Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Субъекты и организационные структуры инновационных процессов (деятельности).






3.1 Государственная инновационная политика (государственное регулирование инновационных процессов). Государственные приоритеты в сфере инновационного менеджмента в кадровой работе.

3.2 Типы и виды организационных структур по разработке и реализации проектов нововведений на предприятиях и организациях.

3.3 Субъекты новаторской деятельности. Кадровая элита.

3.1 Регулирование инновационной деятельности осуществляется на государственном и региональном уровнях, а также на уровне отдельных учреждений.

Выделяют следующие виды государственного регулирования инновационных процессов [9]:

- организационное регулирование: поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры[1]; кадровая поддержка инновационной деятельности; стимулирование инновационной деятельности; информационная поддержка; содействие развитию международного сотрудничества в этой сфере; защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях;

- экономическое регулирование: развитие рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции; проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложений на рынке инноваций; создание выгодных условий для ведения инновационной деятельности; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

- финансовое регулирование: проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

- правовое регулирование – установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантия охраны их прав и интересов, в том числе прав на интеллектуальную собственность.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон " Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" (от 1.12.1999) [16]. Этот закон решает несколько задач. Прежде всего закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как «инновационная деятельность» и «государственная инновационная политика». Федеральный закон определяет основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности.

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования содержит четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций [11].

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов [16]:

1. признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;

2. обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

3. концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

4. создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

5. создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

6. государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;

7. активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;

8. укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности

Реализация государственной инновационной политики осуществляется в следующих приоритетных направлениях [11]:

1. работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны.

2. работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

3. научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

4. направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Основными функциями государственных органов по регулированию инновационной деятельности выступают [10]:

1. Координация инновационной деятельности. Государство определяет общие стратегические ориентиры инновационных процессов и содействует кооперации и взаимодействию различных структур в осуществлении инноваций.

2. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков.
3. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно формирование не только необходимого законодательства, обеспечивающего стабильность и своевременную корректировку норм в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и реально действующих механизмов его соблюдения. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов.

4. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям.

5. Формирование инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем – одного из основных каналов распространения нововведений, оказывает инноваторам: юридические, консультационные и другие услуги. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать им помощь в поиске партнеров, в заключении сделок под государственные гарантии.

6. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь главное – создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора. Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.

7. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов и обеспечивает их социальную защиту.

8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер нововведений.

Инновационная политика в кадровой работе – это вид государственной, региональной, корпоративной и общественно-по­литической деятельности в сфере обнов­ления человеческих ресурсов, связанный с установлением, отражением в нормах права и исполнением базисных властных нормативно-политических установок, на­правленных на реализацию интересов государства, регионов, национального капитала и общественно-политических структур в обновлении кадров [5].

На сегод­няшний день инновационная политика в кадровой работе является одной из слабо разработанных сторон общей кадровой политики в РФ. Инновационная политика в кадровой работе — одна из форм политической деятельности и тем самым отличается от управления персоналом и развития кадров. На любом уровне и в любой социально-экономической системе эта политика всегда выражается в совокупности основ­ных нормативных установок, которые призвана реализовать система управления.

Разработка инновационной политики в кадровой работе выступает особой и сложной сферой, ее задачи отличаются от управленческой деятельности в области кадров, что необходимо учитывать в кад­ровой работе. Прежде чем управлять раз­витием персонала, надо иметь соответст­вующую инновационную кадровую поли­тику, которая как бы предшествует уп­равлению персоналом, хотя и тесно ин­тегрирована с ним.

Инновационная политика в кадровой работе включает стратегические и тактические цели раз­вития кадров, принципы и приоритеты этого развития, систему конкретных нор­мативно-политических установок по ос­новным проблемам, направлениям, фор­мам и методам обновления человеческих ресурсов [5].

 

 

3.2 Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности.

В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационными процессами [8]:

1. Специализированные подразделения (советы, комитеты, рабочие группы) по разработке инновационной политики [11] — коллективы (постоянные или временные) преимущественно в крупных организациях, задачей которых является определение ключевых направлений инновационного процесса и подготовка конкретных предложений для принятия управленческих решений по стратегическим направлениям инновационного процесса;

2. Отделения и центральные службы развития новшеств, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки и внедрения. Среди них можно выделить:

а) отдел менеджмента инноваций — подразделение, которое исходя из целей организации по инновационной деятельности и состояния ресурсов на основании технико-экономических ресурсов оптимизирует загрузку всех исполнителей по времени и подготавливает для утверждения высшим менеджментом проект плана (программы) работ по инновациям [13].

б) службы координации инноваций - самостоятельные подразделения, осуществляющие контроль и координацию инновационной деятельности в рамках организации в целом, согласование целей и направлении организационно-технического развития, разработок планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за разработкой инноваций и их внедрением, рассмотрение программ создания инноваций.

3. Проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;

Рабочие группы по реализации инновационных проектов решают новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями. Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру.

Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Необходимо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы, поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

Структура группы по проекту зависит от сложившейся ситуации. Если речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический (" рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный (" профессиональный") руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (зарплата и другие) [4].

Рабочие группы отвечают за выполнение своей части проекта; планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации. При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями: компетентность и опыт; наличие специальных знаний в проблемной области; возможность привлечения к работе; власть и авторитет в организации; способность разрешать конфликтные ситуации; отношение к делу; личный интерес и мотивация.

4. Отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей.

5. Центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке. Центры инновационного развития корпоративных структур [7] представляются в качестве самостоятельных организаций, деятельность которых ориентирована на решение вопросов организации управления инновационными процессами, обеспечение эффективного перевода корпоративной структуры на инновационный путь развития на основе освоения новых технологий и внедрения нововведений.

6. Венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью.

7. Специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие.

8. Аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

9. Экспертные группы по оценке инновационных проектов оценивают научный и тех­нический уровень проекта, возможности его выполне­ния и эффективности. На основании экспертизы при­нимаются решения о целесообразности и объеме фи­нансирования.

При экспертизе проектов должно быть учтено по­тенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологи­ческую среду. Экспертиза содержит не только количест­венную, но и качественную оценку проектов. Экспертная оценка дается на основе анализа науч­ного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива) [12].

Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, необходимостью комплексного использования различных технологий [8]. Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация. Такая кооперация возможна в рамках:

· отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;

· инновационных центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная фирма;

· финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

В современных условиях успешному научно-техническому развитию способствует интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые структуры, где связи строятся по горизонтальному (отраслевому), вертикальному (межотраслевому), смешанному (горизонтальному плюс вертикальному) и диверсификационному (на основе слияния-поглощения) типам.

Как правило, динамично развивающиеся ФПГ включают специализированные инновационные структуры, такие как научно-исследовательские технологические центры и лаборатории. ФПГ, осуществляющие лидирующую стратегию, имеют в своем составе венчурные структуры. Благодаря этим структурам обеспечивают динамичное развитие всей ФПГ при стабильном функционировании предприятий-участников, занимающихся традиционной деятельностью [8].

Организация кадровых нововведений - совокупность структурных подразделений, групп и лиц, постоянно или временно входящих в систему кадрового управления, а также способов и норм их взаимодействия при разработке и реализации кадровых нововведений [5].

Рассматривая вопрос о формах организации разработки и реализации проектов кадровых нововведений, следует выделить конкретные организационные формы, решающие проблему коммуникации в системе " разработка кадрового нововведения - внедрение кадрового нововведения" [15]:

1) группа связи - предназначена для определения (оценки) возможности позитивных результатов разработки того или иного проекта кадрового нововведения в процессе и по мере завершения кадровых НИР[2];

2) передача персонала из кадровой службы в подразделение, разрабатывающее кадровое нововведение, в целях непосредственного знакомства с проектами будущих кадровых нововведений для их возможной корректировки и последующей успешной реализации;

3) проблемная группа - временная многофункциональная группа специалистов из разных подразделений, создаваемая для преодоления разрыва между разработкой и реализацией кадрового нововведения;

Целевые группы специалистов (временные творческие коллективы) отличаются от кружков качества тем, что действуют на основе заранее сформулированной задачи и всегда носят временный характер. Они могут создаваться на разные сроки: от 2-3 и более лет. Перед целевыми группами ставятся более сложные цели [6].

4) кружок качества - небольшая группа рабочих или/и специалистов (около 10 человек), работающих совместно на одном производственном участке или выполняющих одно задание. Кружок образуется на добровольных началах и 2-4 раза в месяц обсуждает пути улучшения организации, повышения производительности и качества труда;

предпринимательской (в том числе инновационно-кадровой) деятельности, когда инициативный и творческий работник (интрапренер) имеет возможность сам осуществлять нововведение.

Особенно энергично интрапренерство развивается в инновационных структурах, делающих ставку на талант и творческий потенциал человека, на организационную культуру, поддерживающую и поощряющую развитие новых идей в рамках фирмы. Выделяется пять основных видов интрапренера-новатора [15]:

а) подрывающий консервативные основы интрапренер - разрабатывает новые формы деловой активности, используя бездействующие (резервные) мощности и ресурсы (в том числе кадровые);

б) несущий идеи интрапренер - разрабатывает возможности внутрифирменного производства тех продуктов и услуг (включая подготовку новых кадров), которые прежде приобретались на рынке;

в) самостоятельный и выводящий из кризиса интрапренер - ведет свое подразделение по новому направлению посредством операций на открытом рынке в качестве независимого контрагента;

г) интрапренер корпоративной культуры (в том числе кадровый интрапренер) - модифицирует организационную культуру для поддержки творческой инициативы и инноватики;

д) проектирующий интрапренер - предпринимает инновации, чтобы сделать основной бизнес фирмы более эффективным.

Формы и методы организации и управления инновационной деятельностью должны соответствовать уровню и специфическим возможностям корпоративных структур.

