Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольно-надзорные отношения






Особенности:

В них также участвуют властные и невластные субъекты, но публичная администрация представлена специализированным видом органов, который, как правило, именуется «службы» и специализированным видом подразделений этих органов (инспекция);

Цель отношений – обеспечение личной, государственной, общественной безопасности, выявление правонарушений и их пресечение;

Отношения возникают, изменяются, прекращаются по инициативе публичной администрации;

Регламентируются законодательными актами, но не полностью;

Осуществляются в особой процессуальной форме;

Снабжены полной судебной защитой, в рамках этой группы отношений возможно применение административного принуждения.

Виды контрольно-надзорных отношений:

1. Применение мер текущего контроля (периодические проверки, обследования, проверки документов);

2. применение мер принуждения предупредительного характера, которые не связаны с правонарушением (карантин, эвакуация, ЧП);

3. отношения по охране предметов, объектов, территорий (охрана государственных границы, приграничных территорий, охрана высших должностных лиц государства);

4) Административно-деликтные отношения

– отношения по привлечению к административной ответственности.

Особенности: помимо невластных и представителей публичной администрации появляются еще и суды;

отношения возникают на основе охранительных норм КоАП раздела 2;

отношения реализуются в особой процессуальной форме: административное производство, административное судопроизводство;

властные и невластные субъекты выступают в качестве процессуальных оппонентов; отношения регулируются только законом.

5) Административно-юстиционные отношения

– защита граждан и организации от неправомерных действий публичной администрации.

Особенности:

3 субъекта: орган публичной администрации, невластный субъект и суд;

отношения возникают в связи с разрешением споров, вытекающих из деятельности публичной администрации;

порядок разрешения споров регулируется ГПК, АПК.

Виды отношений:

1. обращение за защитой невластного субъекта;

2. споры между двумя органами публичной администрации;

3. обращение в суд ОИВ, ищущего подтверждение правомерности собственных действий.

 

3. Метод административно-правового регулирования.

Метод административно-правового регулирования - это совокупность практических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административно – правового регулирования.

Метод административно-правового регулирования определяет:

- правовое положение сторон

- приемы и способы, при помощи которых субъекты реализуют свои права и обязанности (способы защиты сторонами своих прав – суд, адм.порядок)

- как возникают, изменяются и прекращаются правоотношения

- защиты своих пра в

Признаки метода административно-правового регулирования:

1. это метод властных предписаний (одна сторона дает другой обязательное для исполнения указание);

2. невозможность сторон административного правоотношения изменить его характер по своему усмотрению;

3. юридическое неравенство сторон: Подчинение одной стороны другой может быть:

а) функциональное (инспектор-проверяемый подчиненность в рамках исполнения опр функции регулирования)

б) организационное (начальник - подчиненный)

4. и мперативность регулирования.

5. централизованное регулирование.

Приемы реализации метода административно-правового регулирования:

1. Административное распорядительство как прием метода административно-правового регулирования. Органу или должностному лицу предоставляется право обязать подчинённого (организационно или функционально) совершить определённые действия.

2. Административное правоудостоверение метода АП-регулирования (издание органом исполнительной власти индивидуального акта, посредством которого подтверждается наличие особого набора прав и свобод).

3. Административное разрешение АП-регулирования (лицензирование и спецификация).

4. Административное ограничение (совокупность норм, которые запрещают опред. действия или принятие мер, которые запрещают чужие действия - пример: запрет на въезд)

5. Адмистративное усмотрение АП-регулирования – должностное лицо вправе принять решение из нескольких вариантов.

Помимо публично-правовой части административно-правовое регулирование (метод административно-правового регулирования) также использует элементы частноправового регулирования. Способы: заключение соглашений, когда субъекты не подчинены друг другу; рекомендации; широкое использование диспозитивности в рамках.

 

4. Система административного права.

