Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской






 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» направлен на совершенствование Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 282-ФЗ), регулирующего общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.

Действующий Федеральный Закон регулирует процессы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных.

Состав и характер работ по составлению национальных счетов отличается от «традиционных» статистических работ и включает в себя анализ данных, проведение научно-обоснованных экономических расчетов и математико-статистическое моделирование. Таким образом, работы, перечисленные в Федеральном законе № 282-ФЗ, охватывают статистическую деятельность не в полном объеме.

Следует отметить, что в соответствии с международными стандартами национальные счета являются основой всей макроэкономической статистики. Необходимо учитывать, что национальные счета строятся на основе информационных ресурсов, разрабатываемых различными субъектами официального статистического учета: Центральным Банком Российской Федерации, Министерством финансов, Государственной таможенной службой и другими министерствами и ведомствами. При этом для разработки национальных счетов требуется согласование форм статистического наблюдения, гармонизация данных по содержанию, единицам и срокам.

В ряде законодательных актов органов государственной власти Российской Федерации используются категории системы национальных счетов (далее – СНС), такие, например, как валовой внутренний продукт (ВВП), институциональный сектор экономики (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации) и другие.

Вместе с тем, ни в одном законе не закреплено то, что составление национальных счетов и координация участия в этой работе других субъектов официального статистического учета поручены уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти (Росстату).

В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного действующего законодательного акта, устанавливающего систему национальных счетов (СНС) в качестве принятой в стране методологии статистического описания национальной экономики.

Единственным законодательным документом, содержащим упоминание об СНС, является закон «О Центральном Банке». Изменения были внесены в связи с тем, что Центральный Банк Российской Федерации определен в качестве субъекта статистического учета, ответственного за составление финансового счета СНС.

Международная практика показывает, что в Европейском Союзе, к примеру, для обеспечения нормативно-правового регулирования макроэкономической статистики принят ряд законодательных актов, в которых устанавливаются принципы и методология европейской системы национальных счетов, ее понятийный аппарат и принятые правила учета, обязательные для всех стран – членов Европейского Союза.

Это позволяет разрабатывать систему методологически согласованных макроэкономических показателей, используемых для анализа экономического состояния стран и принятия решений в области экономической политики отдельных стран и Европейского Союза в целом.

Сегодня в Российской Федерации формально не определены принципы статистического учета продукта и доходов в макроэкономическом аспекте, а также законодательно не оформлены ни национальный, ни международный стандарты системы национальных счетов.

Внесение в законодательство изменений по статье 2 (пункт 3), статье 5 (часть 8), статье 7 (части 2 и 3) формально регулирующих стандарты и процессы разработки макроэкономической статистики в России, позволит значительно повысить качество и оперативность разработки макроэкономических показателей, транспарентность финансовых потоков, необходимость чего следует из заявления глав государств «Группы двадцати», принятом на Питтсбургском саммите 26 сентября 2009 года.

Внесение изменений в статью 5 (часть 9), статью 8 (части 1 и 5), статью 9 конкретизирует нормы данного закона в части обработки персональных данных в статистических целях при условии их обязательного обезличивания и направлено на получение необходимой официальной статистической информации по демографическим событиям для обеспечения полноценными и качественными данными органов государственной власти, осуществляющих подготовку и принятие решений в сфере демографической политики, а также мониторинг эффективности их реализации.

Так, органы государственного статистического учета получают от органов ЗАГС соответствующие сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также сведения, содержащиеся в формах медицинской документации о рождении и смерти.

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния являются административными данными, содержащими персональные данные физических лиц.

Редакция пункта 9 статьи 5 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», согласно которой субъекты официального статистического учета в числе другой информации получают от респондентов административные данные, содержащие сведения о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, создает неопределенность в вопросе о том, кто должен осуществлять обезличивание персональных данных: респонденты или субъекты официального статистического учета или те и другие. В этой связи происходит различное трактование этих норм федеральными органами исполнительной власти.

Часть 5 статьи 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предусматривает, что административные данные, содержащие сведения о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа. Тем самым делается отсылка к положениям Федерального закона «О персональных данных». В силу положений пункта 9 части 1 статьи 6 этого закона обработка персональных данных осуществляется в статистических целях при условии обязательного обезличивания персональных данных.

Имеющаяся неопределенность в правовом регулировании данного вопроса устраняется предлагаемым законопроектом, который возлагает обязанность обезличивания персональных данных, содержащихся в первичных статистических данных и административных данных на субъекты официального статистического учета.

Полагаем, что принятие предлагаемых изменений в Федеральный закон «Об официальным статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» конкретизирует нормы вышеназванных законодательных актов и позволит Росстату получать совокупность первичных статистических данных и административных данных, позволяющих осуществлять официальный статистический учет.

Разработка сведений, предоставляемых органами ЗАГС органам государственной статистики, осуществляется с помощью программного комплекса электронной обработки данных (КЭОД). При обработке производится ввод не самих персональных данных, а неперсонифицированных - в виде числовых кодов

Практика применения Федерального закона № 282-ФЗ выявила также необходимость более детальной проработки норм статьи 9, связанных с обеспечением конфиденциальности первичных статистических данных.

В настоящее время возникла правовая ситуация, когда государственным гражданским служащим органов государственной статистики законодательно запрещено разглашать первичные статистические данные, но за надлежащее выполнение этого запрета они подвергаются административным наказаниям со стороны правоохранительных органов, в том числе, со стороны судебных приставов - исполнителей.

В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», понятия предоставления и распространения информации разделяются в зависимости от круга ее получателей - определенного либо неопределенного соответственно.

Исходя из данных определений при истребовании судебными приставами-исполнителями первичных статистических данных происходит предоставление информации.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 282-ФЗ, первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Таким образом, требование Федерального закона № 282-ФЗ о неразглашении первичных статистических данных не подкреплено указанием о запрете доступа к ним в форме предоставления по требованию государственных органов.

Все это создает предпосылки для нарушения принципа конфиденциальности первичных статистических данных, установленного статьей 4 Закона о статистике.

Внесение изменений в статью 9 Федерального закона № 282-ФЗ, позволит ужесточить требование Закона о статистике об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и исключить случаи требования предоставления первичных статистических данных государственным органам для использования их не для статистических целей.

Кроме того, первичные статистические данные могут быть получены только Росстатом и другими субъектами официального статистического учета и противоправное использование первичных статистических данных респондентов судебными приставами-исполнителями в контрольных, фискальных и иных нестатистических целях при исполнении возложенных на них полномочий, может быть признано судебными органами в качестве ничтожной (абсолютно недействительной) сделки и породить нежелаемые для ее участников правовые последствия в силу несоответствия закону, в также возмещение возможных убытков за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, имеет место наличие правовой коллизии, когда правоохранительные органы в соответствии с законами об их деятельности наделены правом получения необходимых данных при совершении исполнительных действий, а за Росстатом и другими субъектами официального статистического учета не закреплена обязанность предоставления им таких данных и, более того, установлена ответственность за разглашение первичных статистических данных.

Имеющаяся судебная практика рассмотрения этой коллизии - неоднозначна и противоречива.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.