Также следует подчеркнуть, что эффективность организации и управления инновационной деятельностью в корпоративных структурах может быть достигнута только в случае, если инновационное развитие станет общей стратегической целью всей корпоративной структуры, а не частными функциональными задачами отдельных хозяйствующих субъектов.

Учитывая особенности корпоративных структур, стратегическое управление инновационной деятельностью следует осуществлять централизованно и скоординировано, обеспечивая оптимальный баланс интересов всех участников, а ответственность за руководство разработкой и реализацией стратегического плана должна находиться на уровне высшего управленческого звена [7].

3.3 Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры [4]. Они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, иметь инженерно-экономические знания.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и другие), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Инновационные менеджеры управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Главная цель инновационного менеджера - снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников. Инновационный менеджер – это человек, которого выделяет среда в нестабильном мире, который может найти прочное основание в окружающем его мире [3].

Творчество - это деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Такая деятельность предполагает творца как субъекта деятельности. Любое нововведение начинается с творческой идеи. Творческий процесс трудно спланировать, однако инновационный менеджер должен обеспечить:

1) адекватность творческих возможностей в организации на всех уровнях;

2) оценку творческого потенциала всего персонала;

3) анализ того, насколько каждая работа открывает возможности для творчества;

4) максимально возможное соответствие задач и решающих их специалистов;

5) создание обстановки, где творческие идеи воспринимаются открыто и не отвергаются сразу, поощряются творческие решения в рамках продолжающихся проектов.

Всех субъектов инновационного процесса (новаторской, инновационной деятельности) можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие [4].

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Авторы инноваций - физические лица, играющие ведущую роль в осуществлении инновационной деятельности.

Штат информационно-консультационной службы (ИКС[3]) всех уровней при осуществлении инновационной деятельности или в подборе инновационного пакета сталкивается с интересами авторов инноваций. Даже если инновационный проект является собственностью государства, авторы интеллектуальной собственности не теряют своих прав, и это обстоятельство может служить источником конфликтных ситуаций, если сотрудники ИКС не будут выполнять соответствующие процедуры, оговоренные действующим законом [1].

В роли ранних реципиентов выступают лица, первыми освоившие новшество, они стремятся к скорейшему продвижению новшеств.

Раннее большинство – предприятия и организации, которые первыми внедрили новшество.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к их моральному устареванию. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

В инновационном процессе действуют как минимум два субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Представляется, что сотрудники организации выступают именно как потребители, пользователи нововведений, а работники кадровых служб эти новшества применяют на практике. Руководители (менеджеры) как субъекты управления должны проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. Исполнители (сотрудники организации) как объекты управления должны реализовать управленческое решение, принятое руководителем.

В инновационной деятельности задействованы руководители и специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Можно выделить следующие группы сотрудников – участников инновационной деятельности [14]:

1. " Вольный сотрудник" – сотрудник, который по своему должностному статусу должен заниматься новаторством.

2. " Золотые воротнички" – высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Они в основном работают по найму – в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Иногда они работают по контракту сразу в нескольких фирмах.

3. " Научно-технические привратники", или " информационные звезды", которые относятся к категории ключевых специалистов лабораторий НИОКР и отличаются от своих коллег ориентацией на внешние информационные источники.

4. «Альтернативный персонал" представляют собой внештатных временных сотрудников, к услугам которых прибегают при нехватке собственного персонала, что позволяет избежать значительного сокращения штата в периоды спада.

Элита (франц. é lite - лучшее, отборное, от лат. eligo - выбираю) это лучшие представители общества или какой-нибудь его части; в немарксистской социологии - это лица, принадлежащие к так называемому высшему классу; группа лиц, осуществляющая власть в обществе или организации (например, правящая элита) [2]. Элита - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей (в зависимости от случая) [2]:

а) люди, получившие наивысшие оценки в области их деятельности; б) люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь;

в) боговдохновленные личности, обладающие харизмой;

г) творческое меньшинство общества;

д) люди, пользующиеся в обществе наибольшим статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой.

Кадровая элита – это топ-менеджеры, занимающие высшие должности. К этим понятием связано и понятие «суперкадры», которые представляют собой слой наиболее видных и выдающихся представителей коллектива организации, отличающихся высокими интеллектуальными, инновационными, творческими, научными, административными способностями [5].

 

Контрольные вопросы и задания

1. Понятие государственной инновационной политики и государственного регулирования инновационных процессов.

2. Назовите основные принципы государственной инновационной политики РФ.

3. Какие функции государственных органов по регулированию инновационной деятельности выступают главными?

4. Дайте определение понятия «инновационная политика».

5. Типы и виды организационных структур по разработке и реализации проектов нововведений на предприятиях и организациях.

6. Виды кооперации между предприятиями для осуществления инновационной деятельности.

7. Назовите основные группы сотрудников – участников инновационной деятельности и формы участия руководителей в инновационной деятельности

8. Формы организации разработки и реализации проектов кадровых нововведений в системе " разработка кадрового нововведения - внедрение кадрового нововведения"

9. Дайте понятие «интрапренерство». Выделите его виды.

10. Как подразделяются субъекты инновационного процесса (новаторской, инновационной деятельности)?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.