Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6 Возрождение






Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному.
Ренессанс – это эпоха великих открытий. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетию, когда становится общеевропейским явлением – это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма.Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительное искусство. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, восстанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья.Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение и распространение книгопечатания. Гуманисты проявили большой интерес к античной философии – натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму.
Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы. В позднее Возрождение, характеризующееся кризисом концепции гуманизма и созданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы.
Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов.
В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянского в Испании, баллада в Англии, мадригал в Италии. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров – сольных песен, ораторий, оперы.
Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Открытие перспективы имело важное значение: она помогала расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру. Соединение ученого и художника в одном лице, в одной творческой личности было возможно в эпоху Ренессанса и станет невозможным позднее.
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Границей Средневековья выступает XIII в. В это время существует единая Европа, у нее один культурный язык - латынь, три императора, единая религия. Европа переживает расцвет готической архитектуры. Начинается процесс становления национально самостоятельных государств. Национальная идентичность начинает преобладать над религиозной.К XIII веку все более сильную роль начинает играть производство. Это первый шаг к преодолению дезинтеграции Европы. Европа начинает богатеть. В XIII в.крестьяне Северной и Средней Италии становятся лично свободными, но лишаются земли, пополняют ряды неимущих. Значительная их часть подается в города.

XII-XIII вв. - время расцвета городов, особенно на юге Европы. Этот период характеризуется началом протобуржуазного развития. К XIII в. многие из городов становятся самостоятельными государствами. Начало культуры нового времени прямо связывается с переходом от деревенской культуры к городской культуре.

Кризис средневековой культуры глубже всего затронул ее основу - сферу религии и церкви. Церковь начинает терять моральный, финансовый, военный авторитет. В церкви начинают кристализоваться различные течения как выражение духовного протеста против обмирщения церкви, ее " втянутости" в экономику.Форма этого протеста - рождение орденов.Это явление во многом связано с именем Франциска Ассизского (1182-1226). Выходец из купеческого рода, он вел в молодости весьма свободный образ жизни. Затем отошел от легкомысленного поведения, начал проповедовать исключительный аскетизм и стал главой францискианского ордена нищенствующей братии. Религиозность Франциска была своеобразна. Две черты характеризуют его религиозность: проповедь бедности и особый христианский пантеизм. Франциск учил, что благодать божья живет во всякой земной твари; животных он называл братьями человека. Пантеизм Франциска уже включал в себя что-то новое, отдаленно перекликающееся с пантеизмом древних греков. Франциск не осуждает мир за его греховность, а любуется его гармонией. В эпоху бурного драматизма позднего средневековья францискианство несло более спокойное и светлое миропонимание, которое не могло не привлекать предтеч ренессансной культуры. За францискианцами с их проповедью бедности пошли очень многие люди, пожертвовав своим имуществом. Второй орден нищенствующих - орден доминиканцев (1215 г.), названный так в честь св. Доминика, испанского монаха. В 1232 году этому ордену была передана инквизиция.

XIV век обернулся для Европы тяжелым испытанием: страшная эпидемия чумы уничтожила 3/4 ее населения и создала фон, на котором происходит распад старой Европы, возникновение новых культурных регионов. Волна культурных перемен начинается с более благополучного юга Европы, с Италии. Здесь они принимают форму Ренессанса (Возрождения). Термин " Ренессанс" в точном смысле относится только к Италии XIII-XVI вв. Он выступает как частный случай культуры нового времени. Второй этап становления культуры нового времени развертывается позже на территории трансальпийской Европы - прежде всего в Германии, Франции, других странах.

Термин " Возрождение" (Ренессанс) начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор " Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Ренессанс очень часто характеризуется как возрождение античных наук и искусств. Это в целом правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность - это значило бы не уловить в Ренессансе самого главного. Позже понятие " Возрождение" приобрело более широкий смысл. Самое главное в культуре Ренессанса - теория и практика возвеличивания, самоутерждения человеческой личности - титанизм, о котором было сказано, что эпоха нуждалась в титанах и она родила их.

Итальянское Возрождение имеет свою внутреннюю преиодизацию: проторенессанс (Х111-Х1У вв.); раннее Возрождение (ХУ в.); зрелое или высокое (1550-1530 гг.); позднее (середина ХУ1 в.)

Общая характеристика Проторенессанса.

