Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу






Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу

Курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России

Номинация «Премия для поддержки талантливой молодежи»

Девиз: «Пока в какой-либо точке планеты

нарушаются права человека –

не может быть мира на земле»

(Реле Кассен)

Название работы:

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

Автор: Астафьева Анастасия Александровна,

рядовой полиции, курсант 1 курса,

121 учебной группы

 

Научный руководитель:

Зиннатуллина Айгуль Нигматяновна,

доцент кафедры государственно –

правовых дисциплин,

кандидат политических наук, доцент

подполковник полиции

 

Казань 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие, сущность и содержание защиты прав и свобод человека

и гражданина как институт конституционного права………………..............7

1.1. Некоторые аспекты возникновения и становления института

защиты прав и свобод человека и гражданина………………………………7

1.2. Понятие, сущность и принципы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………….13

Глава 2. Порядок и особенности защиты прав и свобод человека

и гражданина в российской федерации……………………………………...20

2.1. Система органов, осуществляющих защиту конституционных прав

и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………..20

2.2. Деятельность общественных объединений по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………..28

2.3. Самозащита конституционных прав и свобод человека

и гражданина…………………………………………………………………..31

Глава 3. Проблемы совершенствования института защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации…………………………….34

3.1. Проблемы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития Российской Федерации……………………………………………………………………..34

3.2. Совершенствование законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………….42

Список использованной литературы………………………………………...45

ВВЕДЕНИЕ

 

Институт защиты прав и свобод человека и гражданина - это один из самых важных институтов гражданского общества. Именно он во многом определяет положение человека в стране. Права человека могут быть закреплены в различных законодательных актах государства, но это не означает, что они будут реализовываться в полной мере. Институт защиты прав и свобод человека и гражданина помогает ограничить произвол государственных органов власти в отношении общества и защитить нарушенные права человека и гражданина.

Актуальность работы состоит в том, что для современной России свойственно многообразие различных организаций, защищающих интересы людей. Государственные органы РФ, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, отдельные правозащитные организации и лица, защищающие свои права самостоятельно, вместе составляют организованную систему правозащитной деятельности в России. Их общая цель - обеспечение и защита прав и свобод человека. Очень важно понимать, что все вышеперечисленные органы и субъекты защиты являются единым механизмом, и от того, как будет функционировать этот механизм, во многом зависит качество защиты прав и свобод человека и гражданина, а вследствие этого и качество нашей жизни. Конечно, у нас имеются недостатки в средствах, приемах, способах защиты, которые бы могли своевременно пресечь нарушение и ущемление прав и свобод граждан. Нужен очень серьезный анализ законодательства, регулирующего защиту прав и свобод человека и гражданина, а возможно и реформирование органов, осуществляющих защиту этих прав.

Степень научной разработанности темы. В России и зарубежных странах многих ученых волнуют вопросы, связанные с правами и свободами человека, их обеспечением и механизмом защиты.

Идеи, носящие правозащитную направленность, содержатся в концепциях таких известных представителей российской юридической науки, как И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, Н.М. Карамзин, Н.Я. Данилевский, Е.А. Кистяковский, П.Н. Милюков, С.С. Уваров, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, К.Д. Кавелин, B.C. Соловьев, Б.Н. Чичерин, И.Я. Фойницкий, К.П. Победоносцев и другие. Вышеназванные ученые, обосновывали различные способы защиты прав и свобод человека, опираясь на различные теоретические основания.

В советский период вопросы защиты прав и свобод человека находились в тесной связи с царившими тогда идеологическими и политическими установками. Очень большой вклад в развитие исследований защиты прав и свобод человека внесли В.В. Мальков, Н.А. Боброва, Н.В. Витрук, О.В. Воробьев, В.Н. Иванова, Л.Д. Воеводин, Д.А. Керимов, В.В. Копейчиков, Р.А. Мюллерсон, В.М. Чхиквадзе, И.Е. Фарбер и др. Несмотря на жесткие идеологические рамки, они смогли существенно продвинуть правозащитные идеи и укрепить их теоретические и конституционные принципы.

