Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческий клуб.






Главная задача - сугубо внутренняя, направленная на удов­летворение потребности члена группы в творчестве. Если в функ­ционерской группе соотношение времени и усилий, потраченных на создание творческой программы (например, спектакля театра песни) и выступления с этой программой на публике перевешивает в сторону реализации готовой продукции, то в творческой группе

- в сторону ее создания, этапа подготовки. Такая группа может делать композицию полгода, затем показать ее один раз, удов­летвориться результатом и начать готовить следующую.

В составе группы - генераторы идей, талантливые поэты, композиторы, ученые, конструкторы и т.д. Материальная база практически не нужна (кроме групп экспериментального характера в области науки, техники и некоторых других). Система отноше­ний ближе к демократической. Теплый внутренний микроклимат, способствующий раскрепощению сознания. Информационный обмен зависит от спектра и уровня конкретных задач. Основные формы работы - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой и межмикрогрупповой обмен результатами такого рода деятельности. Вспомогательные - " функционерские" (концерты клубных авторов, участие в выставках), но в масштабах неизмеримо меньших, в основном, для очистки совести (чтоб добро не пропадало) и по­лучения возможностей для самооценки. Ценится талант. Критерий успеха - хороший отзыв авторитетного ценителя.

6. " Воспитательный" коллектив.

Это единственный тип группы, " обманывающий" сам себя. Члены ее чаще всего объявляют главными любые мыслимые задачи, кроме истинной (функционерские, творческие, общенченские), и следуют им во всех случаях, когда ситуация не предполагает вы­бора морального свойства. В этом же случае объявленная (твор­ческая и т.п.) цель, отодвигается на второй план, причем про­исходит это автоматически, вследствие реализации нравственных установок участников события (как в ситуации с гонщиком, кото­рый поделился запасным колесом).

Откуда же берутся " воспитательные" группы, казалось бы, никчемные уже потому, что все насущные задачи вроде бы " перек­рыты" параметрами иных типов объединений?

Дело в том, что существует немало людей, для которых нравственная характеристика окружения более значима, нежели многие другие моменты. Для них бывает не так важно, чем зани­маться, нежели с кем " в одной упряжке". И если такая группа возникает, она сравнительно легко способна пережить даже вы­нужденную необходимость смены рода деятельности (и при этом не распасться), но очень бдительно следит за нравственным качест­вом своего состава. Реализуя при этом соответствующие критерии членства (как правило, не объявленные (объявляются обычно совсем иные, из области деятельности, то есть, самообмана), а принимаемые молчаливо как разумеющиеся, " зашитые" в менталитет каждого члена сообщества), группа то и дело ставит того или иного из них перед выбором либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, либо ухода из группы. По су­ществу, она реализует воспитательную задачу как главную, не­важно, насколько при этом осуществляется именно воспитание или перевоспитание личности. Если для индивидов, не достигших среднего школьного возраста, можно еще говорить об эффектив­ности воспитательной функции группы, то среди более старших ее участников происходит, в основном, селекция, хотя и о некото­ром воспитательном эффекте говорить можно (просто он настолько незначителен, что не нужно). В этом плане много от нее полу­чить может только " готовенький", то есть, пришедший, уже имея сходные нравственные установки. О конформистах разговор вообще особый.

Так вот, в силу всего сказанного становится ясно, что на самом деле главная задача такой группы - глубоко внутренняя, личностная. Но так как она в реальной, " вещной" деятельности в явном виде не просматривается (точнее, заметна, а уж тем более понятна, прежде всего, исследователю-социопсихологу), а также поскольку для реализации ее и педагогически, и психологически, и философски насущно необходимы дела, имеющие внешнюю направ­ленность, можно (отдавая себе во всем отчет) условно считать такие группы внешненаправленными. (Точнее, отсутствие в дея­тельности такой группы внешней направленности заставляет усом­ниться в принадлежности ее к данному типу.)

