Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смазывание коробок передач






В картер коробки передач заливают трансмиссионное масло, и в основном детали коробок передач смазываются этим маслом, пребывающим при вращающихся шестернях в состоянии так на­зываемого масляного тумана. Однако для подачи достаточного ко­личества масла в труднодоступные места (такими в первую очередь являются подшипники, на которых устанавливаются шестерни ко­робки передач) приходится использовать специальные конструк­тивные мероприятия. Так, на рис. 3.6 видны применяемые для подачи масла к подшипникам скольжения спиральные канавки 4 на шейках валов (подобные канавки сделаны и на торцевых шайбах 6), а также радиальные отверстия в шестернях 5, выходящие во впадины зубчатого венца. Часто, как в конструкции, показанной на рис. 3.5, наряду с радиальными отверстиями используют более короткие наклонные, выходящие на наружную поверхность ступиц. Вместо ка­навок на шейках валов иногда делают мелкие лыски, которые хотя и уменьшают рабочую поверхность шейки, но улучшают распре­деление смазочного материала по трущимся поверхностям.

После длительной стоянки, особенно в холодное время года, загустевшее масло не сразу после запуска двигателя поступает ко всем рабочим поверхностям. Для создания небольшого резерва сма­зочного материала поверхность втулок часто снабжается небольшими углублениями, расположенными в шахматном порядке и служащими масляными карманами.

В коробках передач гоночных и тяжелых грузовых автомобилей обычно используется принудительная подача масла. В коробке пе­редач, изображенной на рис. 3.9, для этой цели применяют шес­теренчатый насос 18 и систему каналов, заканчивающуюся осевыми 13 и радиальными отверстиями в валах.

В некоторых коробках передач вместо насоса используется мас-логонная резьба на шайбе (5 на рис. 3.8), что, конечно, менее эф­фективно. Обычно такая резьба используется для противоположной цели, то есть для предотвращения вытекания масла из коробки передач в месте выхода ее валов из картера наружу. В целях защиты сцепления от попадания смазочного материала предотвращению течи масла через уплотнение первичного вала уделяется особое внимание. К конструктивным мероприятиям, повышающим надеж­ность этого уплотнения, относится дренажный канал, образованный приливом 19 внизу фланцевой части передней крышки / и отверс­тием 18 в передней стенке картера коробки передач, показанной на рис. 3.5. Канал служит для сбрасывания смазочного материала, прошедшего через подшипник первичного вала и остановленного ушютнительной манжетой (сальником) или маслогонной резьбой.

В зоне зацепления шестерен происходит интенсивное выбра­сывание смазочного материала в осевом направлении. Если зона контакта шестерен оказывается против какого-то сектора кольцевой щели, образованной наружным и внутренним кольцами подшипника первичного вала, то может иметь место повышенное проникновение масла за подшипник с вероятностью его попадания в сцепление. Для предотвращения этого в конструкции, приведенной на рис. 3.6, указанную щель подшипника прикрывают маслоотражательной шай­бой 10. Канал 7/ в первичном вале, обычно соединяющий полость передней опоры вторичного вала с полостью, находящейся между подшипником первичного вала и его уплотнением, как правило, имеет не функциональное, а технологическое назначение. Его делают в целях удаления газового пузыря при закалке поверхности под подшипник 2, который из-за малого диаметра шестерни обычно не имеет наружного кольца. К смазыванию коробки этот канал отношения не имеет, кроме тех случаев, когда он используется для принудительной подачи масла к шестерням вторичного вала.

Для предотвращения течи масла через подшипник вторичного вала в выходном отверстии картера коробки передач устанавливается сальник. В случае использования вторичного вала в качестве ве­дущего элемента шлицевой муфты карданной передачи применяют более сложное двойное уплотнение (12 на рис. 3.6). Это необходимо, поскольку поверхность, по которой работают сальники, кроме вра­щательного перемещения имеет еще и весьма неприятное с точки зрения удерживания смазочного материала осевое.

Уровень смазочного материала в картере обычно определяется высотой расположения заливной пробки. Однако если конфигурация картера и окружающих коробку передач деталей не позволяет раз­местить на заданной высоте удобную для заливки масла пробку, ее переносят в подходящее место, а для контроля уровня используют другую специальную пробку или щуп.

Сливная пробка, расположенная в нижней части картера, часто снабжается постоянным магнитом, улавливающим железосодержа­щие частицы, появляющиеся в результате изнашивания. Для того чтобы поток смазочного материала, увлекаемого вращающимися шестернями, не смывал с магнита эти частицы, пробку прикрывают иногда легким решетчатым экраном, уменьшающим скорость масла в зоне пробки. Пробки обычно имеют коническую резьбу, что по­зволяет обходиться без специальных уплотнений. С той же целью поддержания большей чистоты смазочного материала иногда в ниж­ней части картера устанавливают небольшие отстойники, также изолированные от потока экраном.

В верхней части коробки передач находится один или два сапуна, уравновешивающих давление внутри картера с атмосферным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.