В современное время круг вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, характеризуется увеличением их многообразия, усовершенствованием существующих и поисками новых правозащитных систем. Настоящий прорыв в этой сфере можно наблюдать в работах таких ученых, как В.А. Карташкин, С.А. Авакьян, В.В. Бoйцова, H.A. Богданова, В.М. Жуйкoв, Н.С. Бондарь, Е.А. Лукашева, Н.С. Кoлесова, М.В. Баглай, И.А. Ледях, Кутафин О.Е., Л.А. Окуньков, Г.В. Мальцев, Б.Н. Тoпорнин, В.Е. Чиркин, Н.Г. Cалищева, Ю.И. Лейбо, Б.С. Эбзeев, B.C. Нерcесянц и другие.

Несмотря на большой исследовательский массив, мы считаем, что данная тема недостаточно полно освещена, так как многие авторы рассматривают защиту лишь отдельных категорий граждан или защиту прав в какой-то конкретной области. Мы считаем целесообразным исследовать не отдельные вопросы данной проблемы, а рассматривать весь механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в целом.

Цель исследования состоит в том, чтобы исследовать особенности реализации права граждан на защиту, выявить возможные проблемы и предложить обоснованные выводы и рекомендации по совершенствованию института защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:

ñ Рассмотреть историю возникновения и становления института прав и свобод человека и гражданина;

ñ Выявить понятие и сущность защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

ñ Рассмотреть принципы защиты прав и свобод в Российской Федерации;

ñ Изучить систему органов, осуществляющих защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина;

ñ Рассмотреть деятельность общественных объединений по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина;

ñ Выявить способы самозащиты прав и свобод человека и гражданина;

ñ Выявить проблемы защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития Российской Федерации;

ñ Рассмотреть способы усовершенствования законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина.

Объектом исследования является вся совокупность общественных отношений, которые складываются в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны различных субъектов, осуществляющих эту защиту.

Предмет исследования: с истема органов, осуществляющих защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Методология исследования. Методологической основой исследования является система научных методов познания государственно-правовых явлений: историко-правовой, системный, формально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.

Проводился формально-юридический анализ Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о защите прав человека, решений судов. Для исследования отдельных вопросов применялись сбор, обработка и анализ практики деятельности государственных органов, общественных объединений, органов правосудия в Российской Федерации.

Исходя из того, что понятие защиты относится к разделу общеправовых категорий, то методом ее исследования должен стать общетеоретический анализ как метод, позволяющий наиболее полно раскрыть сущность понятия защиты прав человека. Комплексный взгляд на защиту прав человека и ее юридическую природу позволяет расширить узкое отраслевое видение данной проблемы.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили некоторые важнейшие международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, материалы судебной практики.

Структура: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

1.1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

История возникновения института защиты прав и свобод человека и гражданина уходит далеко вглубь веков. Это социально - историческое явление. Осознание социальной ценности института защиты прав и свобод имело долгий путь в истории человечества.

Одним из факторов оценки развитости вышеназванного института является состояние прав и свобод в рассматриваемом государстве, периоде и т. д. Современная система защиты прав и свобод является результатом длительного исторического процесса становления эталонов и стандартов, ставших нормой в современных демократических государствах. Институт защиты прав человека оказал огромное влияние на характер государства, так как он явился ограничителем вседозволенности и произвола со стороны государства, способствовал установлению демократического взаимодействия между государственной властью и человеком, освободив последнего от подавления его воли и интересов со стороны властных структур.