Есть и некоторый прямой резон так считать: дело в том, что такие группы довольно заметно " искривляют пространство" вокруг себя, влияя на атмосферу в своем общественном окружении (скажем, в масштабах микрорайона и даже небольшого города). Если группа имеет социально-позитивный характер, можно смело говорить, что она попутно работает и на общество.

Возвращаясь к теме самообмана, нужно сказать, что у " воспитательной" группы, как правило, есть еще и такие основа­ния для него: не всегда имея в своем составе " звезд" в области творчества или ремесла, тем более, что " звездизм" в ней не по­ощряется, за счет сплоченности и чувства ответственности чле­нов группы друг перед другом она достигает порой весьма высо­ких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе - ее " дух".

Остается назвать главные критерии членства - порядоч­ность, искренность, бескорыстие, ответственность. Типичные формы работы имеют отчетливо выраженный коллективный характер

- трудовые десанты, мозговой штурм, туристские походы, откро­венный разговор и т.п. Сама работа - систематическая и ин­тенсивная, обязательная для всех членов клуба, иначе невозмож­но формирование коллектива. Ценятся порядочность, надежность, искренность. Остальные характеристики и параметры могут сильно варьироваться вследствие одной важной особенности " воспита­тельного" коллектива.

Вообще говоря, коллектив " по Уманскому" является частным случаем " воспитательной" группы, где вообще-то могут ста­виться и антисоциальные задачи, а моральные качества имеют от­рицательные свойства (жестокость, эгоизм и пр.) В этом случае речь идет не столько о клубе по интересам, сколько о преступ­ной группе с рядом отличных от коллектива параметров и харак­теристик (например, авторитарная структура; да и не коллектив это, а в лучшем случае - корпорация). Но для нас такой тип группы в данный момент интереса не представляет.

Как уже говорилось, " чистых" клубов того или иного типа не так уж много. Чаще получаются гибридные образования. Учеб­ные группы и клубы любителей в независимом состоянии встреча­ются крайне редко и, в основном, входят в состав других клубов в качестве автономных групп.

Если говорить о сочетаниях максимально непротиворечивых, то наиболее распространенными являются следующие:

- творческо-функционерские;

- творческо-общенченские;

- общенченско-любительские.

В первых, как правило, состоят авторы и исполнители про­изведений, причем некоторые члены группы сочетают в себе и те, и другие свойства. В клуб может входить и небольшая группа ме­неджеров, техперсонала и т.п. Второй тип гибрида объединяет, соответственно, таланты и поклонников. Третий выглядит, в це­лом, как клуб общения, который, с одной стороны, время от вре­мени организует мероприятия по смежной или вообще сторонней тематике (КСП, устраивающей встречи с поэтами, режиссерами, художниками), а с другой стороны, имеет в своем составе эруди­тов в области основного интереса, которые и определяют темати­ку большинства мероприятий.

Знание особенностей различных типов групп позволяет прог­нозировать реакцию группы на те или иные события. Но сначала необходимо узнать, к какому типу принадлежит или тяготеет дан­ная группа. Сделать это можно различными способами:

- опросом, в ходе которого каждый член клуба отвечает на заданные вопросы, заставляющие сделать ценностно-значимые вы­боры;

- деловой игрой, в ходе которой приходится решать вводные задачи, содержащие такие выборы;

- наблюдением за текущей жизнью клуба, изучением его истории, анализом форм работы, в ходе которого исследователь отмечает, в пользу какой задачи делался тот или иной выбор;

- созданием социально-психологического портрета группы, позволяющего увидеть, какие человеческие качества наиболее це­нимы в данном клубе.

Надо сказать, что единичная, даже самая корректная и доб­росовестная попытка определить тип группы не означает, что на­рисованный в результате ее ярлык можно повесить на группу раз и навсегда. Дело в том, что в процессе ее существования, по мере ее развития, вследствие появления в ней тех или иных ак­тивно действующих лиц, социального прогрессирования всего состава или, наоборот, старческой (группы, а не ее членов) деградации, да мало ли, по каким еще причинам, она может изме­няться до неузнаваемости. При этом варьироваться будут и ее текущие параметры, даже такие " фундаментальные", как ценност­но-ориентационный тип и сфера интересов, не говоря уже о вели­чине Ext-параметра, системе управления, официальном статусе и др. [19].

