Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные, процессные функции, функции систем менеджмента






ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Менеджеры

 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТА»

ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

1. Синтетические учения в менеджменте: процессный, системный, ситуационный подходы

Концепция процессного подхода Управление – непрерывная цепь управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий

Связующие процессы: (Планирование, организация, мотивация контроль)

коммуникации

принятие решений

Функции управления – стадии управленческого цикла:

1. Планирование –выбор целей организации и способов

их достижения.

2. Организация –создание структуры организации,

подбор людей, делегирование им работы и

обязанностей

3. Мотивация – побуждение и стимулирование людей

к работе

4. Контроль – установление стандартов, измерение

результатов, сравнение с желаемым

Представители научного направления: Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан, Р. Скотт, П. Дюпон. Системный подход базируется на общей теории систем, основанной Людвигом фон Берталанфи.

Впервые теория систем была применена в точных науках. В конце 1950-х годов – в менеджменте (вклад школы науки управления).

Основная посылка теории - для правильного понимания функционирования организации ее надо рассматривать в качестве системы.

Основные понятия системного подхода:

1.Система - совокупность взаимосвя- занных и взаимозависимых элементов, обладающих свойствами образовывать и поддерживать целостность своего существования в окружающей среде. Характеризуется: элементами, связями, средой и границами.

2. Среда - вся совокупность объектов, существующих вне или за границами системы, но взаимосвязанных с ее элементами и с ней в целом.

3. Границы - различие внешних и внутренних связей элементов системы, которое определяет ее целостность и отграниченность от среды

4. Связи – разнообразие взаимодействия и зависимости элементов, определяю- щих их существование, место и роль в системе

Виды систем:

Закртые- В основном механического характера, функционируют независимо от внешней среды

Открыте- Постоянно взаимодействуют с внешней средой, среда оказывает влияниена существование системы

Организация с точки зрения системного подхода-– это сложная открытая система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем; крупные подсистемы сами являются системами

Результаты применения системного подхода: Системный подход выявил, почему школы управления были приемлемы в ограниченных пределах. Они сосредоточивали внимание на какой-то одной подсистеме организации (поведенческая школа – на социальной подсистеме, школа научного управления – на технических). Ни одна из школ не задумывалась серьезно над воздействием среды на организацию.

Принципы системного подхода в менеджменте:

Организация - целое, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого

Организации – совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды

Не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими

Основной вывод: организация должна приспосабливаться к внешней среде

Ситуационный подход в менеджменте (с 1960-70-х гг.)

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Результаты применения ситуационного подхода: Работа предприятия обусловлена реакциями на всевозможные воздействия, изменения.

Менеджмент это управление разнообразием

Четыре обязательных шага к эффективному управлению в каждой конкретной ситуации

Осуществить анализ – что характерно для ситуации, какие факторы наиболее важны.

Выбрать адекватные приемы управления: - знать средства профессионального управления; уметь предвидеть последствия применения методов в конкретной ситуации

Постоянно создавать в организации потенциал изменений – в любое время перейти к новому типу управления

Осуществить изменения, позволяющие организации подстроиться к ситуации

Ситуационные теории – рекомендации по управлению в конкретных ситуациях:

Конкретные приемы и концепции привязываются к определенным ситуациям

Отрицается - универсальный подход к управлению.

С точки зрения этих теорий управление – это искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление

 

Основные, процессные функции, функции систем менеджмента

Основные функции менеджмента – универсальны. Каждая из основных функций – это вид процесса управления организацией (персоналом организации).

Целеполагание Стратегополагание Планирование Регулирование Ориентирвание Координация Мотивация Стимулирование Гуманизация Корпоративности Контроль оценивание

Целеполагание:

— формулирование миссии организации ка основе потребностей общества (внешней среды) и потенциала организации;

— Постановка целей организации (экономических, социальных, маркетинговых, инвестиционных и т.д.).

СТРАТЕГОПОЛАГАНИЕ

— Выбор средств и методов выполнения миссии и достижения целей организации — выбор стратегии;

— Мощный управленческой инструмент для противостояния организации изменениям внешней среды.

ПЛАНИРОВАНИЕ:

— Обеспечение единого направления усилий всех сотрудников организации к достижению общих целей;

— Разработка концепции, прогноза, программы, планов (бизнес-план организации, финансовый план, план социального развития, план подготовки кадров и др.).

РЕГУЛИРОВАНИЕМ

— Поддержание функционирования организации в сфере действия объективных тенденций;

— Использование государственных и рыночных регуляторов (налоги, тарифы и пр.; спрос и предложение); Обеспечение непрерывности производственных и обслуживающих процессов

ОРГАНИЗАЦИЯМ

— Форсирование и обоснование видов работ;

— Подбор сотрудников и делегирование им обязанностей и полномочий;

— формирование структуры организации (подразделения и т уровни управления).