Мы считаем, что возникновение и развитие института защиты прав и свобод человека нужно рассматривать с античных времен, так как в этих городах - государствах впервые были выдвинуты идеи индивидуальных прав, существующих в рамках естественного права. Возникновение принципа гражданства в древнем Риме и Афинах стало большим шагом на пути к свободе и прогрессу. На основе разделения властей на судебную и законодательную была достаточно четко для того времени разработана система обеспечения и защиты прав афинян при главной роли интересов государства. Главное значение института гражданства заключается в том, что первый раз в истории человечества был утвержден ряд прав граждан, а также закреплена система их обеспечения и защиты государством.

Римское частное право известно своей разработанностью. Ни одно государство того времени не имело такой системы правовых норм как в Риме. Римские юристы хорошо разработали систему норм, обеспечивающих защиту прав и свобод своих граждан. Первоначальной формой защиты своих прав было самоуправство.

Позже ему на смену приходит государственная защита. Исторически процесс развивался путем устранения и диcциплинирования первоначального самоуправства и превращения государством борьбы сторон в рассмотрение споров органами государства. Споры сторон рассматривались в суде. Судебный процесс по делам, носящим частный характер, на протяжении многовековой истории Рима три раза менялся. В республиканский период существовал легисакционный процесс, затем появился формулярный процесс, который был отменен в первой половине IV в. н. э. экстраординарным производством.

Также в Риме существовал еще один вид защиты прав и свобод - это преторская защита. Претор осуществлял защиту граждан с помощью исков. «Иск есть не что иное, как право лица осуществлять судебным порядком принадлежащее ему требование» (Дигесты).[1] Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.

Материально-правовая сторона иска – требование истца к ответчику, а процессуальная – требование к претору. Число исков было ограниченным.

Далее мы считаем целесообразным рассмотреть Великую Хартию

вольностей (Magna Carta, 1215 г), [2] потому что она является первым документом средневековья, в котором были закреплены права человека, а также нормы, защищающие эти права. Причина принятия Хартии - конфликт между королевской властью и господствующим сословием, желавшим ограничить произвол со стороны королевской власти.

Хартия защищает имущество человека, ограждает его от произвола чиновников, устанавливает штрафы, соразмерные совершенному правонарушению, также в ней имеются положения, исключающие лишение свободы человека без законного приговора суда, что сохраняет актуальность и в наши дни.

Следующий документ, имеющий нормы о защите прав человека, — это Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении затoчений за морями 1679 г. (Habeas Cоrpus Amendment Act), который был принят в Англии.[3]

Он вводил ответственность должностных лиц за неисполнение судебного приказа и регулировал порядок освобождения арестованного человека, также он устранял повторную ответственность лица за одно и то же преступление.

В 1689 г. в Англии был принят Билль о правах (The Bill of Rights), [4] направленный на возвышение парламента и ограничение королевской власти. Согласно этому документу, король без согласия парламента не мог устанавливать новые налоги, приостанавливать и исполнять законы, набирать постоянную армию, также он запрещает устанавливать слишком высокие судебные залоги, налагать слишком большие штрафы и жестокие наказания.

Еще один выдающийся исторический документ, содержащий идеи свободы и естественных прав человека, - Декларация независимости (The Declaration of Independence United States Code), написанная Т. Джефферсоном. Она была принята тринадцатью Штатами и утверждена Третьим Континентальным Конгрессом 4 июля 1776г.[5] Декларация независимости закрепила в себе естественные права человека и установила, что эти права неотчуждаемы и подлежат защите от посягательств со стороны государства.

В это время в Европе прошла Великая французская революция, повлиявшая на дальнейшее развитие прав человека. Революция выдвинула принципы справедливости, равенства, братства, которые были отражены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Фундаментом Декларации стали нравственные и политико - правовые взгляды Руссо, Монтескье, Вольтера. Декларация провозглашала свободомыслие, борьбу с абсолютизмом и произволом, уважение и соблюдение естественных прав и свобод человека.[6]

С целью международного сотрудничества и ограничения массовых и грубых нарушений прав человека 26 июня 1945 года была основана Организация Объединенных Наций. Появилась эта организация в ответ на жестокое обращение с людьми во время Второй мировой войны. ООН приняла решение создать международный Билль о правах, состоящий из Декларации прав человека, Пакте о правах человека и Мерах по комплектации Пакта.