В XIII в Италии в художественной среде значительно усилился интерес к античности. Этому в немалой степени способствовали несколько обстоятельств. После захвата крестоносцами Константинополя в Италию резко усилися приток греков - носителей греческой, античной культурной традиции. Усиление торговых связей с арабским миром означало кроме всего прочего усиление контактов с античным культурным наследием, хранителем которого в то время выступал арабский мир. Наконец, сама Италия была в то время переполнена памятниками античной культуры. Зрение культуры, не замечавшее их во времена Средневековья, вдруг отчетливо увидело их глазами людей искусства и науки.

Самый прекрасный материал для осмысления переходного характера Проторенессанса - творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его по праву называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом новой эпохи. Данте считал 1300-й год серединой человеческой истории и поэтому стремился дать обобщающую и в чем-то итоговую картину мира. Наиболее полным образом это сделано в " Божественной комедии" (1307-1321). Связь поэмы с античностью видна уже в том, что один из центральных персонажей " Комедии" - римский поэт Вергилий. Он являет собой мудрость земную, просвещающую и наставляющую. Выдающиеся люди античного мира - язычники Гомер, Сократ, Платон, Гераклит, Гораций, Овидий, Гектор, Эней - помещены поэтом в первом из девяти кругов ада, где находятся люди, не познавшие не по своей вине истинной веры и крещения.Данте использует привычную для средневековья форму видений для изложения новых политических и моральных воззрений. " Божественная комедия" перенасыщена политическим анализом и актуальным политическим материалом. О политике спорят даже в аду. Помещая в различные круги рая и ада философов, священников, политических деятелей, поэт превращает свои взгляды в новое общественное мнение. Политический пафос поэмы составляет идея всемирной монархии и ненависть к папству.Данте фиксирует элементы нового: новый характер раздоров, новый характер жадности. Поэт даже строит целую философию новой жадности. Он с горечью отмечает, что утеряна радость дарения другому человеку, широко распространенная в средние века.Данте уже констатирует перемену в отношении общественного и индивидуального сознания своего времени к религиозным святыням. Оно становится менее целомудренным и по-своему панибратским. Будучи благочестивым человеком, уже Данте не постеснялся посадить Беатриче, свою возлюбленную из городских мещанок, на вершину той колесницы, в образе которой в конце чистилища он изобразил церковь.Данте отметил экстенсивность нового человека, его стремление выйти за привычные границы, путешествовать.

Франческо Петрарку(1304-1374) именуют первым гуманистом и первым литератором в Европе. Он происходил из небогатой, но старинной семьи, изучал право, большой интерес проявлял к древнеримской литературе. Его особенный любимец - Цицерон. Петрарка прямо отождествлял себя со св. Франциском исчитал своим духовным отцом Блаженного Августина.Вся жизнь Петрарки - это жизнь частного человека, который прежде всего и по преимуществу обращен к своим интересам и к самому себе. В этом смысле он выступает как первй индивидуалист в литературе. Петрарка прославился своими сонетами, обращенными к своей возлюбленной Лауре.М. Корелин, историк искусства конца XIX века, называл три характерные черты его творчества: 1) индивидуализм; 2) обращение к авторитету античности, когда это необходимо; 3) стремление примирить новые потребности со средневековым христианством. " Первый гуманист не желал порывать с предшествующей эпохой, заменив ее античной культурой, и стремился, наоборот, примирить с ней новые стремления".Петрарка явно стоит у истоков европейского индивидуализма нового времени. В его понимании он заключается в необходимости для человека обратиться к самому себе, чтобы в глубинах духа кроме всего прочего найти божество и познать его. Петраркапонимает ограниченность этого индивидуализма и невозможность для человека его времени базироваться только на субъективизме индивидуальных переживаний.

На этот же период приходится расцвет лирической поэзии. Во Франции это - чувственная и высокая лирика Ронсара, в Испании - творчество поэтов саламанкской школы. Французская новелла Маргариты Наварской поражает обилием любовных историй. Особое место в этом плане занимает Джованни Бокаччо (1313-1375). Он утверждает в своем творчестве принципы новой нравственности. Перед тем как заняться литературным делом он шесть лет изучал право, но основным его увлечением все же была классическая мифология. Художественное творчество Бокаччо достигает своего совершенства в " Декамероне" (1350-1353). Все богатство человеческой природы как бы впервые после античности выступает перед нами в разнообразии ее светской и бытовой стороны. " Декамерон" поражает обилием любовных историй. Но теперь сластолюбие не столько осуждается, как это было раньше, сколько воспевается находчивость и ловкость влюбленных. Бокаччо выступает против сословных разграничений в делах любовных: дворяне со служанками, аристократки с конюхами успешно преодолевают препятствия на пути к страстям.

