Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг как средство профилактики наркомании






В настоящее время выделяют 2 направления разработки игровых видов деятельности со специальной ролью обучения молодежи и взрослых - психотехнические игры, представляющие собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций и связанные с измененным состоянием сознания, а также социально - психологический ролевой тренинг.

Социально - психологический ролевой тренинг ведет свою историю от техники психодрамы Дж. Морено и представляет собой развитие сюжетной детской игры; он направлен на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций (выработка и закрепление социокультурных норм). При этом игры становятся «...средством формирования культуры выходов из кризисов с помощью рефлексии. Пребывание в роли «начальника», «подчиненного», «заинтересованного», «равнодушного», «лидера», «звезды» заставляет участников прочувствовать и пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных отношений, стереотипов.

Игры, включенные в тренинг, могут выступать в нескольких функциях, которые выделил В.В.Петрусинский со своими коллегами:

1)обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, воспроизведение информации различной модальности; развитие навыков владения иностранными языками;

2)развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращающей обучение из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

3)коммуникативная - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;

4) релаксационная - снятие эмоционального напряжения;

5) психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной информации, перестройка психики для усвоения большего объема информации;

6) профилактическая - предупреждение нежелательных форм поведения;

7) развивающая - развитие различных сторон личности, черт характера, через проигрывание различных ситуаций. И другие функции.

Выполняя в воображаемой ситуации те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, подросток, молодой человек начинает различать внешние и • внутренние стороны жизни взрослого и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе. Эти переживания накапливаются, порождая эффекты общения, появляется своеобразная «логика чувств», неизбежно отражающаяся в логике поведения.

А.С.Прутченков называет 21 век эпохой коммуникативного «взрыва», интенсификации общения. Следовательно, нужны активные формы работы с подростками и молодежью, такие, как творческие мастерские, дискуссионные клубы и социально - психологический тренинг.

Социально - психологический тренинг - психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

В тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется доверием и не боится доверять сам, окружен вниманием и заботой, проявляет искреннюю заинтересованность к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь. Можно активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ранее коммуникативные умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

В процессе любого тренинга выделяют три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Преимущества групповой формы работы хорошо разработаны и представлены К. Рудестамом:

  • групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем,
  • группа отражает общество в миниатюре - закономерности общения, поведения себя и других,
  • возможность получения обратной связи (процесс и результат получения информации о состоянии партнера по общению и его восприятии поведения субъекта) и поддержки от людей со сходными проблемами,
  • в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров,
  • в группе участники могут идентифицировать себя с другими (отождествлять себя с другим человеком, сознательно уподобляться ему),
  • взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологическую проблему каждого,
  • группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания,

В профилактическом тренинге выделяются следующие этапы:

1. Знакомство (5% времени всего тренинга);

2. выяснение ожиданий участников (3%);

3. принятие правил группы (5%);

4. оценка уровня информированности (5 - 10%)

5. актуализация проблемы для каждого участника (10 - 30%);

6. информационный блок о причинах и последствиях заболеваний, влиянии на личность и общество, профилактике, лечении, реабилитации (20 —40%);

7. приобретение практических навыков (20 - 60%);

8. завершение работы, получение обратной связи (5%), подведение итогов, исполнения ожиданий, изменение уровня информированности.

Для оценки тренинга необходимо выяснить эмоциональное состояние участников, оценку форм тренинга участниками, сильные и слабые блоки (информированные и игровые). Для этого используются следующие методики: обсуждение с персональными высказываниями, анкетирование, заметки тренера, интервью-выход (анкета по теме), субъективная оценка участников, эти же методы по прошествии времени.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.