1. Состав и целостность административного права Административное право является одной из наиболее разви­тых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охваты­вает обширный и очень разнообразный нормативный массив, по­зволяющий регулировать разные стороны госу­дарственной и общественной жизни. Адми­нистративное право играет в правовой системе системообра­зующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно импе­ративный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение трех отраслей права в треугольник «конституци­онное право - административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права. Во-вторых, административное право служит своего рода «материнской отраслью» прежде всего для отраслей публич­ного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотрасля­ми, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологи­ческое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно импера­тивность дает наибольший эффект. Все это предъявляет повышенные требования к построению системы административного права. Приходится руководствовать­ся при этом достижением таких целей (цели административного права): ~ обеспечение устойчи­вой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти; ~ эффективного регу­лирования общественных отношений с помощью функциональ­ных режимов; ~ гарантирование реализации прав и свобод граж­дан при одновременной охране публичных интересов и общест­венного порядка; ~ защита граждан и общества от административного произвола. Достижение указанных целей способствует в конечном итоге эффективному административно-правовому воз­действию на общественные процессы и стабильности государст­венных институтов. Общественная практика и здесь служит кри­терием социальной эффективности отрасли права. Требованием к системе административного права является необходимость ее строгой внутренней упорядо­ченности и согласованности. Системная целостность отрасли при­дает ей устойчивость. Система административного права состоит из отдельных админист­ративных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимо­связанных между собой. Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей. Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему. Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах. Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права. Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений. Систему административного права принято делить на две части: общая и особенная. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в це­лом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах от­дельных сфер деятельности исполнительной власти. Общая часть включает в себя институты: = устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций; = регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); = обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти; = регламентирующие принуждение по административному праву. Особенная часть включает институты, регулирующие: - обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность; - организационно-хозяйственную деятельность; - социально-культурную деятельность; - деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей. Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия. Необходимо различать систему админи­стративного права и систему административно-процессуального законодательства. В основном они совпа­дают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система адми­нистративного права, являясь отражением науки административ­ного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства. Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) администра­тивный процесс, законность в управлении; е) организация госу­дарственного управления в сферах и отраслях. К подотраслям административного законодательства можно отнести: а) «Органы исполнительной власти» с выделением институ­тов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопро­сы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъ­ектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификато­рах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов; б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государст­венных учреждениях и предприятиях»; в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»; г) «Регистрационно-легализующая деятельность» института­ми «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п. д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполни­тельной власти», «Принятие решений» и т.п. Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культу­ры, обороны и т.д.); е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор». Целый ряд институтов административного права и законода­тельства может подразделяться на подинституты. Но и это деле­ние для них не всегда совпадает. В рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство также делится на «Ад­министративные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по админи­стративным делам», «Административная юстиция» и иные соот­ветствующие институты. Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность.

Источник: https://www.webarhimed.ru/page-109.html © мой блог

 

5. Источники административного права.

Природа источников или форм права, состав источников, их соотношение между собой зависят от типа правовой системы и конкретно-исторических условий развития государства и общества. Выделяют наиболее типичные источники права: правовой обычай, нормативно-правовой акт, нормативные договоры, общие принципы права, судебный прецедент, идеи и доктрины, религиозные тексты. Источники административного права - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-пра­вовые нормы. Основными источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов управления, в которых получают свое внешнее выражение и закрепление нормы административного права. В зависимости от юридической силы нормативно-правовых актов, их можно разделить на следующие группы: Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Фе­дерации и подзаконные федеральные акты. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации. Акты органов местного самоуправления. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Международные акты. Ограниченным по сфере действия источником административного права яв­ляются нормативные акты руководителей государст­венных предприятий, учреждений. Источники административного права можно классифицировать по различным основаниям: По уровню компетенции или юридической силе: международные, общие (общероссийские), межотраслевые, отраслевые, региональные, местные и корпоративные. По государственному устройству: федеральные, субъектов федерации, региональные и МСУ. По форме и виду: конвенция, соглашение, договор, конституции, законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, ГОСТ, СНиП. По субъектному составу: коллегиальные и единоначальные. По направленности действия: внутренние (внутрисистемные или организационные) и внешние – (регулятивные, направленные на регулирование общественных отношений). По содержанию: материальные и процессуальные. Одним из источников административного права в постсоветский период стал административный договор. По своей правовой природе это вид нормативно-правового акта, который граничит с конституционными нормами. Административный договор - это соглашение двух или более субъек­тов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей. Органы испол­нительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами. По предмету различают договоры: ~ о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения); ~ в сфере управления государственной собственностью; ~ обеспечивающие государственные нужды; ~ контракты с государственными служащими, студентами; ~ финансовые и налоговые соглашения; ~ о взаимодействии и сотрудничестве; ~ различного рода концессии и инвестиционные соглашения; ~ об оказании некоторых услуг частным лицам (содействия занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте). Многообразная система источников администра­тивного права для упорядочивания требует систематизации и кодифи­кации административно-правовых норм. Административное право относится к числу самых несистема­тизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Административное право по сравнению с другими отраслями отличается подвижностью, постоянными изменениями. Это требует обновления адми­нистративно-правовых актов, устране­ние пробелов в административно-правовом регу­лировании - инкорпо­рации административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институ­там) и т.п.

