Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, цель и задание региональной экономической политики






Определение государственной региональной экономической политики. Региональная экономическая политика характеризуется совокупностью целей, заданий, механизмов, которые определяют ее стратегию и тактику. Она базируется на национальных, политических, социальных факторах, которые позволяют эффективно влиять на региональное развитие.

Государственная региональная экономическая политика – это система мероприятий правового, экономического и организационного характера, которая осуществляется государством в сфере регионального развития страны в соответствии с ее текущими и стратегическими целями. Ее главные направления – обеспечение рационального использования природных ресурсов регионов, нормализация жизнедеятельности населения, достижение экологической безопасности и усовершенствование территориальной структуры экономики.

Приоритетными направлениями региональной экономической политики являются: демографические, экологические, производственные и другие проблемы, решение которых способствует общему экономическому росту регионов. Объектами региональной экономической политики могут быть разные административно-территориальные образования, их объединения; субъектами – органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Фундаментом государственной региональной экономической политики является Конституция Украины, Закон Украины „О местном самоуправлении в Украине” и другие нормативно - правовые акты. Государственная региональная социально-экономическая политика – неотъемлемая составная часть социально-экономических изменений, которые осуществляются в Украине, и включает структурную перестройку, улучшение территориальных пропорций в регионе, повышение роли местной власти.

Исходя из общенациональных и региональных интересов и возможностей, определенных Конституцией и законами Украины, региональная социально-экономическая политика предусматривает:

- учет отличий в уровнях экономического и социального развития отдельных территорий, а также ее исторических, природно-географических, демографических и этнических особенностей;

- децентрализацию процессов управления социально-экономическим развитием регионов, повышения соответствия местных органов исполнительной власти, и их исполнительных комитетов осуществлению экономической реформы;

- рациональное использование природно - ресурсного потенцила;

- поддержка внутренней региональной сбалансированности экономического развития, улучшение экологического состояния и социально - демографической ситуации.

Региональная социально-экономическая политика является инструментом усовершенствования территориальной организации общества и направлена на обеспечение условий функционирования территориально - хозяйственных комплексов:

- соблюдение приоритетов общегосударственного значения;

- органическое сочетание развития производительных сил региона с заданиями социально-экономического развития государства;

- учет требований относительно экологической безопасности при реформировании структуры хозяйственных комплексов регионов и размещения новых предприятий;

- достижение экономического эффекта за счет территориального разделения труда, рациональной системы природопользования, а также развития внешнеэкономических связей государства;

- создание необходимых условий для последующего повышения экономической самостоятельности регионов путем четкого разграничения полномочий между центральными и региональными органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления.

Цель государственной региональной экономической политики. Основной целью региональной социально-экономической политики является создание необходимых правовых, экономических, социальных и культурных условий жизнедеятельности, экологической безопасности, удовлетворение материальных и культурных благ населения.

В экономической сфере – эффективное развитие и рациональное размещение производительных сил, использование преимуществ территориального разделения труда и экономического кооперирования производства, развитие межрегиональных экономических связей.

В социальной сфере – повышение благосостояния и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности населения, защита и удовлетворение материальных и духовных интересов граждан.

В экологической сфере – достижение природно - хозяйственной сбалансированности регионов, охрана окружающей среды, воссоздание природных ресурсов. В соответствии с целью регионального развития определяют стратегические и первоочередные задания региональной политики.

Задачи государственной региональной политики в экономической, социальной и экологической сферах. Стратегический курс регионального развития должен быть рассчитан на длительную перспективу с целью решения крупномасштабных заданий. В частности:

- структурной перестройки экономики промышленных районов и центров, для которых характерна концентрация важних предприятий индустрии;

- поощрение развития экспортных и импортных производств в районах, где есть для этого благоприятные условия;

- интенсификации сельскохозяйственного производства путем его рациональной специализации;

- существенного оздоровления экологической среды;

- рационального использования рекреационных ресурсов;

- формирование рациональной системы расселения путем сохранения существующих и создания новых населенных пунктов;

- сохранение и возрождение культурного наследия регионов;

- развитие региональной и межрегиональной инфраструктуры, направленной на стимулирование и повышение эффективности территориального разделения труда;

- обеспечение системы рационального природопользования в регионах.

Первоочередными заданиями региональной политики является конкретизация стратегических направлений и направления поэтапного решения назревших проблем. Среди этих заданий можно отметить следующие:

- создание методологической и правовой базы управления развитием регионов;

- структурная перестройка экономики регионов Украины;

- повышение уровня финансового, информационного, организационного, кадрового обеспечения регионального развития;

- разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития отдельных территорий и видов экономической деятельности;

- улучшение демографической ситуации в регионах Украины на основе улучшения социально-бытовых условий жизни населения, осуществления мероприятий по поддержке семей с детьми, соціально - незащищенных прослоек населения, роста уровня потребления населением товаров и услуг;

- содействие формированию региональных рынков, созданию и функционированию специальных (свободных) экономических зон;

- широкое развитие пограничной торговли;

- развитие экспортных и импортозаменяемых производств в регионах, где есть благоприятные условия (выгодное транспортно - географическое положение, необходимый экономической и научный потенциал);

- развитие сельскохозяйственного производства на основе усовершенствования его специализации и повышения уровня интенсификации с целью наращивания экспортного потенциала, комплексной интеграции предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и сырья;

- более полно использовать рекреационные ресурсы для формирования в будущем развитых рекреационно-туристических и лечебно - оздоровительных комплексов государственного и международного значения.

Реализация долгосрочного стратегического развития предусматривает решение ряда экономических, социальных и организационных задач.

