Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портфолио как система накопительной оценки






 

Одним из средств индивидуальной накопительной оценки знаний учащегося является портфолио достижений ученика. Благодаря ему можно судить об учебных, творческих, коммуникативных результатах школьника. О портфолио как образовательной технологии было сказано в главе 10, в этом разделе мы обсудим возможности портфолио именно как средства оценивания.

Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Для того чтобы портфолио могло быть системой оценивания, необходимо в самом начале работы обговорить с учениками его структуру (разделы), материалы, которые должны быть в каждом из разделов и критерии оценки материалов. В этом случае за каждый материал ученик сможет набирать определенное количество баллов, сумма которых будет затем преобразована в оценку (отметку).

Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы обучающимся.

Оценка портфолио может проходить:

1. В индивидуальной встрече педагога и обучающихся. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.

2. Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.

3. На основе выступлений учащихся на конференции по портфолио. Конференцию целесообразно организовывать в том случае, если портфолио собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же – на ответы на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).

Результатом обсуждения может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно, и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

Приведем пример критериев оценки портфолио учащихся разработанный Е.В. Лебедевым.

1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

– самоорганизации (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя);

– профессиональной ориентации;

– обучения (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений);

– самообучения;

– самореализации.

2. Внешняя оценка включает группы критериев:

– оценки качества оформления портфолио;

– оценки структуры портфолио;

– оценки уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.

Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.