов царской семьи, обнаруженные в храмах Ахетатона были в основном вотивные (посвященные в храмы в тех или иных случаях), то по ним (по их остаткам) можно проследить постепенное изменение нового канона времени Эхнатона. Среди вотивных скульптур чаще всего встречаются изображения царя и царицы с жертвенниками в руках возле алтаря. Материал для статуй самый различный - твердый и мягкий известняк, кристаллический песчаник разных оттенков, диорит и нескольких сортов гранит. Нередки и вотивные коленопреклоненные статуи Эхнатона и Нефертити.

Раскопки обнаружили в Ахетатоне несколько больших скульптурных мастерских. Это естественно, так как большому городу требовалось большое количество скульптур. Ведь статуи стояли не только в официальных учреждениях столицы, но и в частных домах.

Наиболее интересные находки сделаны при раскопках мастерской скульптора Тутмеса, произведенных в начале XX века (начаты в 1912 г.). В мастерской, где трудились многие подмастерья, были помещения для формовки из гипса, для обработки камня. Именно в мастерской Тутмеса были обнаружены парные портреты Эхнатона и Нефертити, которые были сделаны из известняка в натуральную величину (обычно статуи изготавливаются чуть больше или чуть меньше натурального размера). Однако портрет фараона был безнадежно изуродован при разгроме Ахетатона, а изображение Нефертити, вероятно, упало лицевой стороной вниз в тот момент, когда разрушители ворвались в мастерскую. Поэтому изображение царицы сохранилось и представляет собой шедевр амарнского искусства.

Поразительно мастерство, с которым скульптор передал лицо царицы, словно дышащее жизнью. И это при явно строгом отборе необходимых и достаточных в каноне черт, подлежащих изображению. Еще одно достойное восхищения изображение Нефертити - головка из желтого кристаллического песчаника высотой 19 см. Даже на этом этапе, на котором работа над портретом была прервана, скульптурное изображение производит незабываемое впечатление. Чрезмерно вытянутые пропорции черепов изображений Нефертити и ее дочерей являются результатом условной стилизации, результатом особых пропорций канона Эхнатона.

В мастерской Тутмеса были найдены гипсовые маски и отливки с них. Маски снимались как с живых людей, так и с умерших. Именно на отливках с этих масок мастера удаляли ненужные в каноне детали, каждый раз по этапам оттачивая будущий образ путем многократных отливок. Последним этапом в обработке масок являлся перевод гипсовых отливок в конечный материал - камень.

В мастерских Ахетатона было обнаружено множество незаконченных скульптур, которые предметно вскрыли этапы работы амарнских мастеров над статуями.

В одной из мастерских Ахетатона были обнаружены посмертные маски Эхнатона и Нефертити.

В мастерских Ахетатона были обнаружены произведения, отмеченные именем Сменхкара. По своему стилю эти произведения (хотя и портретны) резко отличаются от ранних памятников Амарны и близки портретам Нефертити, являясь связующим звеном между искусством Египта времени Эхнатона и времени Тутанхамона.

Стремясь создать насыщенные натурализмом памятники, мастера амарнского искусства решались на сочетание в одной скульптуре разных материалов. Лицо и руки статуй чаще высекали из кристаллического песчаника, хорошо передающего цвет загорелого смуглого тела. Покрытые белыми одеждами туловища статуй делали из известняка. По-прежнему широко применялась раскраска скульптур, равно как и вставные глаза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.