Источник: https://www.webarhimed.ru/page-109.html © мой блог

 

 

6. Общая характеристика административного законодательства.

Нередко систему источников административного права называют административным законодательством. Это не корректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах — их очень много в подзаконных актах. Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует его ядро.

В соответствии со ст. 72 КРФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Ст. 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» четко определено, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаютсяфедеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий

а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Такой закон существует — это Кодекс РФ об административных правонарушениях. По форме это тот же федеральный закон, но кодифицированный, непосредственно и полно регулирующий определенную сферу общественных отношений.

 

С нашей точки зрения, при употреблении термина " административное законодательство" всегда надо отдавать себе отчет, в каком смысле, широком или узком, используется данный термин. Действительно, данное обстоятельство делает использование указанного термина неудобным в силу двусмысленности. Однако, это не означает, что применение понятия административного законодательства в смысле всей совокупности источников административного права абсолютно неверно или некорректно. Таким образом, в широком смысле слова административное законодательство - это и есть система источников административного права, в то время как в собственном, т.е. узком, смысле слова, - это только совокупность законов, содержащих нормы отрасли.

 

Также приходится констатировать, что система административного законодательства в России практически никак не систематизирована, что затрудняет и изучение источников отрасли, и научные исследования в административном праве, и практическую работу с нормативно-правовым материалом, и в целом - определение круга регулируемых отраслью отношений. В связи с этим вопросы систематизации и кодификации достаточно остро стоят в теории административного права.

В настоящее время существует стабильная основа для начала работы по систематизации нормативно-правовых актов административного законодательства. Это и нормы Конституции РФ, и нормы некоторых федеральных законов, принятых по ключевым вопросам организации системы государственного управления.

Обратимся к формам, в которых может осуществляться такая систематизация. Выделяют три основные формы систематизации норм административного права: кодификация, инкорпорация и хронологические издания источников административного права.

Кодификация является высшей формой систематизации административного законодательства, предполагающая сведение административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам и отраслям государственного управления. При принятии кодексов нормы систематизируемых его введением в действие актов подвергаются изменению, корректировке, некоторые упраздняются, другие появляются вновь и т.д.

Инкорпорация административного законодательства - это форма упорядочения норм административного права, основанная на объединительном подходе к существующему нормативно-правовому материалу. Нормы административного права в процессе инкорпорации объединяются в зависимости от сферы их действия в сборники, собрания, своды и т.п. Внутри этих актов нормы систематизируются по рубрикам и темам без изменения их содержания.

В России инкорпорацией на государственном уровне занимается Министерство юстиции РФ, а также функционирующие при нем научные организации, специализирующиеся на систематизации норм различных отраслей права. Существует проект издания Свода законов Российской Федерации, который должен объединить нормы по отраслевому и другим классификационным признакам. Неофициальная инкорпорация административного законодательства осуществляется учеными и педагогами с целями упрощения работы с нормативным материалом.

Хронологическая систематизация актов административного законодательства осуществляется посредством их опубликования в официальных периодических изданиях: Собрании законодательства Российской Федерации, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Эта форма используется для того, чтобы следить за развитием, динамикой административного законодательства, отслеживать дополнения и изменения, вносимые в действующие нормативно-правовые акты.

Источники админ-ного права можно поделить на несколько типов:

I. Российские акты.

А. Акты федеральных органов:

Законы PФ:

1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает понятие об административно-правовом законодательстве и формировании административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Акты ФС (Верховного Совета) РФ:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др);

в) декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ.

Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ.

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ. Нормативные постановления правительства. – ключевой вид источников админ-ного права.

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Б. Акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации:

1. Конституции, уставы субъектов Федерации;

2. Законы.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

3. Приказы, постановления министерств субъектов Федерации;

4. Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации, действие которых ограничено рамками формирования.

В. Акты местного самоуправления.

II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1. Законы СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.);

2. Указы Президиума Верховного Совета СССР

3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных комитетов и других центральных органов СССР.

III. Международные акты: в соответствии со ст. 15 К РФ

 

7. Понятие административно-правовых норм и их особенности.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
- Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.
-Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.


В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.
Вопрос преподавателю.

