Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декорирование




Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида — рельефное и гладкое декорирование. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль-орнаментом — отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Кстати, его охотно применяют современные керамисты для создания на изделии определенной фактуры. В III — начале II тысячелетия до н.э. в Европе была широко распространена техника украшения посуды оттисками шнура и веревки. Она была настолько характерна для некоторых племен, что их кульровку, тиснение, лепное узорочье. К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него. Культуру ученые назвали «культурой шнуровой керамики». Шнуровой орнамент наносился вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончар создавал из них самые разнообразные узоры. Японские гончары вплоть до XX века использовали для украшения сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы. Только что выполненный сосуд плотно обматывали тесьмой, сушили и отправляли в печь на обжиг. В печи солома выгорала, а на обожженном сосуде оставались углубленные отпечатки, создававшие на поверхности черепка оригинальную фактуру. Древние мастера использовали для украшения керамики также отпечатки различных растений: колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п. У японцев долгое время пользовалась успехом так называемая сосново-игольчатая керамика. Сырой сосуд обкладывали со всех сторон сосновыми иголками, которые закрепляли бечевками. После выжигания иголок образовывалась поверхность, сплошь испещренная мелкими черточками. Кроме тесьмы и сосновых иголок, для тиснения использовались рисовые зерна. В стенки сосуда зерна вдавливали так, что образовывался узор, подчиненный определенному ритму. В таком виде сосуд помещали в печь. После выгорания зерен на поверхности сосуда оставался углубленный узор. Почти повсеместно в разные времена для нанесения тисненого узора гончары использовали соломинки, стебли тростника и древесные ветки. Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки. Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и чередуя оттиски в определенной последовательности, получали выразительные узоры. Если же штампики с круглым или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин. Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность. Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.). Обычно жгуты раскатывают на гладкой поверхности руками. Если же требуется получить множество жгутов одинакового диаметра, то глину раскатывают специальной дощечкой, имеющей внизу ограничители. От них зависит толщина раскатываемого жгута. Чтобы заготовся глянцевидный блеск. Нередко подобные узоры являются подготовительной стадией для инкрустации, когда полученные углубления заполняются цветными ангобами. Необходимо помнить, что наносить подобные узоры можно только тогда, когда глина подсохнет до кожетвердого состояния. Чтобы заготовленные жгуты, да и другие мелкие детали, не подсыхали и не теряли пластичности, их накрывают сверху влажной тряпкой. Если необходимо получить из отрезка жгута завиток, его концы раскатывают до тех пор, пока они не станут острыми. В зависимости от задуманного узора жгут с заостренными концами свертывают в завиток с плотно примыкающими спиралями либо с небольшими зазорами между ними. Из более длинной заготовки получают двойной завиток. Узор может состоять из одного, двух и более элементов. Узор включает в себя три элемента — завитки, прямые жгуты и круглые налепы. Характер узора зависит от расположения включенных в него элементов. Тот же завиток, только расположенный по-другому, производит совершенно иное впечатление. Предназначенное для декорирования изделие должно находиться в кожетвердом состоянии. Вначале к стенкам сосуда приклеивают прямые жгуты. Затем на одинаковом расстоянии друг от друга — завитки, и в последнюю очередь — круговые налепы. При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жидкой глиной тщательно промазывают щели. Кроме завитков, в налепных узорах широко используются круглые и овальные налепы. Их изготавливают из того же жгута, только нарезанного на равные короткие части. Если кусочек глиняного жгута величиной примерно с крупную горошину быстро раскатывать между ладонями, то обязательно получится катыш, напоминающий вытянутую бусину. Чтобы из того же кусочка глины вышел шарик, его катают на ладони указательным пальцем. Когда готовые катыши наклеивают на поверхность изделия, их слегка сплющивают. Использовать налепные детали можно не только для составления, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры. Например, с помощью круглых катышей легко получить очень выразительную бугорчатую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью декоративной вазы. Катыши, имеющие коническую форму, могут быть использованы не только для декорирования вазы и карандашницы, но и для изготовления забавных фигурок. Например, они могут имитировать иголки ежа. Конусы можно изготовить из продолговатых катышей, разрезав их пополам. Более крупные и удлиненные конусы делают из кусочков жгута. Отрезанный от жгута цилиндрик кладут на дощечку и пальцем раскатывают только один его конец.

 

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.