Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа. Да, да, мы не ошиблись, это еще один пятый пункт






Да, да, мы не ошиблись, это еще один пятый пункт. И не в том дело, что у авторов комплекс по части пятых пунктов. Просто, как несложно заметить, он логично вытекает из 4-го, правда, в другую сторону, ибо речь в нем уже не о лидере, а о бунтаре, который после " событий" начинает жить своей жизнью. Причем, как минимум, с представлением, чего и как ему бы не хотелось делать. Приобретенной же квалификации вполне хватает для того, чтобы попробовать повести (или создать) клуб самому.

Известный советский драматург В.Кетлинская справедливо заметила, что " память все идеализирует". Восстановлению добрых отношений с бывшим лидером способствует также отрезвление от бунта, а в детских клубах - еще и взросление бунтовщиков. Как правило, и жизнь показывает, что период ученичества дал много хорошего. Стабилизация положительной величины авторитета быв­шего лидера происходит через 2-5 лет после бунта.

Все вышеописанное было сказано для того, чтобы показать, почему в клубах, где происходит развитие критического мышления их членов, необходим выпуск " стариков".

Своевременный выпуск - своего рода искусство. Каковы тре­бования к нему?

1. Он должен произойти до начала бунта, но не слишком ра­но, иначе клуб не в полной мере выполнит свою воспитательную или развивающую задачу.

2. Моральная травма при этом должна быть минимальной (это возможно в случае, когда убедить выпускника в необходимости его ухода удается).

3. Для уменьшения психологического стресса желательно предложить выпускнику пути дальнейшего развития его личности (участие в группе более высокого уровня, специализацию, созда­ние собственного клуба).

Какова главная психологическая трудность выпуска для ру­ководителя? Расставаться приходится с самым любимым, самым квалифицированным, самым необходимым в клубе человеком. Именно эти соображения приводят к оттягиванию момента прощания до тех пор, пока поезд не уходит.

Форма выпуска может быть различной - от ухода " старика" " по-английски", не прощаясь, до торжественного роспуска всего клуба. В некоторых клубах (например, свердловском, по тем вре­менам, детском клубе " Каравелла") это имело вид напутствия вы­пускников перед строем, под барабанный бой, с дальнейшим зап­ретом появления в клубе без особого приглашения.

Некоторые руководители практикуют весьма своеобразный способ избавления от выпускника. Лидер вступает с ним в конф­ликт, в котором он, лидер, заведомо неправ. В этом случае у выпускника не возникает мысли (ибо нет причин) вернуться к учителю с покаянием. А просто прийти не позволяет гордость, чувство собственного достоинства (что, отчасти, также является продуктом клубного воспитания). Метод этот представляется хотя и действенным, но менее корректным, так как в основе его лежит несправедливость и лицемерие. Все же знание его необходимо для анализа такого рода конфликтов, которые в случае правильнойоценки сразу перестают быть загадочными. Этот способ выпуска " хорош" тем, что по-своему менее " энергоемок": руководителю не надо уговаривать выпускника уйти или готовить сложное ритуаль­ное действо. Все свершается быстро, " в рабочем порядке". Метод этот присущ, в основном, стареющему клубу, где лидер старается экономить силы на " второстепенных" (как ему представляется) вещах, чтобы сохранить их для " основной" работы.

Сами формы выпусков также бывают различны. Это либо " штучный" выпуск, либо роспуск, когда из клуба уходят боль­шинство его активных, зрелых членов, после чего оставшиеся составляют нежизнеспособную группу. Для продолжения деятель­ности необходим новый набор, а это уже, как мы говорили, дру­гие люди, другая стилистика отношений; они нуждаются в своем названии, своих традициях, атрибутах. Фактически это уже дру­гой клуб.

От чего зависит тип выпуска? В огромной степени - от системы взаимоотношений в клубной группе. Можно говорить о двух моделях - " Трамвай" и " Кино".

Первая из них соответствует клубу с авторитарной системой отношений, когда наиболее сильны связи по линиям " член клуба - руководитель", а связи " член клуба - член клуба" сравнительно слабы. В этом случае социальное развитие новичка идет по инди­видуальному " графику" и, начавшись в момент его появления в клубе, достигает стадии низвержения авторитета в свой срок. Такой " старичок" нуждается в индивидуальном выпуске. Это похо­же на трамвай: едут пятьдесят, двое вошло, трое вышло. Где-то будет конечная, когда сойдут все, но не скоро.

Модель " Кино" соответствует коллективу с демократической системой отношений и руководства. В нем наиболее сильны связи между рядовыми членами, и социальное развитие происходит более или менее синхронно у всего ядра. Особенно наблюдается это яв­ление в клубах, где произошел большой одновременный набор но­вичков. Начиная с какого-то времени после этого (года через полтора - два) вновь пришедшему становится трудно войти на равных в сплоченную, претерпевшую значительное социальное раз­витие, компанию. Она поневоле обретает черты замкнутости, но этот недостаток с лихвой компенсируется более высоким социальным уровнем выпускника самоуправляемого клуба, где многие ре­шения принимаются всем сообществом, причем, даже как бы без руководителя, который демонстративно (из педагогических сооб­ражений) держится в стороне. Речь идет о социальной квалифика­ции развитого коллектива, когда попавший в него новичок чувствует себя неловко, не умея еще так работать, убеждать, организовывать, как умеет это любой другой, пришедший ранее. (В этом случае речь должна идти не об элитарности, когда члены группы ставят себя выше не-членов, а об элитности, то есть бо­лее высоком уровне подготовки и развития, позволяющем решать достаточно сложные и специфические задачи.)

Такая группа почти одновременно для всех членов ядра исчерпывает возможность клуба в деле развития личности. Насту­пает момент группового выпуска, то есть роспуска клуба. Сеанс кино кончается. Все, кто не спит, уходят.

Являясь бывшими советскими людьми, коим, как никому в ми­ре, присуще резонерство, чтобы не нарушать традиций прошлого, скажем итоговую фразу. Владея приемами выпуска, можно успешнее решать проблему смены поколений в клубе. Кроме того, как уже было показано, вопрос выпуска может становиться вопросом жизни и смерти группы, и грамотно разбираться в нем нелишне любому уважающему себя практику.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.