Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и приемы инновационного менеджмента






Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования ресурсов.

Общий инновационный менеджмент включает:

  • нормативный менеджмент;
  • стратегический менеджмент;
  • оперативный менеджмент.

Инновационный менеджмент состоит из этапов:

1. инновационный процесс;

2. определение цели управления инновацией;

3. выбор стратегии менеджмента инновации;

4. определение приемов управления инновацией;

5. разработка программ управления инновацией;

6. организация работ по выполнению программы;

7. контроль за выполнением намеченной программы;

8. анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;

9. корректировка приемов управления инновацией.

Прием инновационного менеджмента – это способ воздействия управляющей подсистемы на инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инноваций.

 

Функции инновационного менеджмента

Под функциями инновационного менеджмента принято понимать состав общих задач управления, решаемых при помощи инноваций.

Выделяют основные (предметные) и обеспечивающие функции инновационного менеджмента.

Основные функции инновационного менеджмента являются наиболее общими для всех видов и условий осуществления инноваций. Основные функции включают:

1. формирование целей инновационной деятельности;

2. планирование инноваций;

3. организацию инноваций;

4. контроль за осуществлением инноваций.

Обеспечивающие функции инновационного менеджмента содержат управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций управления на предприятии. К ним относят:

  • социально-психологические функции – связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе(делегирование и мотивация);
  • технологические или процессуальные функции – отражают наиболее общие элементы управления, не зависящие от характера осуществляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности или отрасли экономики(принятие управленческих решения и коммуникации).

По существу процессуальные функции инновационного менеджмента являются средствами реализации его основных и социально-психологических функций.

 

Содержание инновационного менеджмента

Содержание основных стадий процесса управления инновациями определяется основными функциями инновационного менеджмента.

1. Формирование целей инновационной деятельности.

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с его миссией, философией, традициями и жизненными циклами. Процесс формирования целей составляет одну из важнейших процедур инновационного менеджмента, являясь исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.

Цели в инновационном менеджменте классифицируют по: уровню, видам среды, содержанию, приоритетности, периоду действия, функциональным структурам, стадиям жизненного цикла предприятия.

Приоритетными (стратегическими) целями инновационного менеджмента являются:

  • рост и развитие предприятия на базе активизации инновационной деятельности,
  • активное продвижение инноваций на рынок,
  • использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для экономического процветания.

Планирование инноваций.

Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынке.

Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности предприятий в современных условиях связаны с:

1. расширением масштабов и усложнением инновационных проектов;

2. много вариантностью и вероятностным характером инновационных процессов;

3. развитием специализации и кооперации в инновационной сфере;

4. расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности предприятий за результаты инновационной деятельности.

В рамках инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

1. обеспечение устойчивости функционирования и развития предприятия;

2. выбор оптимальной стратегии предприятия на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;

3. детализация целей инновационной деятельности предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей;

4. формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;

5. установление состава реализуемых проектов;

6. формирование программ научных, организационно-технических, производственных и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих реализацию планов;

7. определение состава необходимых ресурсов;

8. распределение и согласование выполнения планов по целям, задачам, мероприятиям, исполнителям, срокам, ресурсам, месту и качеству работ;

9. стимулирование выполнения планов;

10. комплексное обеспечение выполнения планов.

Процесс планирования инноваций состоит из этапов:

1. анализ:

  • факторов внешней и внутренней среды;
  • производственных возможностей и состояния производственного аппарата;
  • НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции;
  • финансового состояния и возможностей;

2. составление планов по направлениям:

  • проведение НИР по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники и новых изделий;
  • организация и проведение ОКР;
  • подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
  • разработка технологических процессов изготовления новой продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение средств труда;
  • технологическая подготовка производства и внедрение техники и технологии;
  • разработка и применение новых организационных структур и управленческих решений;
  • применение или приобретение необходимых информационных устройств и ресурсов;
  • подготовка, обучение, переквалификация и использование специальных методов подбора персонала для инновационной деятельности;
  • организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций;
  • организация маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта и позиционирование новшеств на рынке;

3. доведение планов до исполнителей.

Особенности планирования инновационной деятельности:

1. большая неопределенность плановых ситуаций;

2. значительный риск вложения инвестиций;

3. неподготовленность персонала, подсистем инновационного менеджмента и инфраструктуры инновационной деятельности;

4. постоянная смена объекта и предмета исследований;

5. низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;

6. перспектива получения конкурентных преимуществ при положительном результате инновационной деятельности.

Виды планов различают по целям, объекту, предмету, уровням, содержанию, периодам планирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.