Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И свобод человека и гражданина в Российской Федерации






2.1. СИСТЕМА ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАЩИТУ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Части 1 и 2 статьи 80 Конституции РФ гласят: «Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина». Отсюда следует вывод, что в обязанности Президента входит защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. С него мы и начнем рассматривать органы, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина.

Очень важным условием, без которого не будут защищаться права человека, является такое состояние, при котором государственные органы исполняют свои обязанности, прописанные в Конституции, в пределах своей компетенции. Именно, президент должен обеспечивать такое положение в стране. Поэтому Конституцией ему предоставлен набор особых полномочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Осуществляя защиту прав и свобод, президент опирается на ряд федеральных органов, осуществляющих полномочия в области защиты прав и свобод человека и гражданина. В этом, на наш взгляд, и заключается его роль как гаранта защиты прав и свобод человека и гражданина.

Будучи отделенным от всех ветвей власти, президент осуществляет функции конституционного контроля, нормoтворчествует, разрешает споры, управляет. Также при реализции полномочий по защите прав он взаимодействует с Правительством РФ, прокуратурой, федеральными

судами, общественными объединениями, правоохранительными органами.

Согласно статье 104 Конституции РФ, Президент обладает правом законодательной инициативы. Из этого следует, что он может выдвинуть в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект нового закона, касающегося защиты прав и свобод человека и гражданина. Также он издает указы и распоряжения по защите прав граждан и отдельных категорий населения и по обеспечению их всей полнотой политических, социальных, личных и экономических прав.

Есть еще один очень важный орган, защищающий права и свободы человека и гражданина и оказывающий существенную помощь в этой сфере Президенту - это Комиссии при Президенте РФ по правам человека. В Указе Президента Российской Федерации № 1457 от 18.10.96г. Прописаны основные задачи этой комиссии:

ñ создание условий, при которых Президент может реализовать его конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина;

ñ оказание помощи в улучшении механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

ñ оказание помощи в деятельности государственных органов власти РФ, государственных органов власти субъектов РФ по реализации политики по защите прав и свобод человека;

ñ укрепление международного сотрудничества в сфере обеспечения и зашиты прав и свобод человека.[22]

Из этих задач следует, что Комиссия по правам человека является очень важным инструментом воздействия на государственную политику в области прав человека, а не институт, предназначенный для рассмотрения и разрешения частных жалоб.

Если посмотреть часть 1 статьи 105 Конституции РФ, которая гласит, что законы принимает Государственная Дума Федерального Собрания РФ и рассмотреть порядок принятия законов, в котором участвуют обе палаты Федерального Собрания, то можно выйти на следующий орган, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина. Это Парламент РФ, который осуществляет подготовку и принятие законов, в том числе, законов, направленных на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. К числу таких законов можно отнести недавно принятый закон, который в народе называют «Закон Димы Яковлева», а официальное его название: Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ " О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Он принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. За закон, который полностью вводит запрет на усыновление российских сирот американскими парами, единогласно проголосовали парламентарии двух палат. А 28 декабря 2012 года его подписал Президент страны.

Еще один важный орган защиты прав и свобод человека и гражданина - это суды РФ.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Судебная защита - является видом государственной защиты прав человека и представляет собой отлаженный механизм обеспечения прав и свобод личности, который установлен государством через систему специальных государственных органов - судов.

Мы считаем, что это очень эффективное средство защиты своих законных интересов и прав, так как суд является независимым органом и подчиняется только закону, он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально разбираются в вопросах законодательства. Порядок проведения судебных заседаний урегулирован законом. Основными принципами судопроизводства в России являются публичность разбирательства, гласность, личное участие заинтересованных в деле лиц. Эти принципы способствуют выяснению действительных обстоятельств дела и вынесению обоснованного, законного и справедливого решения.

Для того чтобы эти принципы успешно реализовывались, Пленум Верховного Суда РФ издает постановления с различными разъяснениями. Например, постановление Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 13.12.2012, в котором даются разъяснения по поводу принципа открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов: «Открытость и гласность судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов общей юрисдикции (далее – суды) способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду.

В целях обеспечения открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов при рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях и уголовных дел Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Обеспечение открытости и гласности судопроизводства, доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей редакций средств массовой информации (журналистов) к информации о деятельности судов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 19, 23, часть 4 статьи 29, статья 33, часть 3 статьи 41, статьи 42, 45, 46, 123), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года и т.д.

Судам следует создавать необходимые условия для обеспечения открытости и гласности судопроизводства и реализации права на получение информации о деятельности судов указанными органами и лицами, в том числе лицами с ограниченными возможностями здоровья...».[23]

Судебная защита - это право, которое не подлежит ограничению, так как суд является очень действенным органом по восстановлению нарушенных прав.

Кроме того, судебная защита может существовать при наличии ряда условий:

ñ отделение судебной власти от других ветвей;

ñ установление принципов судопроизводства и судоустройства;

ñ доступ к правосудию;

ñ обжалование в суд действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, нарушающих и ущемляющих права человека.