Подведем некоторые итоги.

1. В сфере любого интереса возможно образование групп, клубов различных социально-психологических типов (" пород", " сортов"), отличающихся системами нравственных ценностей, ЦЛО, главными задачами, критериями оценок, формами деятельности, другими характеристиками и параметрами. Тип клуба определяется не декларациями, а реальными делами его членов.

2. Существование каждого типа объективно необходимо, поскольку наиболее полно удовлетворяет запросам людей того или иного склада. Ни один из этих типов не " выше" и не " ниже" дру­гого. В каждом из них превалируют свои, специфические формы работы, царит свой дух. Именно потому необходимо наличие в од­ном населенном пункте нескольких разнотипных клубов, даже в сфере одного интереса.

3. Среди реально существующих клубов большинство является гибридными, чаще всего сочетающими разные типы некорректным образом и потому чреватыми внутренними нравственными и деловы­ми конфликтами, способными привести клуб к расколу. Наиболее эффективны, долговечны, психологически комфортны " чистые" об­разования.

4. Формирование нового клуба необходимо начинать с созда­ния группы единомышленников; прием в члены клуба проводить ин­дивидуально, будучи уверенным, что кандидат является человеком той же ценностной ориентации, что и клуб в целом (поначалу - группа организаторов).

При расколе клуба следует также учитывать ориентацию каж­дого его члена и новые группы делать максимально непротиворе­чивыми внутренне.

5. Объединения клубов в федерации проще проводить в рам­ках одного типа, так как эти клубы имеют сходные системы цен­ностей и " говорят на одном языке". (Попытка создания " Союза КСП" потому и провалилась, что договоренности между клубами лежали в конкретных ценностных системах, исповедуемых на деле далеко не всеми. Так, клубы федерации договорились о " потолке" авторских гонораров, дабы не поощрять рвачество. На практике же лишь меньшинство клубов соблюло эту договоренность; осталь­ные уступили требованиям приглашенных с концертами авторов ра­ди выполнения своих производственных и др. задач.)

6. Кооперация возможна между клубами и федерациями раз­личных типов, так как каждый из них в чем-то сильнее, а в чем-то слабее другого. Непременные условия кооперации - взаим­ное уважение, партнерское равноправие, безотказность и обяза­тельность. (Примером может служить кооперация нижегородских или краснодарских КСП, где у одного клуба - мощные творческие силы, у другого - развитая материальная база и т.п.). На эту тему более обстоятельный разговор пойдет в гл. VIII.

7. В жизни на каждом шагу встречаются выборные ситуации. Очень важно уметь распознавать их как таковые и принимать ре­шения, соответствующие избранным целям.

Учет факторов " клубной генетики" и вышеприведенных реко­мендаций должен, по идее, помогать более успешно создавать клубы и объединения, строить их работу, понимать и прогнозиро­вать события. Некоторые говорят, что помогает. Остальные, ско­рее всего, просто их не учитывают, что бы об этом ни говорили.

На сем месте раньше глава, как ей и положено, заканчива­лась, но на этот раз у авторов возник соблазн сделать некое дополнение, специально для самых " крутых" практиков.

Выше говорилось о достаточно широких рамках современной (на каждый конкретный момент) общественной морали. Известны такие тексты, декларирующие суть ее норм, как Десять запове­дей, Моральный кодекс строителя и другие. Но, как было сказа­но, внутри них (а скорее всего, в тех пределах, в которых реальное общество может попустительствовать разного рода сужде­ниям и поступкам, а также в приграничных, но уже " с той сторо­ны", областях) не менее реально бытуют, практикуются взгляды, лежащие в основе идеологий групп всех вышеупомянутых типов. А возможно, и других, если они есть.

