Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационные и аффективные теории обучения






Многие теоретические исследования об учении 70-х и 80-х гг. основывались на гуманистиче­ской психологии и рассматривали человеческий потенциал роста с акцентом на концепцию «я». Побуждающим фактором этому стало убеждение в том, что личная свобода, выбор, мотивация и чувства имеют значение в развитии понимания. Наиболее известным ученым был Авраам Маслоу (1968), разработавший иерархическую модель мотивации. На низшем уровне он расположил физиологические потребности, а на верхнем - самовыражение (Рис. 5)

 

 

Рис. 5. Иерархия потребностей по Маслоу

Маслоу утверждает, что только в случае удовлетворения потребностей нижнего уровня, можно полностью переходить на последующий уровень, поскольку мотивация на низшем уровне всегда сильнее, чем на высших уровнях. Некоторые его оппоненты оспаривают эту иерархию, заявляя, что люди могут самореализовываться, минуя другие ступени. Тем не менее, Маслоу создал полезный аналитический инструмент, определив следующим образом уровни:

Уровень 1: Физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение, сон, от­дых и физическая неприкосновенность, должны удовлетворяться до перехода на следующий уровень.

Уровень 2: Потребности в безопасности подразумевают необходимость прогнозируемого и упорядоченного мира. Если они не удовлетворены, люди будут заняты стремлением организовать свой мир для обеспечения высшей степени защиты и безопасности. Если удовлетворены, люди попадают под действие уровня 3.

Уровень 3: Потребность в любви и осознании принадлежности заставляет людей стремить­ся к теплым и дружеским отношениям.

Уровень 4: Потребность в самоуважении предполагает желание обладать силой, достиже­ниями, самодостаточностью, мастерством и компетентностью. К перечисленному можно от­нести доверие, независимость, репутацию и престиж.

Уровень 5: Самовыражение - полная реализация талантов, способностей и потенциала.

Маслоу полагал, что обучение может рассматриваться как форма самовыражения, при этом самовыражение может являться первоочередной целью, другие же цели, связанные с иными ступе­нями, также доминируют, включая чувство завершенности и контролирование импульсов.

Карл Роджерс далее развил концепцию «я» и важности взаимодействия с личностью в целом с ее опытом, а также идею о том, что обучение сочетает в себе логику и интуицию, интеллект и чув­ства. По его мнению, значимое или эмпирическое обучение характеризуется следующим:

«Обладает качеством взаимодействия с личностью в целом в аспектах ощущения и позна­ния, участвующих в процессе обучения.

Осуществляется по собственной инициативе. Даже когда импульс или стимул возникает извне, ощущение открытия достижения, осмысления и понимания приходит изнутри.

Является всеобъемлющим и определяет особенности в поведении, отношении, возможно, даже в личности учащегося.

Оценивается учащимся, который анализирует его по аспектам: отвечает ли оно его по­требностям, ведет ли к получению желаемых знаний, выявляет ли область незнания, с которой он сталкивается. Можно сказать, что центр оценки, определенно, находится в самом учащемся.

Сущность его — в значении. Когда имеет место такое обучение, элемент значения для уча­щегося встраивается в общий опыт» (Rogers, 1983: 20).

Вывод: концепция «я» воспринимается как активный компонент, стремящийся к компетентно­сти, разрешению конфликтов на определенных этапах жизни и мастерству в контексте реального мира, в то же время рассматривается как социальный продукт, сформированный под взаимодей­ствием личности с другими, прошлым и текущим опытом в рамках социальных контекстов и ин­ституциональной принадлежности.

Концепция «я», таким образом, представляет собой сочетание всех когнитивных и аффектив­ных компонентов с различными индивидуальными характеристиками, которые заставляют нас двигаться вперед и направляют наше поведение и, следовательно, являются социальным стимулом к самоизменению (Рис. 6).

 

Рис. 6. Концепции «я»

По мере того, как мы наблюдаем, оцениваем и, в конечном итоге, делаем выводы о себе, два ключевых мотива защищают и поддерживают нашу существующую концепцию «я» Щ самоуваже­ние и самоконтроль (Рис. 7).

Самоуважение относится к оценочным и эмоциональным параметрам концепции «я». Само­уважение составляют два компонента - компонент ценности, определяющий, насколько, по мне­нию индивида, он принят и оценен, и компонент эффективности, определяющий, считает ли ин­дивид себя компетентным и способным в конкретной роли (Bandura, 2001).

Бандура выделяет 4 фактора, влияющих на формирование самоэффективности:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.