Через три года, 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека.[7] Во всем мире этот день празднуют как День прав человека.

Всеобщая Декларация не обязательна к соблюдению, она носит всего лишь рекомендательный характер, но, тем не менее, нормы, содержащиеся в Декларации можно встретить в законодательстве многих стран, в том числе и России.

Из всего вышесказанного следует вывод, что международное и внутригосударственное право в сфере прав и свобод человека имеют связь между собой, их общей чертой является взаимодополняемость и взаимодействие.

16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея вместо одного, как это предполагалось ранее, приняла два пакта - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах.[8] Такое решение обусловлено тем, что некоторые члены ООН считали, что политические и гражданские права должны соблюдаться всеми государствами мира, а культурные, социальные и экономические права являются стандартами, к которым должно стремиться каждое государство по мере своего экономического развития.

Эти Пакты изложены в форме международных конвенций и носят обязательный характер для стран, подписавших эти договоры. На эти документы даются ссылки в договорах и резолюциях различных международных организаций по защите прав человека.

Государства, подписавшие Пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязуются предоставить и мужчинам и женщинам равное пользование всеми вышеназванными правами. Пакт закрепляет право на свободный труд, осуществляющийся на благоприятных и справедливых условиях, на достаточный уровень жизни и социальное обеспечение, право на организацию профсоюзов, право на охрану материнства и детства и т. д.

Государства, подписавшие Международный пакт о гражданских и политических правах, обязуются предоставить своим гражданам вне зависимости от их расы, пола, языка, цвета кожи, национального и социального происхождения, имущественного положения и других обстоятельств право на жизнь и на неприкосновенность личности, соблюдать равенство всех перед законом, запрещать рабство, пытки, пропаганду войны и жестокое обращение с лицами, лишенными свободы и т.д.

16 декабря 1966 г. был принят Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, [9] регламентировавший порядок рассмотрения жалоб отдельных лиц на нарушение их гражданских и политических прав.

15 декабря 1989 г. Ассамблея приняла второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, отменяющий смертную казнь. Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека.

Подведем итоги всему вышесказанному. Институт защиты прав и свобод появляется еще в древние века. Он существовал уже в Древней Греции и Древнем Риме. Вся история есть непрерывная борьба народа и государства по получению все больших прав и свобод, все больших возможностей для законной защиты своих прав. С каждым этапом развития человечества правами начинают обладать все большее количество социальных слоев. В современном обществе каждый человек, независимо от своего положения, имеет определенный набор неотъемлемых прав и свобод, а также обладает правами на защиту своих прав всеми способами, незапрещенными законом.

 

1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Действующая Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. «Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью».[10] Признание, защита и гарантии прав и свобод утверждаются как основной критерий правового характера законодательства и практики его применения. Также немаловажную роль играет часть 2 статьи 55, которая гласит «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина».[11] Это положение означает введение прямого запрета правонарушающего (антиправового) закона. Все эти положения свидетельствуют о наличии в России института защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «защита» следует рассматривать в широком и узком смысле. Под защитой в широком смысле следует понимать системную деятельность правозащитных структур и обязанность государства, предусмотренную статьей 2 Конституции РФ. Вид процессуальной деятельности - это защита в узком смысле слова.

В литературе можно найти определение, где под защитой прав и свобод человека и гражданина понимается применение предусмотренных законом юридических мер органами публичной власти, институтами гражданского общества, самими гражданами, направленных на восстановление прав и свобод, предусмотренных международно - правовыми актами, Конституцией РФ, другими нормативными источниками, при их нарушении, ущемлении либо их отрицании.