(согласительный способ)

-Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разно образных согласительных процедур. Это что за процедуры такие? Например?

 

Президент РФ — говорится в ст. 85 Конституции РФ — может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Он одевает белый колпачок и градусники в кафельном помещении всем раздаёт? Как это происходит?

В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного(земля), финансового(денежные средства), природоохранного (лес), трудового права(работодатель) и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

8. Виды административно-правовых норм и способы их реализации.

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

1. Наиболее традиционна классификация норм на:

а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

а) административно-правовой статус гражданина;

б) административно-правовой статус коммерческих организаций;

в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;

д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

е) административно-правовой статус государственных служащих;

ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

а) федеральные нормы;

б) нормы субъектов РФ;

в) нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени:

а) срочные, для которых определен срок действия;

б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

Реализация административно-правовых норм — это практическое исполнение установленных правил поведения в интересов управления административных отношений.

Административное право использует два основных способа реализации своих норм.

1. Исполнение — точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2. Применение — издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения — прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3. Соблюдение — воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

4. Использование — добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

9. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:
- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

 

- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;
- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
- административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
Административные правоотношения: понятие, структура, основные черты
Понятие административного правоотношения
Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного
правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).
Основные черты административного правоотношения
Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.
Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.
В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

10. Виды административно-правовых отношений.

Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административных отношений можно представить следующим образом:

По юридическому характеру:

- Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами.

- Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами.

В зависимости от субъектов административных отношении:

- Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом

- Различными органами, не подчиненными друг другу.

- Отношения между государственными и негосударственными органами.

- Органами государственного управления и гражданами.

По соотношению прав и обязанностей у субъектов:

- Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами.

- Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта.

В зависимости от характера отношений:

- Отношения, связанные с непосредственным управлением.

- Отношения, не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

- В сфере управления народным хозяйством.

- В сфере социально-культурного строительства.

- В сфере административно-политического строительства.

По способам защиты:

- В административном порядке.

- В судебном порядке.

11. Понятие и особенности административной правосубъектности граждан (административная правоспособность, административная дееспособность, административная деликтоспособность).

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

 

12. Административно-правовой статус граждан: понятие, виды и общая характеристика прав и обязанностей, реализуемых в административных правоотношениях.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1. принципы административно-правового статуса граждан;

2. гражданство;

3. административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5. административная ответственность граждан;

6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

  • Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
  • ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
  • ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
  • ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;
  • ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;
  • ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
  • ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;
  • Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

13. Специальные административно-правовые статусы граждан.

 

Специальный административно-правовой статус гражданина

 

Специальный административно-правовой статус - это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц). Признаки Специального административно-правового статуса гражданина: 1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости); 2. данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями ПА; 3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане; Виды специальных административно-правовых статусов граждан: 1. члены административных коллективов (лица, задержанные в административном порядке, содержащиеся в местах лишения свободы, студенты); 2. субъекты административной опеки (сироты, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий); 3. жители территорий с особыми административно-правовыми режимами (ЧП, военное положение, контртеррористическая операция, ЗАТО). Наличия такого режима является основанием ограничения прав; 4. субъекты разрешительной системы (водители, которым предоставлено специальное право, лица, допущенные к гос. тайне, лица, которым предоставлено право на оружие); 5. Государственные и муниципальные служащие; 6. ИП (индивидуальные предприниматели); 7. лица, совершившие административное правонарушение. Структура специального административно-правового статуса (характеризовать статус нужно по этой схеме): 1. основания для приобретения статуса: - условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол); - требования к действиям, чтобы этот статус приобрести (предоставить документы); - юридический факт, с которым связывается возникновения статуса (выдача удостоверения, акт); 2. Сами права и обязанности, которые являются содержанием статуса: - перечень прав и обязанностей самого субъекта (право управлять ТС); - дополнительные права и обязанности, которые возникают у государственной администрации применительно к субъекту (осуществлять контроль, требовать явки, предоставления документов, предоставлять меры социально поддержки), например, безработный. 3. Процедура продления специального статуса, его подтверждения или переоформления: Права носят срочный характер (проверка на соответствие требованиям), например, через 10 лет медкомиссия. 4. условия прекращения статуса: - вопрос о том прекращается он по инициативе самого лица, органа, так и так; - последовательность действий и требования к ним, необходимых для лишения статуса. - юридические факты (с какого момента вы считаетесь необладающим данным статусом);

14. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.