Жизненная практика порой заставляет создателей того или иного сообщества формулировать конкретные положения внутри­групповой идеологии с целью наиболее корректного формирования его состава. (Этой темой занимается целая наука, изучающая те­орию ценностей, - аксиология.) Так вот, на основе своих цен­ностных воззрений группа творит аксиоматику, которая может принимать форму документа.

Подобный документ был составлен в свое время в упоминав­шемся в предыдущей главе клубе " Восход". Интересен он тем, что, при всей кажущейся своей фрагментарности, он неплохо справился с возложенной н него задачей по подбору и фи­лософско-психолого-педагогической подготовке кадров комиссаров (вожатых, если угодно) летнего детского трудового лагеря с " воспитательным" типом ценностной системы. Авторы не ставили перед собой цели излагать все свои этические воззрения подроб­но, но обозначили наиболее важные болевые точки идеологий пе­дагогических коллективов - точки, в которых кристаллизуются зерна будущих губительных конфликтов.

Желающим покомиссарить в лагере (взрослым, разумеется) было сказано, по сути, следующее:

- мы не можем позволить себе во время лагерной смены тра­тить время и силы на споры ради истины в областях педагогики и этики, так как при этом мы зацикливаем дефицитную душевную энергию в своем кругу, обделяя ею детей;

- в качестве хозяев лагерной площадки мы объявляем свои взгляды, ценности, методы, предлагая или разделить их искрен­не, или " поиграть" в них во время смены, но не реализовывать ничего, им противоречащего; в противном случае просим не при­езжать в лагерь вовсе - для споров отводятся специальные сессии либо до, либо после смены.

Что и было сделано. И тот, и все последующие лагерные сборы прошли успешно, не без помощи этого документа, который был впоследствии позаимствован как образец такого рода твор­чества и другими объединениями. Поэтому приводим его целиком, правда, в слегка облагороженном по части стилистики виде.

" 1. Нравственность не формулируется исчерпывающе. В зна­чительной мере наши представления о ней интуитивны - это и есть совесть. Аксиоматика описывает лишь некоторые своеобраз­ные моменты наших представлений в этой области.

2. Мы не можем быть уверены, что являемся носителями Истины; в частности, свою трактовку морали не считаем единственно правильной и приемлемой для всех. В силу этого мы искренне уважаем людей, живущих по иным принципам, и мирно сосуществуем с ними.

Следствие 1: то, что человек руководствуется отличными от наших нравственными нормами, само по себе не является основа­нием считать его плохим человеком. Для того, чтобы оценивать его самого или его действия как безнравственные, необходимы фактические доказательства. Домыслы, интуиция в данном случае неприемлемы.

Следствие 2: безнравственность всегда вредна, но вред не всегда безнравственен. Хорошим человеком может быть и тот, кто пишет плохие стихи и рубит зеленые деревья.

Следствие 3: мирное сосуществование с окружающими предпо­лагает принципиальный отказ от применения насилия, кроме слу­чаев защиты от чужой агрессии на своей территории.

3. Мы не считаем авторитет силой, а попытку убедить - со­вершением насилия.

Следствие: это дает нам основания считать, что наша дея­тельность, основанная на ненасильственных методах, не является безнравственной, а тем более - преступной, поэтому нет никаких причин, чтобы не заниматься ею.

4.Для нас нравственность является главным свойством чело­века. Все остальные достоинства (талант, обаяние, интеллект, физические данные и пр.) принимаются в расчет лишь при этом условии.

5. Необходимые условия нравственности, критерии нашего понимания ее:

- порядочность как антитеза подлости;

- искренность как антитеза лжи и лицемерию;

- бескорыстие как антитеза стяжательству;

- ответственность как антитеза равнодушию и необязатель­ности.

Следствие 1: противоречие между обязательностью и велико­душием решается в пользу обязательности.

Следствие 2: противоречие между искренностью и тактич­ностью в нашем кругу решается в пользу искренности.

6. Недостатки, присущие большинству окружающих нас людей, пока неизбежны, потому понятны и простительны; пренебрежение ими большинством членов общества расценивается как гордыня и отнюдь не поощряется. Избавление от них - будущий результат длительного, в том числе и нашего, труда.

