Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение






Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции целе­сообразно представить для большей наглядности в виде табл. 9.

Помимо мер налоговой ответственности, к должностным ли­цам налогоплательщиков, а также должностным лицам кредит­ных организаций могут быть применены меры административно­го воздействия. При наличии соответствующих условий налого­плательщик или налоговый агент может быть привлечен и к уголовной ответственности.

В соответствии с КоАП РФ административная ответствен­ность может наступить в следующих случаях (в скобках указаны статьи КоАП РФ):

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (15.3);

• нарушение установленного срока подачи заявления о по­становке на учет в налоговом органе или органе государст­венного внебюджетного фонда влечет наложение админи­стративного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

• нарушение установленного срока подачи заявления о по­становке на учет в налоговом органе или органе государст­венного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ;

• нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (15.4) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ;

• нарушение сроков представления налоговой декларации (15.5) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ;

• грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (15.11). Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтер­ской отчетности понимается: искажение сумм начислен­ных налогов и сборов не менее чем на 10 %; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %;

• непредставление сведений, необходимых для осуществле­ния налогового контроля (15.6). Непредставление в установ­ленный законодательством о налогах и сборах срок либо от­каз от представления в налоговые органы, таможенные ор­ганы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогово­го контроля, а равно представление таких сведений в непол­ном объеме или в искаженном виде, за исключением случа­ев, предусмотренных частью 2 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет на­ложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ. Непредставление должностным лицом органа, осуществ­ляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в ус­тановленный срок в налоговые органы сведений, необхо­димых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ;

• нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (15.7). Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации реше­ния налогового органа либо таможенного органа о приос­тановлении операций по счетам этого лица влечет наложе­ние административного штрафа на должностных лиц в раз­мере от 20 до 30 МРОТ.

Нарушение банком или иной кредитной организацией ус­тановленного срока исполнения поручения налогоплатель­щика (плательщика сбора) или налогового агента о пере­числении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенно­го органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответ­ствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государствен­ный внебюджетный фонд) влечет наложение администра­тивного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ (15.8);

• осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязан­ностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед плате­жами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налого­плательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налого­вого органа, таможенного органа или органа государствен­ного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (15.9);

• неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет наложение админист­ративного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ (15.10);

• уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции или декларации об использовании эти­лового спирта (15.13) либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложе­ние административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях (в скобках указаны статьи УК РФ).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие доку­менты заведомо ложных сведений, совершенное в крупном раз­мере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (198, часть первая).


То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — на­казывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­риод от 18 месяцев до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет (198, часть вторая).

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сбо­ров, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превы­шает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1500 тыс. руб.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных доку­ментов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лише­нием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (199, часть первая).

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере — наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от одного года до 3 лет либо
лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятель­ностью на срок до 3 лет или без такового (199, часть вторая).

При этом крупным размером (ст. 199.1 УК РФ) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в преде­лах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при усло­вии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо пре­вышающая 1500 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных нало­гов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм на­логов и (или) сборов, либо превышающая 7500 тыс. руб.

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержа­нию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном разме­ре, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с ли­шением права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до 3 лет или без таково­го (199.1, часть первая).

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — на­казывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе­риод от 2 до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до 3 лет или без та­кового (199, часть вторая).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в по­рядке, предусмотренном законодательством Российской Федера­ции о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание не­доимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняю­щим управленческие функции в этой организации, или индиви­дуальным предпринимателем в крупном размере, — наказывает­ся штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб., или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью на срок до 3 лет или без та­кового (199, часть вторая).

Кроме того, должностные лица налогоплательщика, а также работники, ответственные за организацию и ведение бухгалтер­ского и налогового учета, могут быть привлечены к материаль­ной и дисциплинарной ответственности в порядке, установлен­ном нормами трудового законодательства.

Контрольные вопросы

1. В течение какого срока и при каких условиях составляется акт налого­вой проверки?

2. Может ли проводиться рассмотрение материалов налоговой провер­ки в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка?

3. Какое решение может быть принято руководителем налогового орга­на по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки?

4. Является ли подача апелляционной жалобы препятствием для исполне­ния решения налогового органа?

5. В каком случае применяется запрет на отчуждение готовой про­дукции?

6. Обязан ли налоговый орган заменять решение о принятии обеспечи­тельных мер на банковскую гарантию или залог по просьбе лица, привлеченного к налоговой ответственности?

7. Что является нарушением существенных условий процедуры рассмот­рения материалов налоговой проверки?

8. Какое решение может принять вышестоящий налоговый орган по ито­гам рассмотрения апелляционной жалобы?

9. В каких случаях налоговый орган обязан обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.