Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура и этапы Программы
Настоящая Программа состоит из двух этапов «Лицом к лицу» и этапа практической работы в школе.
· Первый этап «Лицом к лицу» предполагает обзор ключевых идей Программы и методики их внедрения в школьную практику.
· На втором этапе обучения (Практическая работа в школе) основные идеи Программы будут реализованы на практике. Данный этап будет осуществляться по двум направлениям. Первое направление - применение новых подходов в ежедневной собственной практике преподавания по предварительно разработанному плану серии последовательных уроков. Второе направление — работа над «Заданиями для выполнения в период практической работы в школе», полученными на первом этапе «Лицом к лицу». Реализуемые учителем изменения в преподавании и обучении будут систематически оцениваться в период его практической работы в школе. Кроме того, учителю будет оказана поддержка со стороны тренера (асинхронное обучение) посредством форума на образовательном портале.
· Итоговый этап «Лицом к лицу» будет ориентирован на само- и взаиморефлексию о реализуемых учителем изменениях в преподавании и обучении, на само- и взаимооценку результатов этих изменений с целью установления степени их влияния на обучение и на развитие понимания детей. Тренеры будут содействовать учителям в подготовке их портфолио посредством формативного и последующего суммативного оценивания во время заключительной недели второго этапа «Лицом к лицу».
К настоящей Программе разработаны:
Приложение 1. «Руководство для учителя»;
Приложение 2. «Руководство для тренера»;
Приложение 3. «Инструкция для выполнения предкурсового задания»;
Приложение 4. «Задания для выполнения в период практической работы в школе»; Раздаточный и презентационный материал, представленный на образовательном портале, который систематически будет пополняться.
Ежедневные занятия структурированы на две сессии - с 9.00 до 12.30 и с 14.00 до 17.30, предполагая комплекс интерактивных лекций и практических занятий с использованием письменных материалов, основанных на исследованной практике.
Использованная литература
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118.
2. VI Всемирный конгресс Интернационала образования. 22-26 июля 2011 г., Кейптаун (Южная Африка), http: //www.ed-union.ru/page.htmI? region= 1 & sid=& page=9& doc=9581.
Alexander, R.J. (2008) Towards Dialogic Teaching: rethinking classroom talk. [На пути к диалоговому обучению: новый подход к обсуждению в классе]. (4th edition), Dialogos.
Assessment Reform Group (2002a). Assessment for Learning: 10 Principles. [Оценивание для обучения: 10 принципов]. University of Cambridge Faculty of Education.
Barber, М., Mourshed, M. McKinsey, report «Consistently high performance: Lessons from the world’s top performing school systems» [Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе], September, 2007.
Bhola STL (1995) Functional Literacy, Workplace Literacy and Technical and Vocational Education: Interfaces and Policy perspectives, [функциональная грамотность, формируемая в рамках профессионально-технического образования: интерфейсы и перспективы политики], Paris: UNESCO.
Bingham, S. & Whitebroad, D. (2008) ‘Teachers supporting children’s self-regulation in conflict
situations within an early years setting’, [Поддержка саморегуляции учеников учителями в конфликтных ситуациях в условиях раннего возраста]. in Papatheodorou, T. & Moyles, J. (Eds.).
Freeman. J. (1998) Educating the Very Able. [Преподавание для очень способных]. The Stationery Office, London.
Flavell, J.H., Green, F.L. & Flavell, E.R. (1995) Young children's knowledge about thinking. Monographs of the Society for Research in Child Development. [Знание детей младшего возраста о мышлении. Монография общества исследований в области детского развития]. 60 (1, Serial No. 243).
Frost, D. (2011) Supporting teacher leadership in 15 countries: the International Teacher Leadership project. [Поддержка лидерства учителя в 15 странах: международный проект Лидерства учителя]. Phase 1, A report, Cambridge: LfL at the University of Cambridge Faculty of Education.
Frost, D. and Durrant, J. (2003) Teacher Leadership: Rationale, Strategy and Impact, School Leadership and Management. [Лидерство учителя: целесообразность, стратегия и воздействие, лидерство школы и управление]. 23 (2) pp. 173-186.
Katzenmeyer, М. and Moller, G. (2001) Awakening the Sleeping Giant: Helping Teachers Develop as Leaders. [Пробуждение спящего гиганта: помощь учителям при развитии лидерских качеств]. Second edition, Thousand Oaks, СA: Corwin Press.