Следствие: поскольку " сверхнормативное" добро (равно как и " сверхплановое" зло) вызывает в обществе раздражение и про­тиводействие, не следует безоглядно выставлять свои добродете­ли напоказ.

7. Граничные условия действия данной аксиоматики: принци­пами ее, а также многими другими, необходимо пренебречь, если в конкретной ситуации следование им создает непосредственную угрозу жизни конкретного человека или способно нанести серьез­ный ущерб его здоровью."

Можно долго и весело придираться к восходовской бумажке, но пусть этим занимаются теоретики. Мы же, практики, имеем возможность использовать ее в своих практических целях - в случае нужды взять за основу и, сохранив или изменив на проти­воположные ее положения, получить ценный для работы документ.

Понятно, что не все так, как ребята из " Восхода", комп­лексуют по поводу истины; у каждой группы свои представления о " своих" людях и своя мера терпимости к " чужим", свои представ­ления о сосуществовании с реальным обществом и отдельными его частями; заметно разнятся критерии оценок, их градация, да и многое другое.

Но, не определившись в пространстве этих и других важней­ших понятий, невозможно создать группу, предназначенную для интенсивного выполнения большого объема сложной, трудной рабо­ты в условиях, близких к экстремальным. Группе, рожденной для вальяжного времяпрепровождения без каких-либо планов и обяза­тельств, наоборот, ничего этого не нужно. Значительная же часть случаев, как водится, лежит посредине.

На этом мы и закончим главу.

 

VI. О " КЛУБНОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ"

Позволь, дорогой практик, эту главу начать с трюизма: че­ловеку свойственно развиваться, изменяться. Вот.

Так же и группа как средоточие межличностных отношений в процессе своего существования претерпевает значительные изме­нения, минуя различные стадии от рождения до смерти (послед­нюю, впрочем, миновать уже бывает некому). Сроки жизни ее бы­вают различны; она может проходить не все стадии развития: некоторые группы распадаются, так и не достигнув расцвета; нередко возникают и вовсе мертворожденные клубы. Но те или иные этапы существования группа проходит обязательно. Каковы же основные фазы этого цикла и чем они характерны?

Замысел - дородовая, пренатальная стадия, когда будущий клуб существует в воображении - не важно, одного ли родителя, или целой толпы таковых, но - в воображении. Эта стадия может представлять интерес лишь в том отношении, насколько от­цы-основатели (любого пола) хорошо представили себе, чего бы им хотелось, и обдумали планы и методы первых телодвижений. Ибо, как мы убедились, читая предыдущую главу, нет лучшего способа угробить будущий клуб, как тиснуть объявление в газете о его создании.

Рождением клуба можно считать момент, когда хотя бы два первых его члена приступили к реализации первого намеченного дела.

Становление характеризуется ростом численности группы, формированием ядра, актива, ауры; поиском режима и форм рабо­ты, получением первых результатов. Рождается структура, возни­кают традиции, налаживаются внешние связи. Как правило, это самый длительный и плодотворный, в плане развития личности члена группы, период ее жизни. Для Int-групп в этом этапе зак­лючено основное содержание их деятельности: дети обучаются ре­меслу, душевнобольные проходят курс лечения психотерапией.

Авторитет лидера на этой стадии постоянно растет, и даже если в группе практикуются демократические процедуры, принима­ются, за редчайшим исключением, те решения, которые предлагает лидер.

Расцвет - период наивысшей эффективности реализации зада­чи, главной для данного социопсихологического типа клуба, а также наиболее благоприятного внутреннего климата - того, что, собственно, делает клуб таковым.

Старение, увядание сопровождается ухудшением целого ряда характеристик и параметров группы, вплоть до утраты тех или иных функций. Внешние формы при этом могут оставаться практи­чески неизменными (те же люди, атрибуты, традиции, некоторые формы и методы работы, то же помещение и т.д.). Характерна для этого периода и подмена одних задач другими, иногда прямо про­тивоположными объявленным.

