Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекции 1-2






РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебное пособие для студентов

заочной формы обучения специальностям

030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507.65 «Менеджмент организации», 080102.65 «Мировая экономика» и направлениям 030300.62 «Психология», 030501.62 «Юриспруденция», 080500.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика».

 

 

 

Красноярск - 2011

УДК

 

 

Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов заочной формы обучения специальностям 030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507.65 «Менеджмент организации», 080102.65 «Мировая экономика» и направлениям 030300.62 «Психология», 030501.62 «Юриспруденция», 080500.62 «Менеджмент», 080100.62 «Экономика».

/ Сост.: Безручко Л.С. – Красноярск: НОУ СИБУП, 2011 г. – 139 с.

 

Рецензент

 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.

 

 

Учебное пособие рассмотрено и утверждено на Научно-методическом совете НОУ СИБУП. Протокол № ___ от _______. 2011 года.

 

© Л.С.Безручко

© НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
Лекции I - 2  
Тема I Введение в курс «Русский язык и культура речи»  
Лекции 3-4  
Тема II Язык и Речь. Речевое взаимодействие  
Лекция 5  
Тема III Литературный язык как основа культуры речи. Качества хорошей литературной речи. Языковая норма  
Лекция 6  
Тема IV Классификация норм современного русского литературного языка  
Лекции 7 - 8  
Тема V Средства речевой выразительности  
Лекции 9 - 10  
Тема VI Функционально-смысловые типы текстов. Функциональные стили русского литературного языка  
Лекции 11 -12  
Тема VII Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка  
Лекции 13 -14  
Тема VIII Научный стиль. Культура научной речи.  
Лекции 15 -16  
Тема IX Официальный деловой стиль. Культура деловой речи  
Лекция 17  
Тема X Публицистический стиль. Основы мастерства публичного выступления. Культура спора  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

ВВЕДЕНИЕ

Лекции 1-2

Тема I Введение в курс «Русский язык и культура речи»

Вопросы темы:

1. Содержание, цель и задача курса «Русский язык и культура речи».

2. Связь курса с другими дисциплинами общепрофессионального и лингвистического циклов.

3. Понятие культуры речи как составной части общей культуры человека. Роль культуры речи во всех сферах человеческой деятельности.

4. Понятие культуры речи как лингвистической дисциплины, ее компоненты. Теоретическая база культуры речи.

5. Актуальные вопросы экологии русского языка и общественно-речевой практики. Пути их решения.

1. Содержание, цель и задачи курса «Русский язык и культура речи»

Язык и речь - разные понятия, но они не только противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи.

Следовательно, речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны. Например, такие понятия, как «языковая компетенция», «языковая личность» подразумевают, что человек осмысленно использует тот или иной язык. В связи с этим названные понятия являются, прежде всего языковыми, поскольку в основе этих знаний и умений человека лежит язык. Но если имеем дело с реализацией языковых знаний, да еще и конкретной личностью, то уже говорим о «языковой компетенции», «языковой личности» как о речевых понятиях. Это еще одно подтверждение тому, что язык и речь не существуют (за редким исключением) друг без друга.

Тем, кто стремится достичь высокого уровня культуры речи, которая невозможна без осознанного и целенаправленного владения всеми слагаемыми речи. В том числе и языком, в связи с этим необходимо знать, что связывает и что различает язык и речь. Культура всегда предполагает осмысленное отношение к тому, что нужно культивировать, а от чего избавляться. При этом «человек и культура неразделимы. Каждый человек принадлежит определенной культуре, исторически сложившийся культуре, и одновременно он ощущает, что культура эта принадлежит ему. Возникает это чувство потому, что фундаментальный уровень культуры образован языком. Носителем языка является человек, который не в состоянии произвольно изменять его. И в то же время язык принадлежит человеку, который свободно им владеет, и начала духовного творчества коренятся в свободном построении текстов. Текст – это воспроизводимая последовательность знаков или образов, обладающая смыслом, в принципе доступным пониманию». (А.А.Брудный).

Знания о языке и речи помогают сначала понять, что подразумевается под культурой речи, а на основании этого понимания – узнать и освоить пути достижения в ней высокого уровня.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.