Koehler, M. J., Mishra, P., & Yahya, K. (2007) Tracing the development of teacher knowledge in a design seminar: Integrating content, pedagogy and technology. [Прослеживание развития знания учителя на проектном семинаре: объединяющее содержание, педагогика и технология]. Computers & Education, 49 (3), 740-762,
Lave, J. (1988) Cognition in Practice. [Познание на практике]. Cambridge Cambridge University Press.
Mercer, N. & Fisher, E. (1993) How do teachers help children to learn? An analysis of teachers’ interventions in computer-based activities. Learning and Instruction. [Как учителя помогают детям учиться? Анализ участия учителей в компьютерной деятельности. Обучение и воспитание]. 2, 339-355.
Mercer, N. (1995). The guided construction of knowledge: talk amongst teachers and learners. [Получение знаний под руководством: беседы между учителями и учениками]. Clevedon: Multilingual Matters.
OECD (2000). Literacy in the information age: final report of the international adult literacy [Грамотность в информационную эпоху: заключительный доклад по вопросам международной грамотности взрослого населения]. Paris: OECD.
Vygotsky, L.S. (1978) Mind in Society. [Разум в обществе]. (Cambridge, MA, Harvard University Press).
Hoyle, E. (1974) ‘Professionally, profesionalism and control in teaching’. [Профессиональность, профессионализм и контроль в обучении]. London, Educational Review, 3 (2) 42-54.
Harris, J.R. (1998) The nurture assumption: Why children turn out the way they do. [Размышления о воспитании: почему дети становятся такими]. Free Press.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Этап «Лицом к лицу»
| Первая неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Вторая неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Третья неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Четвертая неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Всего в месяц: 120 аудиторных часов (1 час - 60 мин).
4 дня (по одному дню в неделю) — самоподготовка по предложенным заданиям
| Этап «Практика в школе»
| Первая неделя
| 3 часа в день *6 дней. Практика - не менее одного часа в день
| 18 онлайн-часов в неделю. Не менее 5 часов практики в неделю
| Вторая неделя
| 3 часа в день *6 дней. Практика - не менее одного часа в день
| 18 онлайн-часов в неделю. Не менее 5 часов практики в неделю
| Третья неделя
| 3 часа в день *6 дней. Практика - не менее одного часа в день
| 18 онлайн-часов в неделю. Не менее 5 часов практики в неделю
| Четвертая неделя
| 3 часа в день *6 дней. Практика - не менее одного часа в день
| 18 онлайн-часов в неделю. Не менее 5 часов практики в неделю
| Всего в месяц: 72 онлайн-часа. Практика в классе - не менее 20 часов (1 час - 60 мин)
| Этап «Лицом к лицу»
| Первая неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Вторая неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Третья неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Четвертая неделя
| 6 часов в день * 5 дней
| 30 аудиторных часов в неделю
| Всего в месяц: 120 аудиторных часов (1 час - 60 мин).
4 дня (по одному дню в неделю) — самоподготовка по предложенным заданиям
| Итого за весь курс: 240 аудиторных часов, 72 онлайн-часа, не менее 20 часов практики в классе (1 час - 60 мин)
| | | | |
Первый этап «Лицом к лицу»
|
| Неделя 1
| Неделя 2
| Недели 3
| Недели 4
|
| Личность ученика и его развитие
| Обучение и проблемы в обучении
| Новые подходы и преподавании и обучении
| Планирование и оценивание обучения
|
| День 1
| День 1
| День 1
| День 1
| Занятия
1-2
| Введение в Программу и обзор актуальной информации о том, как дети обучаются. Правила работы в группах
| Прогнозирование
возможных
барьеров,
препятствующих
обучению
учеников
| Определение цели оценивания и критическое осмысление суммативного оценивания
| Управление и лидерство в обучении
|
| День 2
| День 2
| День 2
| День 2
| Занятия
1-2
| Содержание категории «культура». Изучение классной и школьной культуры.
