Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римский пантеон






Римский пантеон, как совокупность всех богов Древнего Рима (от греч. pantheion из pan «все» + theos «бог»), отражал особенности языческого политеизма, основанного на культе многих богов и возникшего на стадии разложения патриархальной первобытной общины. В иерархии богов нашли отражение общественное разделение труда, земные отношения господства и подчинения. Дальнейшее укрепление рабовладельческого строя, создание монархий привело сначала к единопочитанию, культу одного бога, причем признавалось существование других богов. Затем из пантеона богов выделяется единый всемогущий бог – копия земного царя, утверждается монотеизм.

Большое влияние на развитие религиозной системы Древнего Рима оказали этруски и греки с их богатой культовой традицией.

Ранняя римская религия отражала примитивную стадию развития общества. Ей были присущи элементы тотемизма, веры в кровную близость данного рода с каким- либо видом животных, растений или явлений природы. Римляне почитали капитолийскую волчицу, вскормившую Ромула и Рема. В почитании смоковницы, под которой волчица, по преданию, вскармливала близнецов, видны следы фетишизма, веры в магическую силу неодушевленных предметов. Как и другие народы на аналогичной стадии развития, римляне поклонялись различным силам природы – земле, воде, огню. Они верили, что весь окружающий их мир, все действия и чувства людей имеют определенных духов-покровителей.

Для римлян существовали божества первого крика ребенка, первого детского слова, были божества, выводившие человека из дома и ведшие домой, божества бледности, страха, стыда, верности, юности, старости и т.п. Первоначально образы божеств были обезличенными, неизвестны были их пол и даже их число. Например, под именем Палес понималась и богиня, и бог пастухов, в честь которых справлялся праздник Палилии (или Парилии). Возникли пары – Фавн и Фавна (Фауна), олицетворяющие леса и пастбища, Либер и Либера – виноградарство и виноделие. Древнейшее божество Янус мыслилось двуликим и олицетворяло начало и конец любого дела. Одно лицо Януса изображалось юным, другое дряхлым. Божества производительных сил природы становились одновременно богами племени: Юпитер и Марс – латинов, Квирин – Сабинов.

Дом и семью охраняли добрые гении – лары (домовые) и пенаты (семейные боги). Им приносились жертвы во время всех семейных торжеств. Во время трапезы перед ларами на маленьких блюдах ставили их долю пищи. В качестве духов почитались и предки, также охранявшие своих живых родичей и членов семьи. Назывались они манами. В честь манов устраивались дни поминовения, когда за столом собирались родственники умерших, на могилах приносились жертвы – возлияния из воды и вина, молока, крови черных овец, свиней и быков, а в древнейшие времена и человеческие жертвы. Считалось, что маны обычно жили под землей. Но если потомки переставали чтить их, маны превращались в злых и мстительных духов – лемуров, разновидность ларвов, душ умерших, не находящих себе покоя или вследствие собственной вины, или из-за нанесенного им оскорбления. По ночам они выходят из подземного мира и преследуют обидевших их людей.

По мере социального развития и консолидации римской гражданской общины религиозные представления и культ постепенно усложнялись. Среди огромного количества божеств стали преобладать индивидуализированные боги. К их первоначальным функциям присоединялись новые. Так, лары становились не только охранителями семьи (lares familiares), но и соседской общины (lares compitales). Юпитер, Марс и Квирин поднимаются до уровня общеримских богов и приобретают военные функции.

В период установления государственных начал древние италийские божества производящей природы Юпитер и Юнона превратились в верховных богов и полностью отождествились с этрусскими богами – Тини, покровителем царской власти, и его божественной супругой Уни. Вместе с Минервой, аналогичной этрусской Менрве, они составили высшую троицу, местом почитания которой стал Капитолий, где этой троице богов был посвящен общий храм.

В начале Республики под влиянием италийских греков возникла верховная плебейская триада, почитавшаяся на Авентине. Ее составили местные италийские земледельческие божества Церера и Либер, отождествляемые с греческими Деметрой и Дионисом, и женская параллель последнего – Либера. В связи с развитием торговли появился бог Меркурий, отождествляемый с греческим Гермесом.

Эволюция религиозных представлений сказалась и на организации культа. Сначала его отправление находилось в руках родоплеменных коллективов. В их среде зарождались жреческие коллегии. Одной из древнейших была коллегия луперков, возглавлявших культ Фавна, заимствованный ещё во II тысячелетии до н.э. у ахейских греков. Праздник Луперкалий включал в себя магический обряд сообщения плодородия и элемент тотемизма, близкий обитателям притирбской зоны, т.е. культ волка. Неугасимый (вечный) огонь сначала почитался в куриях, но потом был олицетворен в общеримской богине Весте, получившей при царе Нуме общеримское святилище на форуме и специальную коллегию жриц – весталок.

