Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц и (или) привлечения их в качестве обвиняемых






Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных катего- рий лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, а также привлечение таких лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержа- щего признаки преступления, осуществляется по общим правилам, предусмотренным в гл. 19, 20, 23 УПК, но с учетом особенностей, установленных в ст. 448 УПК. Так, одна из особенностей касается принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого только специально уполномоченными на то законом должностными лицами, а именно:

 

1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 392-О по запросу Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности п. 9 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ // СЗ РФ. 2005. № 10. Ст. 896.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 281-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр-на Малкова на нарушение его конституционных прав положениями ст. 406, 412 и 447 УПК РФ // СПС Кон- сультантПлюс.


во-первых, Председателем Следственного комитета РФ — в отно- шении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов (п. 6 ч. 1 ст. 448 УПК); Уполномоченного по правам человека в Россий- ской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 448 УПК); Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК); члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего избирательного голоса, председателя избира- тельной комиссии субъекта РФ (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК);

во-вторых, руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ — в отношении депутата законодатель- ного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК); прокурора района (города), приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району (городу), а также адвоката (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК); депута- та, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК); члена избирательной комиссии, члена комиссии референдума с правом решающего голоса (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК).

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого указанным выше должност- ным лицам требуется получить согласие соответствующего органа, членом которого или к которому принадлежит лицо из указанных выше категорий. Так, Председатель Следственного комитета РФ при- нимает данное решение в отношении:

— членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ только с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК);

— судей Конституционного Суда РФ лишь с согласия Конститу- ционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК);

— судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судей верховного суда республики, краевого, областного и приравнен- ных к ним судов исключительно с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК);

— иных судей — обязательно с согласия соответствующей квали- фикационной коллегии судей (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК).

При этом следует иметь в виду, что следователь Следственного комитета РФ принимает решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого с согласия Председателя Следственного комитета РФ — лишь в отношении зарегистрирован- ного кандидата в депутаты Государственной Думы (п. 13 ч. 1 ст. 448 УПК) и с согласия руководителя следственного органа Следственного


комитета РФ по субъекту РФ — только в отношении зарегистриро- ванного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 14 ч. 1 ст. 448 УПК).

Более усложненный порядок предусмотрен для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обви- няемого Председателем Следственного комитета РФ (исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ) в отноше- нии соответственно Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ (п. 2, 21 ч. 1 ст. 448 УПК). Такое решение возможно только на основании заключения коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ, принятого в связи с внесенным пред- ставлением Президента РФ о наличии в действиях указанного лица признаков преступления.

Таким образом, принятию решения о возбуждении уголовного дела и (или) привлечения в качестве обвиняемого указанных кате- горий лиц в большинстве случаев предшествует предусмотренная законом процедура лишения их неприкосновенности.

В целях обеспечения реализации дополнительных процессуаль- ных гарантий статуса этих лиц, законом предусмотрены правила, определяющие порядок получения предварительного согласия со- ответствующего органа, членом которого данное лицо является или к которому оно по статусу принадлежит, для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве об- виняемого.

Например, вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение в качестве обвиняемого, когда уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совер- шения деяния, содержащего признаки преступления, поставлен перед соответственно Советом Федерации или Государственной Думой. В ходе обсуждения эти органы могут установить, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным данным лицом мнением или выраженной им позицией при голосова- нии на заседании указанного государственного органа, или связано с другими законными действиями этого лица, соответствующими его статусу. В этих случаях Совет Федерации или Государственная Дума вправе отказать в даче согласия на лишение данного лица неприкос- новенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК). Если же член Совета Федерации или депутат Госу- дарственной Думы допустил публичные оскорбления, клевету, иные


правонарушения, несовместимые с профессиональным статусом, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, то возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемо- го осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности (иммунитета).

В рассмотрении данного вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ вправе участвовать непосред- ственно член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление о получении согласия соответствующего органа. Причем решением этого органа могут быть истребованы из Следственного комитета РФ дополнительные материалы.

Несколько иной порядок установлен в отношении судей при- менительно к даче согласия на лишение их неприкосновенности. На заседании Конституционного Суда РФ или соответствующей квалификационной коллегии судей рассматривается вопрос о даче со- гласия либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение его в качестве обвиняемого. Он рассматривается в срок не позднее 10 суток со дня поступления к ним соответствующего представления Председателя Следственного комитета РФ. При этом решение как Конституционного Суда РФ, так и соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным.

Здесь важно учитывать конституционно-правовую позицию Конституционного Суда РФ. Возложением на судей функции отправ- ления правосудия обусловливается и необходимость особого порядка возбуждения в отношении них уголовных дел, в том числе введение дополнительных процессуальных гарантий, которые, не исключая уголовную ответственность судьи за совершенное преступление, обеспечивали бы ему защиту при осуществлении профессиональных обязанностей, носящих публичный характер1. Вместе с тем гарантии судейского иммунитета, включая неприкосновенность, не носят аб- солютного характера. Тем более не предполагается ограждение судьи, совершившего преступление, от уголовной ответственности — иное приводило бы к искажению конституционного смысла судейского им-

 

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г.

№ 23-П по делу о проверке конституционности положений ст. 144, 145 и 448 УПК РФ и п. 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобой гр-на С. Л. Панченко // СПС КонсультантПлюс.


мунитета, а также к нарушению конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью1.

Более сложный порядок закон предусматривает применительно к даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. В случае возбужде- ния уголовного дела в отношении него Председатель Следственного комитета РФ в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении его неприкосновенности. Если Государственной Думой будет принято решение (постановление) о даче согласия на лишение его неприкосновенности, то это решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Со- вета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня поступления соответствующего пред- ставления Государственной Думы, о чем в течение трех суток сообща- ется Председателю Следственного комитета РФ. При этом принятие хотя бы одной из палат Федерального Собрания РФ решения об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, влечет за собой пре- кращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ вправе участвовать Президент РФ, пре- кративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено данное представление.

Особые процедурные правила установлены законом примени- тельно к порядку получения заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ в отношении Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ о наличии в их действиях признаков преступления. В этом случае Президент РФ направляет в Верховный Суд РФ представление о наличии в действиях данного должностного лица признаков преступления, которое должно быть рассмотрено в закрытом судебном заседании не позднее десятиднев- ного срока со дня его поступления. Важно отметить, что рассмотрение этого представления с превышением 10-дневного срока не влияет на законность и обоснованность заключения и не может являться ос- нованием для его отмены и отказа в удовлетворении представления.

 

1 См.: Определения Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. № 394-О, от 7 февраля 2008 г. № 157-О, постановление Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. № 23-П.


Однако следует учитывать, что рассмотрение внесенного представ- ления должно быть начато в течение установленного законом срока1. В судебном заседании вправе участвовать лицо, в отношении которого внесено представление (Генеральный прокурор РФ или Председатель Следственного комитета РФ), а также его адвокат. По результатам рассмотрения данного представления Президента РФ коллегия судей выносит одно из двух видов решений, которое должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 3 ст. 448 УПК):

1) заключение о наличии в действиях указанного лица признаков преступления;

2) заключение об отсутствии в действиях указанного лица при- знаков преступления.

Следует отметить, что рассмотренные правила распространяются и на уголовные дела частного обвинения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.