Профессор А.М. Ларин считает, что в наиболее общем смысле под защитой понимается предупреждение и пресечение незаконных действий и противодействие ущемлению и ограничению прав и законных интересов людей, а также устранение негативных последствий и возмещение вреда в случае, если нарушение не удалось пресечь.[12]

Мы считаем, что вышеназванные определения не полностью отражают суть защиты прав и свобод, так как под защитой можно понимать не только восстановление нарушенных прав, но и целый комплекс способов, мер, нормативных правовых актов, направленных на недопущение нарушения свобод и прав человека и гражданина. Также эти определения не учитывают институт самозащиты, который играет не менее важную роль в сравнении с другими институтами защиты.

Анализ понятия «защита» подразумевает не только определение его основных характеристик, но и обоснованное отделение от других, тесно связанных с ним понятий, например, понятия «охрана». Рассмотрим соотношение этих понятий.

Некоторые ученые считают, что «защита» входит в понятие «охрана». А.С. Шевченко считает, что охрана - более широкое по сравнению с защитой определение, т.к. она представлена и регулятивными нормами, и нормами охранительными, а защита - только вторым видом норм.[13]

Н.С. Малеин считает, что охрана прав включает в себя все юридические нормы, касающиеся определенного блага, поэтому это понятие шире. А защита прав - это всего лишь меры, принимающиеся в случае нарушения какого - либо права.[14]

Схожее мнение можно увидеть в работах В.М. Ведяхина, Н.И. Матузoва и Т.В. Шубиной. Они считают, что охрана прав осуществляется постоянно, а защищаются права в случае, когда имеет место нарушение этих прав, то есть защита является моментом охраны, одной из ее форм.

Существует и противоположная позиция, представленная, например, З.В. Макаровой, которая считает, что понятие «защита» шире по сравнению с понятием «охрана». По ее мнению, охрана прав означает, не допускать их нарушения, а защищать - не только не допустить нарушения прав, но и оградить человека от посягательств на эти права.[15]

Также существует ряд ученых, считающий, что данные понятия тождественны. Так, Н.В. Витрук во многих работах использует термин «охрана (защита) прав».[16] Он утверждает, что под охраной прав понимается деятельность, которая направлена на предотвращение злоупотреблений правами, на пресечение нарушений и ущемлений прав, на устранение препятствий в использовании прав и свобод, а защита имеет место тогда, когда налицо злоупотребление правами, а также существуют препятствия в реализации прав и законных интересов личности. Несмотря на то, что можно отметить различие в определениях «охрана» и «защита», данные Н.В. Витруком, но, тем не менее, он считает, что эти термины тождественны и составляют единое целое и употребляет их как синонимы.

Мы считаем, что отождествление этих понятий обусловлено тем, что законодатель использует эти два термина для обозначения деятельности, состоящей в обеспечении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Проанализировав юридическую литературу, можно найти еще одну позицию, в которой понятия «охрана» и «защита», различные по своему содержанию, охватываются более широкой категорией «обеспечение прав и свобод человека».

Например, по мнению П.В. Аниcимова, у защиты и охраны прав человека общей оказывается конечная направленность функционального предназначения и содержание - организационно-правовые средства его функционального осуществления. Поэтому можно полагать, что сравниваемые понятия являются формами одной и той же, но более общей категории - «правовое обеспечение прав человека».[17]

Сходной позиции придерживаются К.Б. Тoлкачев, Н.А. Шайкенoв, А.Г. Хабибуллин, B.C. Шадрин.

По мнению Н.А. Шайкенoва, если, правовое обеспечение интересов взять как юридическую форму реализации и организации интересов общества, то можно сделать вывод, что защита и охрана прав - это две формы, с помощью которых осуществляется правовое обеспечение интересов общества.[18]

Также, существует группа авторов, считающих, что в правовой действительности есть два понятия с разным содержанием: 1) охрана прав и 2) защита прав.