В царскую эпоху жреческие коллегии превращались в органы возникающего государства. Жрецы-фециалы освящали внешние отношения римской общины. Выделилась верховная коллегия жрецов-понтификов, осуществлявшая надзор за деятельностью всех жреческих коллегий и ведавшая применением обычного права и календарем.

Религиозное сознание римлян зачастую отличалось рационализмом и формализмом. Обращение к богу предусматривало выполнение данных ему обетов за точное выполнение просьбы и выражалось в формуле: Do ut des. «Даю, чтобы дал ты».

Каждое частное или общественное предприятие начиналось с гаданий либо по полету или клёву священных птиц, чем ведали жрецы-авгуры, либо по внутренностям животных с помощью гаруспиков – жрецов этрусского происхождения. Под влиянием этрусков особенно широко развилось толкование предзнаменований.

Римляне неясно представляли себе своих богов, они не создали яркой мифологии, которая стала у греков почвой для богатого художественного творчества.

Начиная с III века до нашей эры греческая религия стала оказывать особенно сильное влияние на римскую. Римляне отождествили с греческими богами своих прежде абстрактных богов. Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Меркурий с Гермесом, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Диана с Артемидой, Веста с Гестией, Вулкан с Гефестом, Нептун с Посейдоном и т.д. Лишь культ Аполлона (Феба) был полностью заимствован римлянами у греков. С популярностью Аполлона среди античной знати связаны аристократические симпатии к Дельфийскому оракулу, храму Аполлона в Дельфах у подножия горы Парнас в Греции, где жрица-вещательница (пифия) сообщала волю своего патрона. В эпоху Империи храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Под влиянием греческих религиозных представлений среди многочисленных римских богов выделились главные олимпийские боги: Юпитер – бог неба, грома и молний, Марс – бог войны, Минерва – богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера – богиня любви и плодородия, Вулкан – бог огня и кузнечного ремесла, Церера – богиня земледелия, покровительница злаковых и огородных культур, Прозерпина (Либера) – богиня растительности и преисподней, Аполлон – бог солнца и света, покровитель муз, Юнона – покровительница женщин и брака, Меркурий – вестник олимпийских богов, покровитель путников и торговли, Нептун – бог моря и моряков, покровитель коневодства, Диана – богиня Луны и охоты, покровительница диких зверей.

Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались всеми гражданами. Но в среде плебеев особенно популярной была божественная троица: Церера, Прозерпина и Либер (бог вина и веселья), впоследствии слившийся с греческим Дионисом (Вакхом) под именем Бахуса. Отправление культа Дионисия в Греции было связано с древними магическими обрядами переодевания, откуда ведут начало греческий театр, трагедия и комедия. Часто праздненства в честь Вакха переходили в неистовые оргии, освобождая человека от обычных запретов.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав охотно принимались иноземные божества. Считалось, что включение новых богов лишь усиливает мощь римлян. Так, в конце III века до н.э. было введено почитание мистического культа Великой матери богов - Кибелы из Фригии (Малая Азия), носившего оргиастический характер. В честь Кибелы на Палатинском холме был воздвигнут храм. Праздник Великой Матери (Magna Mater), возрождающей умершую природу и дарующей плодородие, римляне справляли весной в форме мистерий – тайных священнодействий, сводившихся к театрализованному представлению священных сказаний.

В целом римская религия продолжала хранить печать формализма и трезвой практичности. Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером.

Римский сенат стал принимать меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связаны мощь государства и его устойчивость. В 186 г. до н.э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из самых важных последствий этого было распространение взглядов греческих философов на религию и богов. Большой популярностью пользуется переведенное на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги – это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя считает религию необходимым средством управления народами.

Распространение мистических восточных культов в массах, бурные события гражданских войн, частые конфискации и прочие социальные тяготы жизни приводят к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против мучений в реальном мире. Получает дальнейшее развитие культ слепой судьбы – Фортуны, которая дарует счастье и несчастье часто произвольно и несправедливо.

Задавленные гнётом и судьбой низшие слои населения мечтают о появлении мессии, богоспасителя, который придёт, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей, защитит угнетенных, перестроит мир на началах добра и справедливости. Рождение новой религиозной системы к началу новой эры носилось в воздухе. В I – II веках н.э. такой системой стало формирующееся христианство. Зародившись на территории римской провинции Палестина как одна из местных иудейских сект, новое вероучение к середине I века н.э. проникает в Рим.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.