Экономические задачи. Создание эффективного сочетания в работе хозяйственного комплекса факторов рыночной экономики и элементов формирования; технологическое перевооружение предприятий производственной сферы; обеспечение динамического роста объемов производства и реализации продукции; рациональное использование природных ресурсов, научно- технического и интеллектуального потенциала территорий; создание единственной региональной системы внешнеэкономической деятельности; экономия всех видов энергоресурсов, снижение энергоемкости производства; завершение конверсии машиностроительных предприятий военно-промышленного комплекса; развитие сети и повышение качества автомобильных дорог до уровня мировых стандартов.

Социальные задачи. Улучшение качества жизни и социального обеспечения населения за счет реализации экономического потенциала; обеспечение оптимальной занятости населения; развитие регионального потребительского рынка; возобновление тенденций естественного и миграционного прироста населения; возобновление и сохранение окружающей естественной среды, запасов питьевой воды, существенное сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; обеспечение безопасной и привлекательной окружающей среды для житзнедеятельности населения.

Организационные задачи. Регионализация экономики, перераспределение полномочий между центральными, региональными и местными органами государственной власти относительно распоряжения местными доходами; создание системы программ управления процессами социально-экономического развития видов экономической деятельности; усовершенствование структуры административно- хозяйственного управления территорией и работы с кадрами.

Современная государственная региональная экономическая политика. Региональная экономическая политика государства на современном этапе развития базируется на следующих основных принципах:

- определение и соблюдение общественных приоритетов и обеспечение сочетания задачь социально-экономического развития государства и производительных сил региона;

- правовое обеспечение экономической самостоятельности регионов на основании разграничения полномочий между центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и повышения их ответственности при решении задачь жизнеобеспечения и комплексного развития территорий;

- соблюдение требований экономической безопасности при реформировании структуры хозяйственных комплексов и размещении новых предприятий. Достижение экономического и социального эффекта за счет территориального разделения труда, рационального природопользования, развития межрегиональных связей.

 

2. Содержание основных понятий: «закон», «закономерность», «принцип», «фактор», их объективный характер

Управления региональным развитием – это наука, которая изучает демографические, экологические, производственные и другие проблемы, решение которых способствует общему экономическому росту регионов. Объектами управления региональным развитием является территориальная организация хозяйства и формирование региональных социально-экономических систем, разные административно-территориальные образования, их объединения; субъектами – органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Для решения отмеченных проблем важным является рациональное размещение производительных сил регионов.

Дисциплина «Управления региональным развитием» органично связана с экономическими законами и закономерностями, под воздействием которых она и развивается. Установленные наукой законы развития природы и общества не следует отождествлять с юридическими законами государства. Законы развития природы и общества - это наиболее общие и существенные взаимосвязи и зависимости между явлениями и процессами в природе и обществе. Владея знанием о начальном состоянии процесса и законах его развития, можно однозначно предусмотреть результат. Благодаря знанию законов достигается самое точное предсказание (прогнозирование) состояния процессов. Люди могут открывать законы науки, познавать их, изучать и использовать в интересах общества, но они не могут изменить их или заменить и тем более создавать новые законы науки.

Экономическая наука употребляет термин «закон» в случаях, когда установлены существенные, то есть самые существенные зависимости между действием разнообразных сил и экономическими последствиями (результатами) их взаимодействия. Экономические законы - это необходимые и стойкие зависимости между экономическими явлениями в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг.

Экономические законы разделяются на общие законы, которые действуют на протяжении всего существования человечества (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон воссоздания, закон экономии времени и др.) и специфические законы, которые определяют экономическое развитие общества в пределах определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций или стадий (закон стоимости, закон спроса и предложения, закон денежного обращения, закон нагромождения, и тому подобное).

В конкретных экономических условиях общие и специфические законы выступают как закономерности. Таким образом, закономерность - это проявление (процесс) действия одного или определенной совокупности экономических законов. Как и закон, она отображает стойкие причинно-следственные связи. Однако закономерность отображает не однозначную зависимость, а вероятностную, то есть результат действия разнообразных сил является предсказуемым, но точность такого предсказания может иметь отклонение от реального. Таким образом, закономерности размещения и территориальной организации общественного производства - это пространственное проявление действия объективних экономических законов развития общества.

Общественные (в частности, экономические) законы сравнительно недолговечны. Многие из них действуют в течение соответствующего исторического периода (связанные со способом производства).

Закономерности размещения производства исторически также изменяются и видоизменяются в зависимости от социально-экономического уклада общества. Каждому способу производства свойственные свои (специфические) закономерности производства и формирования регионов, но рядом с ними действуют также классические общие закономерности.

Политическая экономия признает существование общих экономических законов, свойственных всем социально-экономическим формациям, и специфических экономических законов, характерных для одной социально-экономической формации. В соответствии с ними и закономерности размещения производительных сил и их территориальной организации разделяются на общие и специфические. Реализация законов и закономерностей нуждается в разработке определенных правил их приложения в разных сферах экономической деятельности.

Сжато изложенные научно обоснованные положения, то есть правила ведения хозяйства, которыми должны руководствоваться субъекты экономической деятельности на определенном этапе исторического развития, называются принципами. С помощью использования научно обоснованных принципов в развязывании практических вопросов хозяйственной деятельности обеспечивается выполнение требований экономических законов и закономерностей.

Под факторами понимается совокупность аргументов (причин), которые предопределяют особенности развития определенных экономических процессов в конкретном регионе.

Факторы определяют количественные и качественные характеристики видов хозяйственной деятельности. Они влияют на объемы и направления экономической деятельности, на определение социальных приоритетов и являются практическим инструментом решения экономических задач.

Законы, закономерности, принципы и факторы, имеют объъективний характер. Они являются отображением объъективной реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.