Например, С.Н. Кoжевникова понимает охрану, как «установление общего правового режима, а защита - меры, принимающиеся в случаях, когда права нарушены или оспорены».[19] В.М. Капицын считает, что защита имеет место, когда требуется восстановить какое - либо нарушенное право, а охрана права - это система государственных органов, законодательства, которые стремятся не допустить или уменьшить нарушение прав и свобод.[20]

Нам более близка точка зрения П.В. Анисимова. Мы считаем, что понятия «охрана» и «защита» - два разных явления одной и той же сущности. Охрана и защита предназначены для недопущения нарушения прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их реализации, но в свою очередь, под защитой подразумевается еще и восстановление нарушенных или ущемленных свобод и прав человека и гражданина.

Вышеизложенные позиции определения защиты прав человека позволяют утверждать, что защита прочно связана с правами человека. В связи с этим мы соглашаемся с мнением Ф.М. Рудинcкого о том, что каждому человеку принадлежат права, которые неотъемлемы и неотчуждаемы. Но вместе с тем система прав человека имеет социальный смысл. Система прав - это способ защиты общества от различных угроз его существования.[21] Этим объясняется особая системообразующая и регулятивная роль защиты по отношению к правам человека в целом и соответствующим средствам их реализации. Защита прав и свобод тесно связана с функциями государства, так как это обязанность государства, прописанная в Конституции РФ. Если учитывать мнения, которые имеются в юридической литературе, то можно заключить, что непреложность осуществления конституционной правозащитной обязанности государства, а также повышение эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина обусловливают появление правозащитной функции государства в качестве самостоятельного направления его деятельности.

Рассматривая понятие и сущность защиты прав человека нельзя не обозначить основные принципы, на которых строится и осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина.

Принцип - основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Из этого определения следует вывод, что под принципами защиты прав и свобод можно понимать основные, исходные положения, вытекающие из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и других нормативных правовых актов, на основе которых осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина.

Первым и, на наш взгляд, основным принципом защиты является принцип признания прав и свобод человека и гражданина в качестве естественных, неотъемлемых ценностей, их главного значения в системе внутригосударственного права.

Второй, не менее важный принцип - это запрет злоупотреблений правами человека. Нормы о правах человека не могут быть истолкованы таким образом, чтобы обосновать за государственными органами и должностными лицами право на ограничение и отмену основных прав и свобод граждан. Этот запрет подразумевает под собой уважение прав других людей (требование терпимости).

Третий принцип - принцип пропорциональности или соразмерности законодательной или правоприменительной деятельности целям и задачам, выраженным в законах. Этот принцип является важной гарантией основных прав от нарушения со стороны государственных органов и должностных лиц. В своей деятельности органы государства и их должностные лица обязаны руководствоваться этим принципом, так как, осуществляя свою деятельность, они затрагивают субъективные права граждан. Из взаимодействия названных составляющих принципа соразмерности, складывается его главная функция - недопущение чрезмерных ограничений прав человека, получившая признание как принцип запрета чрезмерных ограничений прав человека.

Также, мы считаем нужным выделить принципы защиты, закрепленные в Конституции РФ. Статья 2 Конституции РФ закрепляет положение о том, что обязанностью государства является защита прав человека. Отсюда вытекает очень важный принцип - обязательность защиты прав человека государством. Это означает, что при обращении людей с жалобами на нарушение их прав ни один орган, осуществляющий защиту прав и свобод человека и гражданина, не имеет права отказать человеку в рассмотрении его жалобы. А если это не входит в компетенцию этого органа, то должно быть разъяснено, куда в этом случае можно обратиться.

Также статья 19 Конституции РФ закрепляет равенство всех людей перед судом и законом. Отсюда можно выделить еще один принцип - равная защита всех граждан вне зависимости от их социального, имущественного и других положений и происхождения.

Из всего вышесказанного следует, что защита прав человека в России должна осуществляться в соответствии с этими принципами. Защищать свои права могут любые категории населения в нашей стране, вне зависимости от различных обстоятельств. Защита прав носит обязательный характер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.