Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция на отток денег






Важной психологической характеристикой является от­ношение людей к факту сокращения имеющихся у них де­нег. В целом этот процесс сопряжен с падением экономиче­ских стимулов в жизни и, следовательно, с уменьшением круп потребностей. Однако у разных групп людей реакция на отток денег из их рук в другие (на законной основе) может быть различной. Она зависит от целого ряда обстоятельств. Например, от типа личности. Для скупых по своему характе­ру людей уход денежных средств рождает негативную реак­цию похожую на состояние, получаемое человеком во время уплаты штрафа. Для людей же другого склада (особенно со

 

склочностью к мотовству) потеря денег не связана с особым сожалением, не является сильно действующим тормозящим фактором их деятельности. Немалое значение имеет способ зарабатывания денег. Расставание с легко заработанными сумма­ми, полученными в наследство или в связи с неожиданными обязательствами, психологически происходит сравнительно легче и проще.

На психологическое восприятие оттока денег влияет так­же характер окружающей обстановки. Например, в условиях отпуска, рождественских и новогодних праздников, на раз­личного рода торжественных мероприятиях с деньгами рас­стаются заметно проще, чем это обычно принято. Реакция в отношении денег зависит и от того, в каком ролевом поло­жении находится тот или иной человек. Так, приглашение других людей к себе в гости, раздача подарков приводит че­ловека в состояние, при котором теряется традиционное от­ношение к ценности денег. Расставание с доходами проис­ходит относительно просто.

Эмоции в связи с уходящими из рук деньгами зависят и от их внешней формы. Согласно исследованиям П. Вебли, метал­лические деньги, как правило, ценятся ниже бумажных купюр. Замечено, например, что случайное повреждение ассигнации вызывает у ее владельца чувство досады. Потеря или отдача кому-либо равноценной суммы денег в металлической форме негативных эмоций обычно не рождает. Отчасти такая реак­ция человека объясняется заложенной в подсознании услов­ной реакцией: металлические деньги ассоциируются с мел­кими суммами, бумажные - с крупными. Укажем в связи с этим на один любопытный парадокс. Согласно данным ис­следований Дж. Брунера и К. Гудмана, металлические моне­ты воспринимаются детьми на более высоком ценностном уровне, чем они на самом деле являются. Этот разрыв (меж­ду восприятием и реальностью) варьируется и в наибольшей степени выражен, когда дети представляют собой наиболее бедные слои населения.

Оценка металлических денег в немалой степени зависит и от состояния инфляции в стране. Рост цен еще больше подры­вает доверие к денежному металлу. Россиянам хорошо знакома эта ситуация: даже относительно крупные монеты (50 руб.) час­то избегали принимать обслуживающие их продавцы на рынках. Самим же покупателям, наоборот, гораздо приятнее расплачиваться именно металлической монетой. Чувство убытка для своего кошелька при этом у них явно ниже. Под­сознательно человек на более высоком уровне оценивает де­нежную купюру с высокой нарицательной стоимостью. Ему психологически легче расплатиться (т.е. отдать из своих рук) деньги в форме совокупности мелких денежных знаков, нежели сделать то же самое с помощью «дорогой» купюры, обозна­чающей ту же сумму.

«Эффект спокойствия» в случае отдачи денег возрастает и по мере использования более абстрактных форм денег. На­пример, использование кредитных карточек или безналич­ных расчетов уменьшает «ощущение штрафа». Причина яс­на: при этом исчезает непосредственный и прямо наблюдае­мый отток денег из одних рук в другие. Исследователями замечено, что люди гораздо охотнее отдают при расчетах старые (изношенные) деньги и с гораздо меньшей радостью новые. Иная реакция проявляется в том случае, если в стране выпущены новые купюры того же достоинства, но в ином графическом исполнении. Тогда у всего населения (особенно у представителей старшего поколения) опреде­ленное время сохраняется некоторая сдержанность при их использовании. Например, это продемонстрировал опыт за­мены денежных знаков в США и ФРГ. Немецкие домохо­зяйки прямо признавались, что им гораздо приятнее полу­чать сдачу при покупках в магазинах прежними, хорошо знакомыми и, кстати, графически великолепно выполнен­ными денежными купюрами.

Резюмируя изложенные результаты эмпирических иссле­дований, отметим следующее. Конечно, приведенные факты не следует считать основой для широкомасштабных теорети­ческих выводов. Можно также допустить, что методы анали­за поведения человека в мире денег скорее высвечивают ошибки в системе его оценок, чем говорят о подлинном от­ношении индивида к деньгам. Но тем н„ менее, ознакомле­ние с данными явлениями в системе «человек -- деньги» не только интересно, но и практически полезно как для самих домашних хозяйств, так и для государства, вынужденного периодически корректировать и совершенствовать свою де­нежную систему.

Обобщенный, выраженный в графической форме итог рас­сматриваемых аспектов можно выразить в форме структурно-логической схемы (см. рис. 3.1).


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.