Право на судебную защиту - это очень важная составляющая конституционно - правового статуса человека. Она определяет основные принципы отношений между человеком, государством и его органами. В связи с этим, мы не можем не согласиться с учеными, которые считают суды основным органом защиты и восстановления нарушенных прав человека.

Еще одним органом осуществляющим надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является прокуратура РФ.

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина различными государственными органами РФ, органами субъектов РФ, учреждениями, исполняющими наказание и т. д. Это вторая отрасль прокурорского надзора.[24]

Цель такого надзора - это обеспечение такого положения в сфере прав и свобод человека, при котором, соблюдались бы всеми органами государственной власти и должностными лицами права и свободы человека, и каждый был уверен в том, что его права надежно охраняются, и в случае их нарушения, он сможет обратиться за защитой к уполномоченным на то органам.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

ñ защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

ñ реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан;

ñ обязательная проверка поступившего сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина;

ñ использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений;

ñ совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия прокурора при осуществлении возложенных на него функций:

ñ рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

ñ принятие мер по пресечению и предупреждению ущемления и нарушения прав человека;

ñ привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещение причиненного ущерба;

ñ разъяснение пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.[25]

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются следующие меры прокурорского реагирования - протест, представление, постановление и предостережение. Также, прокурор имеет право обратиться с иском в суд с целью защиты прав, как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по разным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Еще одним важным структурным элементом, принимающим активное участие в защите прав человека и гражданина, является полиция РФ.

Ст. 1 ФЗ «О полиции» говорит о том, что «полиция предназначена для защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства». Также согласно ст. 2 этого же закона, одним из направлений деятельности полиции РФ является защита личности от противоправных посягательств, отсюда следует, что за полицией законодательно закреплена правоохранительная функция.

Для того, чтобы успешно выполнять эту функцию полиция должна решать следующие задачи:

ñ обеспечение безопасности личности;

ñ предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

ñ защита различных форм собственности;

ñ оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, гуманизма, взаимодействия и сотрудничества.

Полиция обязана защищать права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.

Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию и другому жестокому обращению с людьми.

Полиция - один из важных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина, так как он не только осуществляет розыск лиц, виновных в совершении различных правонарушений, но ее тщательно разработанная система позволяет не допускать и предупреждать их.

Также в Российской Федерации существует институт Уполномоченного по правам человека («Парламентский омбудсмен»). Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека имеет очень большую ценность, так как он доступен населению, независим, обладает парламентской легитимностью и настроен на защиту прав и свобод человека и гражданина. Он логично вписывается в существующую правовую систему государства. Очень большое значение имеет и то, что в любом демократическом обществе каждый гражданин должен иметь право выбора способа защиты своих прав и законных интересов. Деятельность Уполномоченного по правам человека затрагивает очень широкий круг вопросов, касательно защиты прав и свобод человека, и направлена на защиту интересов и прав человека от любых посягательств со стороны органов государственной власти. Кроме того, осуществляя свои функции, Уполномоченный по правам человека использует не только и не столько действующее законодательство, сколько общепризнанные человеческие ценности. Также Уполномоченный по правам человека наделен дополнительными полномочиями, которые гарантируют эффективность осуществляемых им функций. Это такие полномочия, как право запрашивать во всех судебных органах материалы судебных дел или право проводить собственное расследование. Очень важно то, что Уполномоченный может оспорить решение правоохранительных и государственных органов в компетентные органы, или придать их решению гласность, что заставит вышеназванные органы подходить более ответственно к принятию решений.

 

2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кроме органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека, рассмотренных в предыдущем параграфе, защиту прав и свобод человека и гражданина осуществляют общественные объединения.

ñ Под общественным объединением понимается неправительственное, самоуправляемое, добровольное, некоммерческое формирование, которое создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[26]

Их основными признаками являются независимость от власти, демократические принципы построения и четко определенные программы действий. Главная особенность правозащитных общественных организаций – самоорганизация. Цели таких организаций, как правило, ограничены определенным кругом проблем. Правозащитные объединения носят некоммерческий характер, так как члены таких организаций вносят определенные денежные средства на счет своих организаций.

Правозащитные общественные объединения существуют во всем мире, и, конечно же, в Российской Федерации.

Правозащитное движение санкционировано государством, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации».[27]

Указ служит нормативной базой для объединения усилий государства и правозащитных движений в создании эффективно действующего механизма обеспечения прав и свобод человека. Он способствовал образованию правозащитных организаций в регионах, где отмечено больше, чем в остальных регионах фактов нарушений прав человека.

Все правозащитные организации можно поделить на две основные группы: общеправозащитные организации, деятельность которых направлена на разрешение всех видов нарушений и ущемлений прав и свобод человека и гражданина, и профильные организации, деятельность которых направлена на разрешение проблем в конкретной области прав и свобод человека и гражданина.

