Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Большие перемещения стержней






Рассмотрим недеформированное состояние стержня, определяемое на рис. 2.1.2, a точкой М - центром жесткости сечения стержня и ортами центра жесткости у которых имеют начало в центре жесткости, лежат в плоскости сечения стержня и направлены параллельно главным центральным осям сечения, а направлен по касательной к линии центров жесткости сечений в точке М. Триэдр центра жесткости построен по правилу образования правой системы координат.

Рис. 2.1.2

Воздействие произвольной внешней нагрузки превращает ось центров жесткости сечений стержня в некоторую кривую S. Точка М переходит в М* на кривой S. Триэдр центра жесткости поворачивается, после чего орты, связанные с осями , переходят в положение *, *, а орт касательной к оси жесткости стержня превращается в *. Перемещение триэдра в деформированное состояние можно представить как поступательное из точки М в М* и некоторый поворот вокруг мгновенной оси.

Поворот триэдра осей xyz в положение можно осуществить с помощью трех последовательных вращений. Это могут быть оси Эйлера, использованные Кирхгофом.

Поворот на угол () выполним относительно оси i. Новые орты триэдра , полученного после этого поворота, можно записать в виде векторов-строк (рис. 2.1.2б):

1= [1, 0, 0];

= [0, cоs , sin ];

1= [0, -sin , cоs ].

Таким образом, матрицей перехода от ijk к будет матрица вращения:

осуществляющая преобразование координат:

[ ]т = Л() [ х, у, z ]т.

Поворот относительно оси j 1 на угол () осуществляется матрицей:

что приводит к осям и формуле преобразований координат:

[ ]т = Л () Л () [ х, у, z ]т.

Третий поворот на угол () относительно оси завершит совмещение триэдров и , определяемых осями, параллельными xyz и .

Матрица этого поворота:

Осуществляя последовательные повороты на углы и , получим матрицу преобразований координат

Л = Л() Л() Л(),

которая имеет вид:

(2.1.4)

Предположим, что триэдр равномерно перемещается с единичной скоростью вдоль деформированной оси стержня S (рис. 2.1.2, a). Обозначим скорость поворота вектора *, связанного с сечением стержня, относительно оси через , скорость поворота * относительно - через и соответственно * и * относительно - через . Это кривизны стержня в двух плоскостях и относительный угол закручивания (предполагаем пока, что цт сечений совпадают с цж).

Выразим вектор угловой скорости через производные углов, и. Рассмотрим два положения триэдра. Первое определяется значениями углов, и, второе углами + , +, +. Можно осуществить переход из первого положения во второе с помощью трех бесконечно малых поворотов, векторы которых запишутся так:

Учитывая, что бесконечно малые повороты подчиняются законам сложения векторов, запишем результирующий вектор поворота

и вектор угловой скорости:

Здесь производная по времени заменена производной по дуге S, т.к. при движении с единичной скоростью dt = ds, и обозначена штрихом.

 

Проекции на оси, связанные с центром жесткости стержня (а это и будут æ ξ, æ η, τ ζ), выразятся так:

æ ξ *, æ η ,

Используя матрицу (2.1.4), получим

æ ξ = ' cos cos + ' sin;

æ η = - ' cos sin + ' cos; (2.1.5)

= ' sin - '.

Положение точки на оси стержня определяется радиусом-вектором

(2.1.6)

Углы поворота можно связать с перемещениями Х, Y, Z, считая, что элемент дуги ds совпадает по направлению с ортом *:

. (2.1.7)

Неизвестные, и, определяющие перемещения (2.1.7), можно найти из решения нелинейной системы (2.1.3), подставляя в нее (2.1.5) и выражая

 

(2.1.8)

 

Моменты Мx, Мy, Мz определяются с учетом упругих перемещений Х, Y, Z.

Таким образом, поставленную проблему можно считать разрешимой в больших перемещениях. Многие задачи авиационной техники, такие, как моностержни (крыло, стабилизатор, киль) могут быть с достаточной степенью достоверности решены при

sin =, sin =, sin =,

cos = cos = cos = 1.

В этом случаев матрица (2.1.4) примет вид:

Из (2.1.7)

,

на основе чего

В результате получим

Эта теория может быть названа теорией конечных перемещений, которая учитывает не только конечность перемещений, но и предполагает их малость.

Можно сказать, что основы теории конечных перемещений заложены в работах Прандтля. Тимошенко использовал ее при исследовании задач устойчивости плоской формы изгиба балок в варианте

От теории Кирхгофа, использующей углы Эйлера, не удается перейти к уравнениям Прандтля. Их можно получить, если при выводе выражений 2.1.4 и 2.1.5 использовать предположение о малости, и, и следовательно, записать вектор поворота триэдра в виде:

Тогда

Уравнения Прандтля использовались В.П. Ветчинкиным для определения взаимосвязанных перемещений в геометрически нелинейной задаче расчета крыла. С.П. Тимошенко удалось привести исследуемую задачу " об устойчивости плоской формы при изгибе балки" к линейной и решить до конца. При решении задач устойчивости в малом это не привело к заметной ошибке. Решение задач на основе теории конечных перемещений может привести к значительным ошибкам, и тем большим, чем больше эти перемещения. И это в полной мере относится к катастрофам составных стержней типа оперения с рулем и крыла с элероном, где перемещения действительно большие.

Осталось записать , и моменты в сечении z от внешних нагрузок и , вычисленные относительно осей, параллельных неподвижным xyz, в расчетном сечении. Для построения моментов по деформированной расчетной схеме на рис. 2.1.3 стержень изображен в трех проекциях. Прогибы линии ц.ж. стержня в неподвижных осях для сечения, где приложена внешняя нагрузка и обозначены через Х и Y, а для расчетного cечения через и , углы закручивания соответственно через и .

Рис. 2.1.3

 

Изгибающие моменты запишутся так же, как и при расчете по недеформированной расчетной схеме, т.е.

(2.1.9)

Момент относительно оси z создается всей нагрузкой, перенесенной на ось z в пределах от z до l:

(2.1.10)

где - погонный момент внешней нагрузки, найденный без учета перемещений.

Перемещения X и Y находим интегрированием уравнений (2.1.7)

Перерезывающие силы и проходят через центр жесткости, и для их записи необходимо использовать матрицу

(2.1.11)

Нули в этом уравнении могут быть заменены растягивающими силами стержня и .

Выражения (2.1.3)-(2.1.10) представляют собой разрешающую систему уравнений стержня при больших перемещениях. Решаем её, превращая в алгебраическую, методом интегрирующих матриц[5].

Полученная система

(2.1.12)

имеет вектор неизвестных






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.