Смерть группы означает утрату большинства функций, почти нулевую эффективность работы в области главной задачи, невысо­кий средний уровень взаимоотношений (для оценки можно исполь­зовать хотя бы такую грубую шкалу как:

- дружба;

- симпатия;

- доброжелательность;

- терпимость;

- неприязнь).

Что означает " средний" уровень? В идеальном коллективе устанавливаются дружеские отношения каждого члена с каждым, т.е. этот уровень весьма высок. В формальной группе возможна взаимная неприязнь между всеми ее членами. В реальной нефор­мальной группе средний уровень зависит от процентного содержа­ния отношений того или иного ранга, уровня благополучия взаи­моотношений (гл.X).

Существование умершей группы возможно, в основном, благо­даря инерции, отсутствию рядом более живых и привлекательных клубов, и даже в случае их наличия - уклонению ее членов от активной деятельности вследствие накопившейся усталости.

Иногда приходится слышать о том, что клуб такой-то отме­тил свое 25-летие. Оценка состояния его " здоровья" показывает, что он жив и вполне дееспособен. В чем же дело, не противоре­чит ли это утверждению о том, что никакой клуб не вечен?

Мы уже договорились, что будем считать клубом конкретную группу людей. В этом смысле известное заявление " Государство - это я! " имеет вполне здравый аналог: " Клуб - это мы! "

Можно проделать простой мысленный эксперимент, подтверж­дающий это положение, тем более, что в реальной жизни подобные случаи нередки.

Некто из другого города, находясь в данном клубе во время своего отпуска получил высокий титул " Почетный Друг" и пригла­шение приехать через год. Приехав, он обнаруживает, что вследствие разных внутриклубных пертурбаций от старого состава осталось два человека, но появилось восемнадцать новых новых. Год назад ему было обещано участие в морском походе под па­русами. В планах нового состава такое мероприятие не значится, вместо него - мотопробег. Что ответит новая группа на реплику " Почетного Друга" вроде: " Вы - ваш клуб - мне обещали"? Скорее всего - " Мы вам ничего не обещали; обратитесь к тем, кто был до нас". Это " мы" фактически равноценно понятию " наш клуб" со всеми его (этого клуба) связями и обязательствами. В то же время помещение, оборудование, название, возможно, даже руко­водитель - остались прежними. И даже если руководитель попыта­ется исправить положение, ситуация, по существу, не изменится - происшедшее останется конфузом, если считать новый клуб ста­рым, или вообще изначально не будет восприниматься таковым, если участники драмы разделяют мнение, что новые люди - это новая группа. И даже не правопреемница старой.

Таким образом, следует различать понятия " клуб есть вы-

веска" и " клуб есть группа". Вывеска может существовать сколь угодно долго, группа же, как показывает практика, живет в среднем 3, 5 года (если именно живет, а не существует). Есть клубы-долгожители, активный период которых длится и 5, и 7 лет, но таких очень мало, так как долголетие присуще лишь нем­ногим социально-психологическим типам групп (прежде всего - " воспитательному" коллективу), да и то лишь в случае соблюде­ния известных мер по продлению срока жизни группы (кстати, многие из них неприемлемы для большинства клубов). Меры эти будут упомянуты ниже. Здесь же мы упомянем о том, что возможны и несколько иные сценарии развития жизни клуба " бальзаковско­го" возраста. Более подробно мы их рассмотрим в следующей гла­ве, когда освоим " опорный материал"; сейчас лишь обозначим этапы этого большого (не столько по времени, сколько по значи­мости) пути:

расцвет - бунт - смерть (это один вариант);

расцвет - бунт - регенерация - увядание - смерть (дру­гой).

Чему быть, того не миновать, о чем и речь. А теперь про­должим.

Время от времени делались попытки сопоставить модель группы то с моделью живого организма, то с моделью машины (из­готовление - отладка - работа - усталость материала - неполад­ки - поломка - сдача пионерами на металлолом). Поиск наиболее близкого аналога важен хотя бы потому, что обе системы (орга­низм, машина) изучены достаточно неплохо и позволили бы точнее диагностировать состояние конкретной группы и прогнозировать ее развитие.

