Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода






1. Нормативные формы на –а (-я)

 

бега берега борта буера буфера веера вензеля директора доктора желоба жемчуга жернова* колокола купола* кучера* мастера номера окорока округа* ордера паруса* повара погреба профессора сорта сторожа тенора* флюгера* хутора* черепа шелка штемпеля*
Примечание: у слов, помеченных «звездочкой», встречаются также формы множественного числа на –ы (-и), которые приводятся в словарях как устарелые (устаревающие)
2. Нормативные формы на –ы (-и)
акушеры аптекари библиотекари бухгалтеры выборы выпуски конденсаторы консулы тренеры ректоры переговоры договоры выговоры инженеры офицеры шофёры
3. Дублетные (равноправные формы)
кителя – кители крейсера – крейсеры стапеля – стапели трактора – тракторы фельдшера – фельдшеры штабеля – штабели шпателя – шпатели юнкера – юнкеры ястреба - ястребы бункеры – бункера ворохи – вороха джемперы – джемпера инспекторы – инспектора полюсы – полюса прожекторы – прожектора рапорты – рапорта секторы – сектора табели – табеля
Примечание: в употреблении у одних слов предпочтительнее форма на –а (левый столбец), а у других – на –ы (-и) (правый столбец)
4. Стилистически окрашенные формы на –а (-я)
а) разговорные (просторечные) – лацкана, месяца, почерка и пр. б) в профессиональной речи (названия механизмов и их частей) – бампера, вентиля, конуса, триера, клапана и др.
5. Формы именительного падежа множественного числа существительных – омонимов
образа (иконы) лагеря (военные, туристические) пояса (части одежды) пропуска (документы) тока (место молотьбы) тона (переливы цвета) тормоза (приборы) учителя (преподаватели) хлеба (на корню) цвета (окраска) образы (литературные) лагери (политические группировки) поясы (географические) пропуски (недосмотры) токи (электрические) тоны (звуковые) тормозы (препятствия) учители (идейные руководители) хлебы (печеные) цветы (растения)

8. Пользуясь таблицей, определите, в каких случаях окончание –у / -ю в родительном падеже существительных мужского рода остается предпочтительным

Наделать шуму – много шума из ничего; задать перцу – в магазине три сорта перца; спору нет – это не предмет спора; не до смеху – бояться смеха; прибавить шагу – требовали от солдат четкого шага; намолол вздору – не слушали его несуразного вздора; навели лоску – ботинкам не хватало лоска; дать ходу – машина не развила быстрого хода; натерпелся страху – они не знали страха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.