Размышление над вопросом «Что означает быть меж- культурным учеником?»
| Методы и подходы к преодолению барьеров в обучении
| Позиционирование процесса оценивания для обучения как ведущего метода, содействующего ученикам в обучении (Формативное оценивание)
| Концентрация идей в среднесрочном планировании серии последовательных уроков
|
| День 3
| День 3
| День 3
| День 3
| Занятия
1-2
| Общие представления и определение учителями категории «идеальный ученик»; мнения учеников о «качественном преподавании». Консультирование учеников (обратная связь) по вопросам преподавания и обучения
| Обучение тому, как учиться
| Новые подходы в преподавании: беседа и обучение
| Концентрация идей в среднесрочном планировании серии последовательных уроков
| Первый этап «Лицом к лицу»
|
| День 4
| День 4
| День 4
| День 4
| Занятия
1-2
| Размышления учителей о системе ценностей и о способах оценки ее влияния
| Стратегии обучения тому, как учиться
| Пополнение и обогащение учебной программы для одаренных и талантливых детей
| Концентрация идей в среднесрочном планировании серии последовательных уроков
|
| День 5
| День 5
| День 5
| День 5
| Занятия
1-2
| Создание позитивного психологического климата, способствующего успешности обучения
| Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)
| Стратегии обучения критическому мышлению
| Исследование в действии. Подготовка к оцениванию преподавания и планирования, в соответствии с заданиями для выполнения в школе
| Примечание: Планы учебных занятий, раздаточный и презентационный материал, сочетающий международный и казахстанский опыт (видеоматериал, презентации PowerPoint, фотографии, примеры рефлективных отчетов, анализ и результаты проведенных исследований, задания и тексты для чтения и т.д.) размещены на образовательном портале Центра педагогического мастерства (www.cpm.kz).
|
Этап «Практика в школе» (4 недели)
| 1. Ведение дневника (размышления о своей культуре).
2. Создание атмосферы сотрудничества
|
| 3. Вопросы обучаю-
щимся и их ответы.
4. Оценивание степе-
ни понимания учащи-
мися.
5. Оценивание процесса опроса.
6. Подходы в преподавании: «беседа с партнерами»,
7. Саморегуляция.
8. Совместное обучение (талантливые и
одаренные дети).
9. Оценивание критического мышления
| 10. Консультации с коллегами.
11. Размышление об обучении и преподавании в ходе серии последовательных уроков
| Примечание: Практика в школе сопровождается асинхронной поддержкой тренеров.
|
Второй этап «Лицом к лицу»
Размышление о практике и подготовка портфолио для оценивания
| День 1
| Неделя 1
| Неделя 2
| Неделя 3
| Неделя 4
| Занятие 1
| Введение. Обратная связь обобщающего характера по итогам практической работы в школе.
Обзор Задания 1 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентации.
| Обзор Задания 4 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентация. Взаимооценка учебного занятия
| Обзор Задания 9 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентация. Взаимооценка рефлективного отчета по модулю «Использование ИКТ в преподавании и обучении
| Индивидуальные презентации учителями своих портфолио (по одному часу- на каждую презентацию).
Вопросы (критерии) для оценивания:
· Были ли идеи всех семи модулей Программы включены в планирование серии последовательных уроков?
· В достаточной ли степени учитель владеет пониманием цели и методов интегрирования семи модулей Программы в серию последовательных уроков? Подтверждает ли рефлексия уроков понимание учителем идей семи модулей?
· Использует ли учитель записи учеников в процессе их деятельности, выполненную ими работу, оценивание учеников с целью подтверждения соответствия обучения и преподавания семи модулям Программы?
· Подтверждает ли рефлексия серии последовательных уроков проведение и управление изменениями учителем процессов преподавания и обучения в своем классе в соответствии с новыми подходами, предложенными в семи модулях?
| Занятие 2
|
| Взаимооценка рефлективного отчета по модулю «Обучение критическому мышлению»
| Индивидуальные рефлективные отчеты о целях и методах интегрирования учителями основ модуля «Обучение талантливых и одаренных детей» в серию последовательных уроков
| День 2
| Неделя 1
| Неделя 2
| Неделя 3
| Неделя 4
| Занятие 1
| Последовательное преподавание серии уроков: индивидуальные презентации по модулю «Обучение тому как учиться» (Задание «Рыночная палатка»: пять учителей демонстрируют свое последовательное преподавание серии уроков). Оценивание занятия в контексте последовательной серии уроков
| Последовательное преподавание серии уроков: индивидуальные презентации по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»(Задание «Рыночная палатка»). Оценивание урока по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
| Взаимооценка рефлективного отчета по модулю «Обучение талантливых и одаренных детей».
Индивидуальные рефлективные отчеты о целях и методах интегрирования учителями основ модуля «Преподавание в соответствии с возрастными особенностями» в серию своих уроков
| Индивидуальные презентации учителями своих портфолио (по одному часу — на каждую презентацию).
