Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнегреческая историография






Первооснову составляли мифы, героический эпос, генеалогии предков, списки царей и выборных магистратов-эпонимов.

Родиной греческой историографии были ионийские полисы Малой Азии, от­куда вышли первые историки: Гекатей и Дионисий из Милета, Харон из Лампсака и др., за которыми утвердилось в пауке название «логографы».

У греческих свободных полноправных граждан был простор
для полит. и культ. активности. Ионийская философия от-
вергла светские и религиозные авторитеты и объявила чел. разум главным критерием познания окружающего мира. „

Логографы ввели в ист. лит-ру геогра­фические и этнографические экскурсы. Гелланик из Митилены разработал метод хро­нологической фиксации события с помощью генеалогии и синхро­низмов (приблизительной датировки факта путем указания его отношения во времени к другому, более известному факту).1

Геродот. Предзнаменования, сны, чудесное играют немалую роль в его рассказе. «Я обязан передавать все, что говорят, но верить всему не обязан». Таким образом, читателю самому предоставляется отделять достоверное от недо­стоверного.Он опирается и на разнообраз­ные памятники — надписи, картины, монументы, и на личные наблюдения во время путешествий.

 

«История» Геродота - энциклопедией ист. и геогр. знаний своей эпохи. Новое в ней: попытка установить причинную связь событий,!!! создание худ. ист. повествования, требование— занимательность.

Фукидид. в «Истории Пелопоннесской войны» поднял ист. критику на высоту.

Фукидит развился в атмосфере со­фистического просвещения. Эти философы интересовались проблемами общественных наук. Фукидид, будучи учеником софистов, относился с презрением к суеверия, отвергал участие богов в судьбах народов и отдельных лиц. Он критикует легковерие предыдущих историков, он применил метод «обратных заключений», т. е. заключений «от известного к неизвестному», а также Для него важно не только то, что происходило, но и то, как и почему происходило. Каждое событие Фуки­дид рассматривает как результат сознательных человеческих стремлений, желаний, страстей, т. е. сводит его к психологиче­ским мотивам.

Ксенофонт «Гелленика» Историю он рассматривает как результат произвольных действий царей или полководцев и вме­шательства богов; приметам, снам, гаданиям, он придает огромное значение.Его можно считать одним из родоначальников исторического портрета хотя и сильно идеализированного.

Аристотель «Политика», Афинская полития».

под его редакцией было составлено 158 «политий» — описаний государственного строя греческих полисов.

В «Политике» изложено учение Аристотеля о государстве, Исходным пунк­том его рассуждений является признание человека существом, от природы склонным к общественной жизни («человек — полити­ческое животное»).Настоя­щее служит Аристотелю для понимания прошлого; знание же прошлого необходимо для понимания настоящего. Его внимание привлекают не войны и дипломатия, а революционные перево­роты и изменения в общественных учреждениях.

В эпоху эллинизма успех имели «всеобщие» (или «всемирные») истории. (Эфор, автор «Всеобщей истории Греции) Он понимал зави­симость истории народа от природных условий; у него встре­чаются оценки используемых источников. Культивировались и жанры ист. повествования. (местные истории, или хроники, (Аттиды)),, мемуары военных и полити­ческих деятелей, (соратников Александра Ма­кедонского), жизнеописания царей, полководцев, поэтов, ученых

Признак расцвета историографии!!! - моно­графий по истории культуры, по вопросам хронологии географии и этнографии (знаменитый труд Страбона).

Полибий.там, где он не в силах найти рациональное объяснение, на помощь при­зывается понятие Тихи — судьбы, рока как силы, произвольно вторгающейся в причинные естественные связи.32

Полибий был последним великим греческим историком. Уже в I в. до н. э., а особенно в период империи, греческая историо­графия обнаруживает признаки упадка. «Историческая библио­тека» Диодора Сицилийского — это только обширная компиляция, в которой мы не найдем следов критической мысли, составлявшей ранее славу греческой науки. Едва ли не единственным исключением является еврейский историк Иосиф Флавий, произведения которого («Иудейская война», «Иудейские древности»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.