Наиболее ярким бытовым типом Раннего Ренессанса было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие во Флоренции конца XV века. Здесь мы находим турниры, балы, кранавалы, торжественные выезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами, мадригалами, непринужденность и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времен и народов.

В трактате БальдассареКастильоне " Придворный" рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инстументами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства.

Один из интереснейших бытовых типов Ренессанса - приключенчество и даже прямой авантюризм. Эти бытовые формы оправдывались и не считались нарушением нравственности.Городской тип культуры Раннего Возрождения изобилует натуралистическими зарисовками предприимчивого и пробивного героя восходящих плебейских низов.

Эпоха Раннего Ренессанса - время стремительного сокращения дистанции между Богом и личностью человека. Все недоступные предметы религиозного почитания, которые в средневековом христианстве требовали к себе абсолютного целомудренного отношения становятся в эпоху Ренессанса чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким. Приведем, например, такие слова Христа, с которыми он, по замыслу автора одного литературного произведения той времени, обращается к одной тогдашней монахине: " Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко, под твоим языком мед...Твой рот благоухает, как роза, твое тело благоухает, как фиалка...Ты мною завладела подобно молодой даме, поймавшей в комнате юного кавалера...Если бы мои страдания и моя смерть искупили лишь одни твои грехи, я не сожалел бы о тех мучениях, которые мне пришлось испытать".

Процесс становления новой культуры находил свое отражение в изобразительном искусстве. Для живописи и пластики Раннего Возрождения крайне характерно непрерывное нарастание реалистических тенденций, религиозные образы становятся все более эмоциональными и человечными, фигуры приобретают объем.., плоскостная трактовка постепенно вытесняется рельефной, основанной на светотеневой моделировке.

В Раннем Ренессансе на первый план выдвигается свободная человеческая индивидуальность. Она мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно. В те времена в изобразительномискустве происходило прямо какое-то обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью.

Зачинателями Раннего Возрождения в изобразительном искусстве традиционно считаются художник Мазаччо (1401-1428), скульптор Донателло (1386-1466) и архитектор Брунелески, которые жили и творили во Флоренции.

Скульптором, которому выпало в искусстве на целое столетие вперед решить многие проблемы европейской пластики - круглой скульптуры, монумента, конного монумента - был ДонатодиНикколодиБеттоБарди, известный в истории искусств как Донателло (1386? -1466). Среди множества работ мастера особенно выделяется его бронзовый Давид. Уже только то, что Давид у Донателло стоит обнаженным: говорит о том, что для скульптора меньше всего значения ветхозаветная легенда само по себе. А то, что Давид изображен в виде возбужденного молодого человека с огромным мечом в руках, свидетельствует не об абстрактной античной телесности, но о теле человека, только что одержавшего великую победу.

Характерной чертой возрожденческой культуры был ярко выраженный математический уклон возрожденческого мировоззрения. Это очень ярко проявилось в изобразительных искусствах. Самым первым учителем художника должна быть математика. Математика в руках возрожденческого хдожника направляется на тщательное измерение обнаженного человеческого тела; если античность делила рост человека на какие-то шесть или семь частей, то Альберти в целях достижения точности в живописи и скульптуре делит его теперь на 600, а Дюрер впоследствии - и на 1800 частей. Возрожденческий художник является не только знатоком всех наук, но прежде всего математики и анатомии.

Раннее Возрождение - время эксперементирующей живописи. По-новому ощущать мир - значило прежде всего по-новому его видеть. Восприятие действительности проверяется опытом, контролируется разумом. Исходное стремление художников того времени - изображать так, как мы видим, как " изображает" поверхность зеркало. Для того времени это было подлинными революционным переворотом.

Ренессанс в живописи и пластике впервые открыл на Западе весь драматизм жестикуляции и всю ее насыщенность внутренними переживаниями человеческой личности. Человеческое лицо уже перестало быть отражением потустронних идеалов, а стало упоительной и бесконечно усладительной сферой личностных выражений о всей бесконечной гаммой всякого рода чувств, настроений, состояний.

Живопись Раннего Возрождения отразила изощренную итальянскую чувственность тех времен, широкое распространение культа чувственной красоты и грации. Блестящие образцы художественного осмысления этого явления дал СандроБотичелли(1444-1510). В его творчестве воплотились представления гуманистов о отождествлении души и тела, наиболее основательно разработанные у Лоренцо Валлы.