Вопросы (критерии) для оценивания:
· Были ли идеи всех семи модулей Программы включены в планирование серии последовательных уроков?
· В достаточной ли степени учитель владеет пониманием цели и методов интегрирования семи модулей Программы в серию последовательных уроков?
· Подтверждает ли рефлексия уроков понимание учителем идей семи модулей?
· Использует ли учитель записи учеников в процессе их деятельности, выполненную ими работу, оценивание учеников с целью подтверждения соответствия обучения и преподавания семи модулям Программы?
· Подтверждает ли рефлексия серии последовательных уроков проведение и управление изменениями учителем процессов преподавания и обучения в своем классе в соответствии с новыми подходами, предложенными в семи модулях?
| Занятие 2
| Индивидуальные рефлективные отчеты о целях и методах интегрирования учителями основ модуля «Обучение тому, как учиться» в серию последовательных уроков. Взаимооценка учебного занятия по модулю «Обучение тому, как обучаться»
| Обзор Задания 5 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентация
| Обзор Задания 10 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентация. Взаимооценка рефлективного отчета по модулю «Преподавание в соответствии с возрастными особенностями»
| День 3
| Неделя 1
| Неделя 2
| Неделя 3
| Неделя 4
| Занятие 1
| Обзор Задания 2 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентации.
Взаимооценка учебного занятия по модулю «Обучение тому, как обучаться»
| Индивидуальные рефлективные отчеты о целях и методах интегрирования учителями основ модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков
| Завершение раз
работки учителями портфолио и
подготовка презентаций при содействии тренера.
Структура портфолио:
• Планирование
серии последовательных
уроков, отражающих идеи
Программы.
• Рефлективные
отчеты о цели
и методах интегрирования
семи модулей
Программы в
серию последовательных уроков в процессе
преподавания.
· Рефлексия по
отдельным
урокам серии,
включающая записи учеников
в процессе деятельности, их
работу в классе,
оценивание.
• Рефлексия и
оценивание серии последовательных уроков,
демонстрирующие проведение
и управление
учителем изменениями в
преподавании и
обучении
| Индивидуальные презентации учителями своих
портфолио (по одному
часу - на каждую презентацию).
Вопросы (критерии) для
оценивания:
• Были ли идеи всех семи
модулей Программы
включены в планирование серии последовательных уроков?
• В достаточной ли степени учитель владеет
пониманием цели и методов интегрирования
семи модулей Програм-
мы в серию последовательных уроков
• Подтверждает ли рефлексия уроков понимание учителем идей семи
модулей?
• Использует ли учитель записи учеников
в процессе их деятельности, выполненную
ими работу, результаты
оценивания учеников с
целью подтверждения
соответствия обучения
и преподавания семи
модулям Программы?
• Подтверждает ли рефлексия серии последовательных уроков проведение и управление
изменениями учителем процессов преподавания и обучения в своем классе в соответствии с новыми подходами, предложенными в
семи модулях?
| Занятие 2
| Преподавание
серии последовательных
уроков: инди-
видуальные
презентации по
модулю «Диало-
говое обучение»
(Задание «Рыночная палатка»).
Оценивание
урока по модулю «Диалоговое
обучение»
| Обзор Задания 6
для выполнения
в период практической работы в школе.
Групповое об
суждение и презентация.
Взаимооценка
урока по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
| День 4
| Неделя 1
| Неделя 2
| Неделя 3
| Неделя 4
| Занятие 1
| Индивидуальные рефлективные отчеты о цели и методах интегрирования учителями основ модуля «Диалоговое обучение» в серию последовательных уроков
| Взаимооценка рефлективного отчета но модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
Серии последовательных уроков: индивидуальные презентации по модулю «Использование ИКТ в преподавании и обучении» (Задание «Рыночная палатка»)
| Завершение раз
работки учителями портфолио и
подготовка презентаций при содействии тренера.
Структура портфолио:
• Планирование
серии последовательных
уроков, отражающих идеи
Программы.
• Рефлективные
отчеты о цели
и методах интегрирования
семи модулей
Программы в
серию последовательных уроков в процессе
преподавания.
· Рефлексия по
отдельным
урокам серии,
включающая записи учеников
в процессе деятельности, их
работу в классе,
оценивание.