КООРДИНАЦИЯ:

— Согласование и упорядочение совместных действий сотрудников организации;

— Осуществляется в процессе выполнения работы.

МОТИВАЦИЯ

— Побуждение людей к деятельности через использование мотивов поведения;

— Формирование мотивов поведения людей (творческая работа, причастность к крупкой компании, карьера).

СТИМУЛИРОВАНИЕ

— Активизапик деятельности людей и коллективов;

— Использование стимулов в качестве способа формирования интересов и мотивов;

— Широкое использование экономического стимулирования.

ГУМАНИЗАЦИЯМ

- Отражает социальный характер менеджмента (человек не просто фактор, а цель менеджмента);

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

- Этика деятельности (этические кодексы, в том числе профессиональные), воздействие морали (нормы поведения, пример руководства).

 

 

КОРПОРАТИВНОСТЬ:

— формирование атмосферы, социально-психологического климата организации — ее организационной культуры;

— Нормы поведения, традиции, ритуалы, управленческая культура.

КОНТРОЛЬ:

— Сбор информации о результатах работы организации (функция обратной связи);

— Установление стандартов, разработка процедур проведения контроля, подбор и подготовка персонала.

ОЦЕНИВАНИЕ

— Измерение и сравнение результата работы организации е кормой (планом);

— Оценка прогнозов, оценка стратегии и тактики деятельности, оценка вариантов развития.

 

- Отражает социальный характер менеджмента (человек

не просто фактор, а цель менеджмента);

- Этика деятельности (этические кодексы, в том числе

профессиональные), воздействие морали (нормы поведения,

пример руководства).

Процессные функции менеджмента – основаны на этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений. Основные элементы управления: установление целей; - возмущающее воздействие внешней среды; устранение отклонений. Управленческое решение – основное средство устранения отклонений и основное содержание управленческой работы. Характеристики процессных функций менеджмента: - объем информации для выполнения работы; - полномочия по использованию ресурсов организации и управлению персоналом. Формирование полномочий – принципиальное отличие процессных функций менеджмента от других функций менеджмента Использование системного подхода при выделении функций менеджмента.

Функции систем менеджмента

Организация – это сложная открытая система. Состоит из подсистем и в свою очередь является частью систем более высокого уровня. Основа – выделение ведущих систем (подсистем) менеджмента с учетом специфики сфер экономики, отраслей, видов деятельности, отдельных предприятий.

 

Критерии и виды систем и функций менеджмента:

Системы управления Критерии выделения видов менеджмента Виды менеджмента (функции менеджмента)
Управление организацией Факторы производства Управление персоналом Управление матер. ресурсами Управление продуктом Управление финансами
  Жизненный цикл продукта Управление снабжением Управление производством Управление сбытом Управление маркетингом Управление научн. исследованиями
  Тип взаимодействия в системе корпоративного менеджмента Управление предприятием Управление АО Управление объединением Управление материнской компанией (дочерней компанией, филиалом)Управление лизингом Управление франчайзингом
Управление отраслевыми и межотраслевыми системами Параметры воспроизводственного процесса Управление производственной сферой Управление непроизводст.сферой Управление инвестициями Управление инновациямиУправление внешнеэкон.деят-тьюРегиональное управление Межрегиональное управлениеОтраслевое управлениеМежотраслевое управлениеГосударственное управление
Управление развитием социально-экономических систем Стратегия развития Антикризисное управлениеУправление экономическим ростомИнтеграция, диверсификацияГлобализацияСамоуправление

 

 

Использование ситуационного подхода для выделения функций систем в каждом конкретном случае - с учетом специфики сфер экономики, отраслей, видов деятельности, отдельных предприятий. Наиболее важные функции систем менеджмента в современных условиях: - управление воспроизводством; - управление инвестициями; - управление инновациями; - управление функциями развития систем менеджмента.

Традиции административно-командной системы (теория и практика управления в СССР) в области выделения функций: Концепция формирования систем управления в разрезе конкретных функций. Типовой состав функций для предприятий. Типовые линейно-функциональные структуры управления предприятиями. Типовые штатные расписания и нормативы расчета состава и численности аппарата управления. ГОСТы (ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения»)

Традиции административно-командной системы в области выделения функций менеджмента: Наиболее распространенное выделение конкретных функций – по стадиям производства: - Управление технической подготовкой; - Управление мат.-технич.снабжением; - Оперативное управление производством; - Организация метрологического обеспечения; - Управление сбытом; - Управление экономическими и финансовыми вопросами; - Управление кадрами; - и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.