Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Plusquamperfectum conjunctivi passivi






amatus, -a, -um essem/ esses/ essē mus/ essē tis/ essent

 

5. В самостоятельных предложениях конъюнктив выражает волю, желание, побуждение, приказание или требование, напр.:

 

Gaudeā mus! Давайте же радоваться!

Amē mus patriam! Да будем же любить отечество!

Dicas! Cказал бы ты! Да говори же!

Ne dicas! Да не скажи!

Vivat! Да здравствует!

Sint in flore! Да процветают!

 

В других случаях возникает значение уступки, допущения, возможности или недоумения, колебания, неуверенности, напр.:

 

Sit hoc verum Допустим, что это верно

Dixĕ rim Я бы сказал

Quod agam? Что же мне делать?

 

В придаточных предложениях формы конъюнктива используются при согласовании времен (consecutio tempŏ rum), а также в косвенной речи:

 

Cum ad te venī re non potuĕ rim, Поскольку я не смог бы прийти

epistŭ lam ad te mittam. к тебе, отправляю тебе письмо.

Interrŏ go, quid legas. Я спрашиваю, что ты читаешь.

 

6. Прочтите предложения, проанализируйте употребление форм конъюнктива и переведите всё на русский язык.

 

1. Sis felix! 2. Sint candĭ da fata tua! 3. Prosit! 4. Fiat lux! 5. Pereat tristitia! 6. Dum spirā mus, sperē mus! 7. Vocem rationis semper audiamus! 8. Feci quod potui, faciant meliora potentes! 9. Qui aures habet, audiat. 10. Ametis patriam vestram et pareā tis legĭ bus ejus. 11. Do ut des, facio ut facias. 12. Quid faciant leges, ubi sola pecunia regnat? (Petronius) 13. Si id credidisses, errasses. 14. Magister explicavit, ubi sita esset Graecia. 15. Littĕ rae, cum sint paucae, tamen innumerabilia verba efficiunt. 16. Laudetur Jesus Christus!

7. Проанализируйте и выучите известную во всем мире студенческую песню. Она было сочинена студентами Гейдельбергского университета в ХIV веке.

Gaudeā mus

(Carmen scholastĭ cum)

 


Gaudeā mus igĭ tur,

Juvĕ nes dum sumus!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus.

 

Ubi sunt, qui ante nos

In mundo fuē re?

Transeas ad supĕ ros,

Transeas ad infĕ ros,

Hos si vis vidē re!

 

Vita nostra brevis est, Brevi finietur;

Venit mors velocĭ ter,

Rapit nos atrocĭ ter,

Nemĭ ni parcetur!

 

Vivat academia!

Vivant professores!

Vivat membrum quodlĭ bet! Vivant membra quaelĭ bet! Semper sint in flore!

Vivant omnes virgines

Graciles, formosae!

Vivant et mulieres

Tenĕ re, amabĭ les,

Bonae, laboriosae!

 

Vivat et res publĭ ca

Et qui illam regit!

Vivat nostra civĭ tas,

Maecenatum carĭ tas,

Qui nos hic protegit!

 

Pereat tristitia,

Pereant dolores!

Pereat diabŏ lus,

Quivis antiburschius

Atque irrisores!

 

Vivat academia!

Vivant professores!

Vivat membrum quodlĭ bet!

Vivant membra quaelĭ bet!

Semper sint in flore!


 

 

Примечания:

Fuē re = fuē runt; membrum quodlibet – любой член (сообщества);

antiburschius – латинизированное слово (из греческого «анти» и немецкого Bursch «парень, студент») означает здесь «противник студентов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.