• Рефлексия и
оценивание серии последовательных уроков,
демонстрирующие проведение
и управление
учителем изменениями в
преподавании и
обучении
| Индивидуальные презентации учителями своих
портфолио (по одному
часу - на каждую презентацию).
Вопросы (критерии) для
оценивания:
• Были ли идеи всех семи
модулей Программы
включены в планирование серии последовательных уроков?
• В достаточной ли степени учитель владеет
пониманием цели и методов интегрирования
семи модулей Програм-
мы в серию последовательных уроков
• Подтверждает ли рефлексия уроков понимание учителем идей семи
модулей?
• Использует ли учитель записи учеников
в процессе их деятельности, выполненную
ими работу, результаты
оценивания учеников с
целью подтверждения
соответствия обучения
и преподавания семи
модулям Программы?
• Подтверждает ли рефлексия серии последовательных уроков проведение и управление
изменениями учителем процессов преподавания и обучения в своем классе в соответствии с новыми подходами, предложенными в
семи модулях?
| Занятие 2
| Обзор Задания 3 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентация. Взаимооценка урока по модулю «Диалоговое обучение»
| Обзор Задания 7 для выполнения в период практической работы в школе.
Групповое обсуждение и презентация. Оценивание серии последовательных уроков
| День 5
| Неделя 1
| Неделя 2
| Неделя 3
| Неделя 4
| Занятие 1
| Взаимооценка рефлективного отчета по модулю «Диалоговое обучение». Индивидуальные рефлективные отчеты о цели и методах интегрирования учителями основ модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков
| Индивидуальные рефлективные отчеты о цели и методах интегрирования учителями основ модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков
| Завершение раз
работки учителями портфолио и
подготовка презентаций при содействии тренера.
Структура портфолио:
• Планирование
серии последовательных
уроков, отражающих идеи
Программы.
• Рефлективные
отчеты о цели
и методах интегрирования
семи модулей
Программы в
серию последовательных уроков в процессе
преподавания.
· Рефлексия по
отдельным
урокам серии,
включающая записи учеников
в процессе деятельности, их
работу в классе,
оценивание.
• Рефлексия и
оценивание серии последовательных уроков,
демонстрирующие проведение
и управление
учителем изменениями в
преподавании и
обучении
| Индивидуальные презентации учителями своих
портфолио (по одному
часу - на каждую презентацию).
Вопросы (критерии) для
оценивания:
• Были ли идеи всех семи
модулей Программы
включены в планирование серии последовательных уроков?
• В достаточной ли степени учитель владеет
пониманием цели и методов интегрирования
семи модулей Програм-
мы в серию последовательных уроков
• Подтверждает ли рефлексия уроков понимание учителем идей семи
модулей?
• Использует ли учитель записи учеников
в процессе их деятельности, выполненную
ими работу, результаты
оценивания учеников с
целью подтверждения
соответствия обучения
и преподавания семи
модулям Программы?
• Подтверждает ли рефлексия серии последовательных уроков проведение и управление
изменениями учителем процессов преподавания и обучения в своем классе в соответствии с новыми подходами, предложенными в
семи модулях?
| Занятие 2
| Завершение рефлективных отчетов по 1-3 модулям. Повторный анализ оценивания уроков (Рефлективный аналитический отчет практики в соответствии с идеями Программы)
| Завершение всей работы 2-й недели
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведущей задачей настоящей Программы является оказание помощи казахстанским учителям в оценке и усовершенствовании их педагогической практики. В этой связи современные подходы в преподавании и обучении рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. Основным принципом данной Программы является согласование практической деятельности с научно достоверными результатами исследований. Предполагается, что учителя будут ознакомлены с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики, что крайне важно для обеспечения теоретической основы, на которую они могут полагаться при рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к преподаванию и обучению, включенных в Программу.
Основным материалом для изучения являются «Инструкция для выполнения предкурсового задания» и «Руководство для учителя». Дальнейшие материалы для чтения будут предоставляться по мере проведения соответствующих занятий, хотя учителя могут самостоятельно изучать необходимую литературу. Базовый материал в «Руководстве для учителя» дифференцирован на семь модулей, которые будут исследованы на соответствующих занятиях. Следует отметить, что идеи, заложенные в основу данных модулей, взаимосвязаны и взаимообусловлены, равно как и отдельные стратегии и подходы, используемые на занятиях, часто аккумулируют идеи множества различных тем.
Модули Программы:
1. Новые подходы в преподавании и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении.
5. Обучение талантливых и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
|