По-человечески это вполне оправданно, так как позволяет определить момент, когда дальнейшее существование группы ста­новится нецелесообразным (она ничего больше ценного не созда­ет, пребывание в ней превращается в пустую трату времени).

Кроме того, умение поддерживать жизненные силы организма (работоспособность машины) позволяет продлевать активный пери­од существования системы.

Споры на тему " Организм - Группа - Машина" реализовались в виде таблицы 2, (см. стр.59), из которой видно, что клуб по своим характерным особенностям ближе к первому из них.

Какие же условия необходимы для обеспечения здоровья группы в плане социально-психологическом? Этому животрепещуще­му вопросу всецело посвящена таблица 3.

Таблица 3

Условие Что оно дает Метод его создания
1. Наличие целей и задач деятель­ности группы. Определяет самый смысл ее существо­вания [2]. Выбор целей и задач лидером до создания группы.
2. Ценностное и общепсихологиче­ское единство членов группы. Повышает ее эффек­тивность за счет снижения числа кон­фликтоа [39]. Корректность, аде­кватность в решении проблемы " кадров".
3. Наличие текущих рабочих трудно­стей. Способствует " ес­тественному" отбо­ру, взаимной " при­тирке" и, как след­ствие, формированию коллектива [2]. Выбор задач, в ходе решения которых могут возникать различные препятствия, трудоем­ких работ; нетерпи­мость к потребиьельству внутри группы.
4. Наличие внешне­го фронта борьбы (например, с бюро­кратической систе­мой, обывательским окружением), в ходе которой приходится жертвовать личными благами ради идеи. Способствует сохра­нению чистоты рядов членов группы [6]. Выбор соответствую­щих целей и методов работы.
5. Постоянное об­новление идей, форм, методов ра­боты, состава; смена лидеров, ро­лей функционеров. Снижает физиологи­ческую и психоло­гическую усталость, отодвигает начало старения. Поиск новых идей, ме­тодов, форм; широкое общение с другими клубами; наращивание актива; введение сме­няемости лидеров, ре­гулярного глобального коллективного анализа

 

Таблица 2

Предмет сравнения Машина Организм (человеческий) Группа
Срок работо­способности Многие десятки лет. На практике срок применения ограни­чен моральным ста­рением. Десятки лет. Единицы лет.
Становление Приработка деталей, отладка - процессы весьма кратковремен­ные, по сравнению с общим сроком эксплу­атации: месяц из де­сятка-сотни лет, т.е. 1% и менее. Около 20 лет из 60, т.е. 30%. Примерно 1 год из 3, т.е. 30%.
Затруднения в период ак­тивного существования Высыхание смазки, из­носи мелкие поломки деталей, разрегулировка. Требуются остановки для профилактики, ремонта и отладки. В замене нуждаются, как правило, детали, испытывающие максимальную нагрузку. Со временем ремонты учащаются даже в активный период. Легкие рас­стройства и заболевания преодолеваются в значительной степени за счет иммунитета, компенсаторных и регенеративных свойств системы. Здоровый организм не требует замены наиболее важных органов в течение всей жизни. Трения и незначительные конфликты устраняются в процессе работы. Число их снижается по мере сплочения группы и в период расцвета минимально.
Значение психологи­ческих факторов Равно нулю, так как по причине отсут­ствия сознания или инстинктов нет и по­ведения как таково­го. Реакция же устройств автоматики - это нечто иное. Весьма велико, поскольку при их участии формируется характер, интеллект, мировоззрение; кроме того, они влияют на выбор занятий, поступки, вкусы и т.п. Решающее, так как существование неформальной группы обуславливается прежде всего законами психологии, в частности, социальной.

Наблюдения за большим числом групп на протяжении ряда лет (в поле зрения попали клубы, жившие в период с середины 60-х годов до настоящего времени) позволили выявить многочисленные признаки, характерные для мертвых, старых или стареющих клу­бов. Можно попытаться, хотя и весьма условно, разбить их на группы, определяющие их особенности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.