Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Правовое регулирование инновационной деятельности






6.1 Понятие интеллектуальной собственности.

6.2 Патенты. Основная характеристика.

6.3 Лицензирование и юридический порядок передачи технологий.

6.1 Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ (ст. 44), Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность - собственность на результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный продукт, входящий в совокупность объектов авторского и изобретательского права [6].

На международном уровне юридическое понятие интеллектуальная собственность предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году [3]. Главной задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.

В Российской Федерации правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ, Законом об авторском праве и смежных правах и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нововведение представляет собой прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее [8]. Это целенаправленное изменение, которое вносит в производство новые относительно стабильные материальные и социальные элементы.

Новшество - объект промышленной собственности и (или) связанный с ним продукт интеллектуальной деятельности, являющийся предметом нововведения; результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающий новизной и спросом для включения в экономический оборот; это предмет инновации.

В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной собственности.

К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными законами или нормами, содержащимися в законодательстве.

В настоящее время в России правовыми нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели и других формах [12].

Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной, принадлежит авторское право. Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка времени [12]. Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.

Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов.

Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»).

К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.

К основным проблемам в сфере интеллектуальной собственности, с которыми сталкиваются заинтересованные лица, относятся [5]:

1. споры об авторстве,

2. использование объектов интеллектуальной собственности

3. защита прав авторов.

В настоящее время проблемами и вопросами, возникающими в сфере интеллектуальной собственности занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Эта служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества [14]

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2002 было утверждено положение о правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации [11].

6.2 Патентное право — отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения изобретения путем выдачи патента [8].

Патент (англ. рatent) - документ, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение; свидетельство на изобретение, выдаваемое компетентным органом государства, удостоверяющее признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Кроме того, патент представляет собой документ, выдаваемый официальным органом государства на право занятия каким-либо ремеслом или промыслом при соблюдении необходимых условий и внесении платежа (патентного сбора) [1].

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

Патенты защищают только принципиально новые технические изобретения, позволяющие получать качественно новые результаты. Они выдаются физическим и юридическим лицам. Если патент принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, то другое лицо не имеет права использовать запатентованный объект без разрешения владельца патента. Продажа лицензии в другое государство означает получение там патента. Патент действует только в пределах территории того государства, ведомство которого его выдало.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны. Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов – то есть активов, не имеющих физической, осязаемой формы: управленческие, организационные, технические ресурсы, репутация в финансовом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, защита, обеспечиваемая страховкой, патенты и торговые марки, фирменные знаки, " ноу-хау", другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование [6].

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Таблица 5. Временные рамки для различных действий, предусмотренные патентным законом Российской Федерации

 

Вид действия Изобретение Полезная модель Промышленный образец  
Подача заявки
Подача после опубликования сведений   6 мес. 6 мес. 6 мес.
Подача исправлений   2 мес. 2 мес. 2 мес.
Экспертиза заявки
Формальная экспертиза   Через два часа после подачи заявки
Ходатайство о проведении Экспертизы по существу   3 года Не проводится Не подается
Возражение на решение об отказе   3 мес. - 3 мес.
Жалоба на решение об отказе   6 мес. - 6 мес.
Опубликование сведений о заявках и патентах
Сведения о заявке   18 мес. Не проводится
Сведения о патентах   После завершения рассмотрения
Действия патента
Полный срок действия   20 лет 5 лет 10 лет
Уплата годовых пошлин   с 3-го года действия с 1-го года действия С 3-го года действия
         

Патент Российской Федерации не имеет по своей правовой природе каких-либо признаков, которые отличали бы его от классического патента. Эта природа заключается в исключительном праве патентоообладателя на использование охраняемых патентов изобретении, полезных моделей или промышленных образцов на территории России. Это право включает в себя и право запретить использование защищенных объектов другими лицами, которые могут получить доступ к такому использованию только через режим лицензионного договора [4]. Только для так называемых «служебных» объектов промышленной собственности, создаваемых за счет средств бюджета всех уровней, допускается использование служебной разработки без заключения лицензионного договора между бюджетным инвестором (работодателем) и автором (патентообладателем).

Применение патентной системы компенсации затрат на проведение научно исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) имеет свои преимущества по сравнению с предоставлением прямых субсидий [4]:

1. правительству не надо делать выбор из множества претендентов на получение государственного финансирования (льготы предоставляются тому, кто первым добился конкретных результатов)

2. за нововведения платят обычно потребители, которые действительно в нем нуждаются, а не все налогоплательщики, как в случае бюджетного финансирования (рынок оценивает полезность новшества)

Недостатки данной системы состоят в следующем:

1. дороговизна и продолжительность процесса патентования и поддержки его в силе

2. трудности учета и, следовательно, защиты на стадии оформления патентной заявки всего круга патентуемых решений, позволяющих универсально охватить все особенности конструкции, технологии, организации объекта интеллектуальной собственности

3. патент обычно получает тот, кто первым добился результата и подал заявку в патентное ведомство

4. организации или изобретатели, работавшие в том же направлении, не только не получают никакой компенсации затраченных ресурсов, но и обязаны приобрести лицензию на право дальнейшего использования новшества у обладателя патента даже в том случае, если они пришли к аналогичным результатам совершенно самостоятельно и почти одновременно.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями [10]. Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции [3].

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.

В Законе Российской Федерации " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак – ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц».

Торговая марка (товарный знак) - это сочетание названия какого-либо товара (фонемы) и его графического изображения (графемы) [13]. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности).

6.3 Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по производству изделий; проведению научных исследований и разработок, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Ноу-хау — термин, применяемый для обозначения обязательства по передаче на коммерческой основе другой организации выраженных в форме документации технических знаний, опыта, навыков, включая инжиниринговые услуги; это совокупность знаний и навыков, которые носят конфиденциальный характер. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуются, поскольку в значительной своей части состоят из определенных приемов и навыков и, поэтому не пользуются патентной защитой.