Надо прямо сказать, что энергия нового человека служила в то время и добру, и злу - и то и другое в крупныхмасшатабах, с размахом. Характерной особенностью культуры Раннего Возрождения стал небывалый разгул страстей. Широкое распространение получает порнографическая литература и живопись. Художники наперебой изображают Леду, Ганимеда, Приапа, вакханалии. Заметное место в истории итальянского Возрождения занимает автор трактата “О наслаждениях” Лоренцо Валла (1407-1457). Внутренние раздоры и борьба партий в различных городах Италии, не прекращавшаяся в течении всего Ренессанса, выдвигала сильных личностей, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью. Казни, убийства, погромы, пытки, заговоры, поджоги, грабежи непрерывно следуют друг за другом. Победители расправляются с побежденными, стем чтобы через несколько лет самим стать жертвой новых победителей.

Уже с XIII в. в Италии появились кондотьеры, предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам. Эти наемные шайки вмешивались в междоусобные раздоры и отличались особо наглой и зверской жестокостью. В середине XIV в. громкой и кровавой славой пользуется " Великая компания" немецкого кондотьера Вернера фон Урслингена, написавшего на своем знамени: " Враг бога, правосудия, милосердия", облагавшая данью такие крупные города как Болонья и Сиена. Еще более знаменит был своим коварством и корыстолюбием англичанин Джон Гауквуд, окруженный всеобщим страхом и преклонением и захороненный с большими почестями во флорентийском соборе. Многие кондотьеры захватывают себе города и становятся родоначальниками итальянских династий. ТаковыВисконти и Сфорца в Милане.

Важно понимать историческую необходимость обратной стороны блестящеготитанизма. Для первоначального капиталистического накопления требовалась ломка всех коренных основ феодализма в том числе морали и строжайших правил общественного поведения человека.Для такой ломки нужны были весьма сильные люди - титаны земного самоутверждения человека, часто со знаком минус. При феодализме люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем.В эпоху Ренессанса наступили другие времена. Люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствующая себя личность.

Священослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Широкое распространение получают явления симонии (продажи должностей), коррупции, аморализма и вообще преступности высшего духовенства. По политическим соображениям высшими духовными лицами, кардиналами и епископами,.назначаются несовершеннолетние дети. Джованни Медичи, будущий папа Лев X, стал кардиналом в 13 лет, Александр Фарнезе, сын папы Павла III, назначается епископом в 14 лет. Все это самым сильным образом способствовало падению авторитета католической церкви.

Колоссальной фигурой эпохи Ренессанса был знаменитый монах Савонарола (1452-1498). Он прославился своими гневными проповедями против развращенности клира и церкви, страстными обличениями тирании Медичи. На некоторое время он стал фактическим главой правительства Флоренции, проводит ряд вполне возрожденческих и демократических по духу политических мероприятий. Одновременно Савонарола проповедовал покаяние и моральное возрождение. Будучи представителем церковной ортодоксии, он впитал в себя передовые идеи Ренессанса и гуманизма и оказался самым большим противником церковных язв внутри церкви. Он защищал не обветшалое и старомодное, а гуманистически обновленное католичество. Римский папа развернул против него настоящую войну, в результате которой Савонарола был сначала повешен, а затем и сожжен.

Общая характеристика Высокого Возрождения.Проторенессанс длился в Италии 150 лет, Ранний Ренессанс - около 100 лет, Высокий - около 30 лет.Недолгий золотой век итальянского Возрождения, наивысшая точка расцвета итальянского искусства наступает в трудные для Италии времена, совпадает с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Его окончание связывают с 1530 г., трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу, завоеванные Габстбургами.

Великие открытия Коперника, Галилея, Кеплера рассыпали мечты о могуществе человека. Коперник и Бруно превратили землю в глазах и сознании человека в ничтожную песчинку мироздания. Гелиоцентризм и учение о бесконечных мирах не просто противоречили личностно-материальной основе Ренессанса. Это было самоотрицание Ренессанса. Из властителя и художника природы возрожденец стал ее ничтожным рабом.

