Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура профессиограммы следователя.






Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости. В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей. На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр тяжести в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

18. Основные стороны профессиограммы судьи: социальная, реконструктивная, коммуникативная, организационная и удостоверительная.

СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др. Каждый судья проводит в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

РЕКОНСТРУКТИВНАЯ СТОРОНА реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи. Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках уголовно-процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость

УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - реализуется общая и специальная культура письменной речи судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Прокурор и его помощники. Деятельность прокуратуры многогранна, она связана как с работой государственных органов и должностных лиц, так и с охраной законных интересов и прав граждан. Поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным, чтобы ни одно нарушение закона не оставалось без последствий, чтобы усилия концентрировались на главных направлениях и способствовали повышению ответственности должностных лиц, которые призваны обеспечить соблюдение российских законов на порученных им участках работы.

Для достижения успеха в своей деятельности прокурор и помощник прокурора должны обладать определенными качествами. Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, называют причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление прокурора. Ум прокурора характеризуется следующими свойствами: - глубина - широта мобильность- быстрота самостоятельность- целеустремленность - критичность - гибкость

Прокурор должен обладать незаурядными волевыми качествами. Его профессиональная деятельность нередко требует большой личной инициативы, упорства, настойчивости, целеустремленности и незаурядных организаторских способностей. Обвинитель должен обладать системой психологических знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению различных сложных ситуаций и являются ключом к постижению истины по уголовному делу.

19.. Психологические требования к личности адвоката, эксперта – криминалиста Успех адвоката во многом зависит от умелого обращения с людьми, от правильного подхода к подзащитному, от взаимодействия с судом, следователем, прокурором. Большую роль в этом играет организаторская деятельность адвоката; подготовка к процессу, составление плана, осуществление приемов и методов, выработанных адвокатской практикой и профессиональным опытом. Он должен быть принципиален, честен, непримирим к нарушению прав и законных интересов своего подзащитного. здесь очень важна его самостоятельность, волевые качества, умение противостоять другим участникам процесса, настойчивость и решительность. Самая большая опасность для адвоката кроется в отсутствии собственного мнения, легкой внушаемости, неумении отстаивать свои убеждения, позиции. В этом случае адвокат будет пассивен, инертен и защита пройдет на низком уровне.

В работе адвоката можно выделить три этапа: - Формирование общей концепции. – Разработке тактики защиты. - Применение (реализация) защиты.

На первом этапе доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность. Здесь реализуются такие качества, как память, мышление (аналитическое и синтетическое), воображение. Эти же качества реализуются и на втором этапе. На третьем — наряду с указанными выше реализуются также качества коммуникативной группы

Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли1. О профессиональной деформации личности следует говорить в том случае, когда под воздействием профессиональной деятельности у личности проявляются девиантные отклонения как в её профессиональной реализации, так и в личной жизни2.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. В психологических исследованиях чаще рассматривают нежелательные изменения в личности специалиста, отрицательно влияющие на его работу и жизнь4.

Профессиональная деформация личности у представителей одних типов профессии отличается от других, и, в то же время, представители разных типов профессий имеют общие черты профессиональной деформации личности. Профессиональной деформации наиболее подвержены представители такого типа профессии, как “человек-человек”. Это связано с тем, что эти профессии основываются на взаимоотношениях людей в процессе их совместной или односторонней профессиональной деятельности.

1. Профессиональная деформация, как правило, начинает проявляться уже в первые дни профессиональной деятельности человека.

2. То, на что обычно направляется профессиональная деятельность представителей данного типа профессии (искоренение отдельных проявлений отклоняющегося поведения: как душевного, так и физического), со временем, в процессе продолжительной профессиональной деятельности, становится их неотъемлемой чертой или личностным проявлением.

3. Профессиональная деформация личности проявляется в том случае, когда профессионально-ролевое поведение человека переносится на его личную жизнь.

4. Проявление профессиональной деформации может наблюдаться в огрублении личности специалиста (циничное и безразличное отношение врача к больному и пациентам; жестокость и агрессия учителя к учащимся и т.п.)1.

 

В наибольшей степени профессиональная деформация выражена у представителей тех профессий, чья работа связана с людьми, имеющими отклонения от нормы (физической, интеллектуальной, поведенческой). Профессиональные деформации появляются под влиянием стереотипов профессиональной деятельности, механизмов психологической защиты, возрастных изменений личности. Профессиональная деформация может возникнуть на ранней стадии формирования профессионала, еще в процессе обучения, или позднее, в профессиональной деятельности. Она проявляется в манере поведения и речи, неадекватности восприятия людей и ситуаций, даже в физическом облике. Иногда говорят о профессиональном типе личности. Профессиональная деформация личности препятствует развитию и самосовершенствованию профессионала2.

Под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность.

 

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами – объективными и субъективными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой.

 

К субъективным – онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности, служебная необходимость идентифицировать себя с патологическим внутренним миром других людей для их лучшего понимания1.

проявления профессиональной деформации:

1. Правовой нигилизм. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры,

2. Эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя.

3. Снижение уровня культуры общения

4. Формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач.

5.Подозрительность — один из наиболее опасных признаков профессиональной деформации следователя

 

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов относятся:

Наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками; Корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества; Повышенная ответственность за результаты своей деятельности; Психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

Экстремальность деятельности Необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями.

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

1. Неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

2. Недостаточная профессиональная подготовленность;

3. Специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

4. Профессиональный опыт;

5. Профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

6. Особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

7. Изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

 

- Понятие " эмоциональное выгорание" является близким по смыслу, но не тождественным понятию " профессиональная деформация".

профилактики профессиональной деформации:

1. Выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

2. Развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности;

3. Формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

4. Совершенствование стиля и методов управления персоналом;

5. Формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка1.

 

1. Необходимо иметь профессиональную подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности;

2. Необходимо уметь общаться с разными социальными типами людей, выходить из сложных жизненных ситуаций;

3. Своевременно решать свои личные и профессиональные проблемы, “не переносить” работу на дом;

4. Постоянно повышать уровень профессиональной компетенции и профессионального мастерства.

Романов В.В. считает, что влияние профессиональной деформации можно было бы значительно уменьшить, если бы сами юристы умели использовать естественные защитные механизмы своей психики от возрастающего давления нервно-психических перегрузок,

 

Скабелина Л.А. предлагает следующие варианты пути профилактики и профессиональной реабилитации:

- психологическое просвещение. " Предупрежден - значит вооружен".

- психологическая диагностика и индивидуальное консультирование.

- тренинги профессионального и личностного роста адвокатов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.