Первоначально «ноу-хау» понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин «ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау» обычно понимают [7]:

1. технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами (комплекс технических знаний) или нововведения, которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам;

2. конфиденциальные сведения различного характера (коммерческие секреты).

Ноу-хау технического характера кроме незарегистрированных образцов включают также техническую документацию, инструкции, производственный опыт и описание технологий, знания и навыки в области статистической, финансовой отчетности, правовой и экономической работы. Под “ноу-хау” коммерческого характера подразумевают адресные бланки данных, картотеки клиентов, данные об организации и эффективности производства, данные об обучении персонала и другие сведения [7].

Основные признаки «ноу-хау»:

1. неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации;

2. наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете;

3. коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации [2]. Неправомерное использование «ноу-хау» влечет за собой имущественную ответственность, которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных издержек (в соответствии с гражданским законодательством РФ). При передаче прав на использование «ноу-хау» оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее нарушение.

Передача ноу-хау – один из видов передачи объектов инновационной деятельности. Сделка по передаче ноу-хау — предоставление беспатентной лицензии. Основные особенности передачи ноу-хау [8]:

· большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

· необратимый характер передачи ноу-хау;

· постоянно присутствующий временной фактор;

· неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями (договорами, соглашениями), предусматривающими не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала и оказание иной технической помощи импортеру. Лицензионные соглашения – это соглашения о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков [9].

Права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам [3].

Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом и лицензиаром.

Различают три основных вида лицензий:

§ неисключительная (простая) лицензия позволяет лицензиару самому использовать изобретения или технические знания или выдавать лицензию другим лицам

§ исключительная лицензия лишает лицензиара права использовать изобретение или технические знания в пределах определенной территории и предоставлять ее на данное изобретение другим лицам для использования в пределах территории, на которой действует лицензиат (разновидность данной лицензии – ограниченная исключительная лицензия – сужает возможность лицензиата по использованию лицензии за пределами обозначенной в лицензионном соглашении территории)

§ полная лицензия предполагает полный отказ лицензиара от самостоятельного использования изобретения.

Продажа (передача) инновации — акт распространения (диффузии) в различных формах, разными способами и по разным каналам. Может передаваться на коммерческой или некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутрирегиональной, внутригосударственной и международной.

Передача лицензий – один из видов передачи объектов инновационной деятельности [8]. Является наиболее распространенным способом коммерческого трансферта технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые «технологии промежуточного поколения».

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок. Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с " ноу-хау", патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, которые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними " ноу-хау". Могут быть беспатентные изобретения и " ноу-хау".

Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг[6] по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п. Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они являются менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием.

Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке могут быть различны. Так, промышленные фирмы для осуществления операций по продаже лицензий создают лицензионные (патентные) отделы, отделения заграничного лицензирования и дочерние компании по заграничному лицензированию. В крупных компаниях, выполняющих в большом объеме научно-исследовательские работы и патентующих свои изобретения, создаются лицензионные отделы (секторы).

Лицензионные отделы (секторы) выполняют следующие функции [3]:

1. изучение торговли патентами и лицензиями;

2. сбор и представление информации техническим службам, производственным отделениям и отделам, экономическим службам;

3. выявление фирм, проявляющих интерес к покупке лицензий;

4. обеспечение патентной охраны результатов научных исследований и технических достижений своей фирмы;

5. осуществление непосредственных операций по купле-продаже патентов и лицензий.

Лицензионные отделы могут быть встроенными и самостоятельными. Встроенные отделы (сектора) входят обычно в юридическую службу (отдел), техническую службу (отдел) или в общеэкономическую службу (отдел). Самостоятельный лицензионный отдел находится в ведении одного из членов высшего руководства фирмы (президента, генерального директора, помощника президента). Самостоятельные отделы могут быть централизованными и децентрализованными. Отделения заграничного лицензирования создаются, как правило, в крупных фирмах или компаниях. В отличие от отделов отделения имеют хозяйственную самостоятельность.

Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы (президент, вице-президент, правление директоров), а также руководство дочерних фирм и отделений по экспортным операциям. Основной функцией дочерних компаний по заграничному лицензированию является осуществление операций по продаже лицензий.

Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.

Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры) [3]. Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы. Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения.

Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и другие. Лицензионное соглашение – это договор о предоставлении прав на коммерческое и производственное использование изобретений, технических знаний, товарных знаков.

Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.). Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение или технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, " ноу-хау", а также с правом использования товарного знака. В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение.

Лицензионное соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару:

- роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается в виде доли прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензии (их размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии – например, периодические процентные отношения, участие в прибылях);

- паушальный платеж – фиксированная сумма вознаграждения - выплачивается единовременно или по частям - первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации.

Этот платеж применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен лицензиат. Размер лицензионных вознаграждений этого типа непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите основные материальные и нематериальные результаты инновационной деятельности.

2. Раскройте содержание понятия интеллектуальная собственность. Назовите какими законодательными документами охраняется интеллектуальная собственность.

3. Дайте определение патент, патентной формы защиты изобретений.

4. Какие задачи решает товарный знак? В чем особенности технологии как товара?

5. Раскройте понятие «ноу-хау», передачи «ноу-хау».

6. Какие задачи решает лицензия? В чем значение лицензионной торговли? В чем различие понятий " лицензиатор" и " лицензиат"?

7. Назовите организационные формы продажи лицензий на внешнем рынке.

8. Охарактеризуйте внутренние и внешние затраты на осуществление инновационной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.