К многопрофильным организациям можно отнести такую организацию, как: Правозащитный центр «Мемориал». Эта организация решает очень широкий круг вопросов: защита законных интересов и прав национальных меньшинств, ущемление и нарушение прав в ходе вооруженных конфликтов, нарушение прав в процессе уголовное судопроизводства и многие другие. Санкт-Петербургский правозащитный центр, осуществляющий наблюдение за нарушением процессуальных прав и профессионально-этических норм в гражданском судопроизводстве. Кроме того, в г. Москве действует Фонд «За гражданское общество» и многие - многие другие.

Появление профильных объединений обусловлено своего рода реакцией на проблемы прав и свобод человека, с которыми столкнулось общество в процессе его развития. К таким организациям относится Ассоциация защиты прав инвалидов, преследующая цель защиты прав инвалидов и помощь в их социальной адаптации.

Фонд «Право матери». Эта организация занимается защитой прав родителей, чьи сыновья погибли на территории Российской Федерации и СНГ. Фонд осуществляет работу по таким направлениям, как морально - психологическая адаптация родителей погибших солдат, оказание им материальной помощи, оказание бесплатной помощи таким семьям.

Также на территории России можно встретить ряд иностранных правозащитных организаций или их филиалов. В России действует российская секция Международного общества прав человека, секретариат которой находится во Франкфурте-на-Майне. Секция МОПЧ насчитывает 20 инициативных групп, действующих в 30 регионах России.[28] Основные направления деятельности – защита прав заключенных, военнослужащих, детей и национальных меньшинств.

Таким образом, правозащитные организации осуществляют свою деятельность законно, на основе прописанного и гарантированного Конституцией РФ права граждан создавать общественные объединения и свободы их деятельности. Государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела таких организаций. Для создания таких объединений не требуется предварительного разрешения государственных органов, также они самостоятельно принимают свои уставы и регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы – источники их доходов. Особо подчеркнем, что содержание прав граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируется принятым Государственной Думой 14 апреля 1995 г. Федеральным Законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Эти правовые акты содержат положения, предоставляющие возможность без различного рода препятствий создавать правозащитные организации. Они не противоречат международным договорам по правам человека. Более того, Федеральный закон «Об общественных объединениях» гласит, что «создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан» (ст. 3).

Таким образом, принятые и вступившие в действие правовые акты, создали правовую базу для реализации программ и проектов правозащитных движений правозащитных организаций, способствующих их деятельности.

 

2.3. САМОЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Конституция 1993 г. впервые вывела на конституционный уровень самозащиту прав человека: «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Самозащита может осуществляться в разных формах, не запрещенных законом.

Конституционные формы защиты зависят от того, какая группа прав и свобод человека и гражданина нуждается в защите.

Самозащита имеет особенность, которая выражается в том, что человек постоянно реализует свои конституционные права и свободы, поскольку это его неотъемлемое состояние. Многие конституционные права и свободы носят характер, исключающий какие-либо юридические действия человека, направленные на их получение. И только при необходимости гражданин сам совершает какие-либо действия, направленные на защиту своих прав. Это исключительно юридический аспект защиты лицом своих прав и законных интересов. В повседневной жизни человек сам постоянно реализует свои конституционные права и свободы, а государство обязано защищать эти права. Реализуя эту обязанность, оно сводит к минимуму посягательства на конституционные права и свободы, а если уж они совершаются, то быстрее и эффективнее устранить последствия посягательства. Государственная защита и самозащита взаимно дополняют друг друга. Государственная защита может начинаться не только по инициативе государства, государственного органа или должностного лица, но и сам человек, права которого были нарушены имеет право обратиться с требованием защитить свои права и свободы во все уполномоченные на то органы.

Гражданин РФ сам выбирает, в какой орган ему обратиться за помощью. В любом случае его обращение должно быть рассмотрено и решено в установленном законом порядке. Данный порядок определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», в редакции от 4 марта 1980 г. Этот акт действует и в настоящее время в части, не противоречащей Конституции РФ и Закону РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Некоторые права защищаются не совсем обычным способом. Например, допустима самостоятельная защита лица (обороняющегося) от общественно опасного посягательства со стороны другого лица (нападающего), если действия первого лица были соразмерны действиям второго, то есть не было превышено пределов необходимой обороны. Также самозащита может осуществляться с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150 - ФЗ «Об оружии».

Также самозащитой можно назвать и формы осуществления гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Она допускается без обращения в суд, а способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Также самозащита граждан может осуществляться через объединение их в различные союзы, организации, политические партии. Как уже отмечалось выше, в России функционирует очень много объединений, отстаивающих права различных категорий граждан. Главное, чтобы деятельность таких организаций не была направлена на подрыв основ конституционного строя, нарушение безопасности страны, создание незаконных вооруженных формирований.

Отсюда следует, что право человека на самозащиту, осуществляемое в не запрещенных формах, актуализирует выполнение соответствующими государственными органами возложенных на них обязанностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.