Кризис культуры Ренессанса ярко проявился и в сфере политики. Политическая жизнь Ренессанса отличалась очень большой интенсивностью и многоплановостью. Ни один из итальянских режимов XV- начала XVI века не отличался большой устойчивостью и власть часто переходила в руки тиранов. Господство индивидуализма в общественной идеологии сказывалось и на политической практике. Наиболее ярко это проявилось в творчестве и деятельности Николо Макиавелли, (1469-1527) прославившийся своими трактатом “Князь” (или “Монарх”, “Государь”). Макиавелли был сторонником умеренного демократического и республиканского строя. Но свои демократические и республиканские взгляды проповедовал только для будущих времен. Для современной ему Италии в виду ее раздробленности и хаотического состояния он требовал установления жесточайшей государственной власти и беспощаднейшего правления. В своих умозаключениях он базировался только на повсеместном и зверином эгоизме людей и на полицейском укрощении этого эгоизма любыми государственными средствами с допущением жестокости, вероломства, клятвопреступления, кровожадности, убийства, любых обманов, любой бесцеремонности. Идеалом Макиавелли был не кто иной, как развратнейший и жесточайше настроенный в отношении всех людей вплоть до принципиального аморализма герцог Цезарь Борджиа. Формально государь Макиавелли тоже является возрожденческим титаном, но освобожденным не только от христианской морали, но и от морали и гуманизма вообще. В этом смысле макиавеллизм предстает суровым детищем изживавшего себя Ренессанса.

Интересной формой проявления кризиса ценностей Ренессанса был утопизм. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствует о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно. В идеальном Государстве Солнца Томмазо Кампанеллы (1568-1639) поражает жесткая до мельчайших деталей регламентация всей жизни людей, вытекающая из отказа автора от гуманистических установок Возрождения.

Сложную и противоречивую картину представляет собой искусство Высокого Возрождения. С одной стороны, как завершение всего предшествующего развития гуманистической идеологии в 1505-1515 гг. складывается классический идеал в итальянском искусстве. На первый план в искусстве выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека - героя. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от Раннего.Достаточно только трех имен, чтобы понять значение этого периода для европейской культуры в целом: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело. Как зрелый мастер он Леонардо да Винчи предстает уже в “Мадонне в гроте”. Вершиной его творчества является “Тайная вечеря”, - единственное произведение Леонардо, которое по оценке выдающегося отечественного искусствоведа А. Эфроса, в самом большом смысле можно назвать гармоничным”. В портрете Моны Лизы кисти Леонардо ярко видны классические, т.е. возрожденческие черты - ясность очертанй, осязаемая гибкость линий, скульптурные переливы настроений в пределах физиономии и гармония противоречивого и зовущего в неопределенную даль портрета с полуфантастическим пейзажем.

Рафаэль был убежден, что красота выступает как очищенная, совершенная форма самой природы. Она доступна глазам человека, и задача художника состоит в том, чтобы демонстрировать ее. Все покоряющей глубиной отличается величайшее произведение кисти Рафаэля “Сикстинская мадонна”. Как убежденный гуманист, прекрасный знаток античной кульутры предстает он в “Аифнской школе”.

Вместе с тем, очевидно, что кризис ценностей Ренессанса не обошел стороной и их творчество. На творчестве Леонардо существенно сказался рационализм и механицизм, столь рапространенный в период высоко Ренессанса. Тонкая писхологическая характеристика апостолов и Христа в “Тайной вечере” достигается при совершенной пространственной организации картинной плоскости за счет максимальной выразительности жеста. Изображаемые фигуры полностью подчинены пространственной конструкции. Но искусствоведы неоднократно отмечали, что за этой видимой свободой кроется абсолютная скованность и даже некоторая хрупкость, поскольку при малейшем изменении положения хотя бы одной фигуры вся эта тончайшая и виртуознейшая пространственная конструкция неизбежно рассыпается.

Единственная фигура у Микельанджело, где мы видим героизированный титанизм - это Давид (1501-1504). В его знаменитой фреске “Страшный суд” Микельанджело показывает тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед самим велением судьбы.

У художников Высокого Ренессанса человеческая личность поставлена выше всего. На картине это сводилось к тому, что пейзаж или ландшафт играл третьестепенную или даже совсем нулевую роль по сравнению с человеческим фигурами на первом плане. Эту практику начали ломать только венецианцы - прежде всего Джорджоне, у которого пейзаж находится в более глубоком гармоническом сочетании с изображенными на его фоне человеческими фигурами (“Спящая Венера”).

Тициан выделяется также тем, что главным объектом его внимания становится эмоциональное содержание сюжета. Это хорошо видно на примере его знаменитой картины “Динарий кесаря”.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что Возрождение предстает перед нами как длительный, сложный и противоречивый процесс формирования новой европейской культуры. В конечном счете его развитие сломило “духовную диктатуру церкви”, утвердило гуманистическое мировоззрение, привело к революционному преобразованию идеологии и всех областей культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.