Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы




Демоверсия зачетной контрольной работы

Задание 1. Сделайте правильный вывод из имеющихся посылок и определите тип умозаключения:

А) «Во всех городах Сибири зимой выпадает снег. Барнаул – сибирский город. Это означает, что…..».

Б) «Человек нуждается в защите своих прав. Все россияне – люди. Следовательно …..»

 

Задание 2. Какое из логических правил определения понятий нарушено в следующем примере:

АГАУ – это Вуз, который находится в городе Барнауле.

Задание 3.Найдите и обоснуйте нарушение правил деления понятия в следующем примере:

Тетрадь: 48 листов, по биологии, с красной обложкой, 48 листов в клетку, со справочным материалом.

Задание 4.Какой из логических законов нарушен в приведенном фрагменте текста:

В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка.

Задание 5. Обобщите и ограничьте объемы следующих понятий, если это возможно: липовая роща, радуга, Южная Америка.

 

Задание 6. Устраните двусмысленность высказывания, вызванную неправильным употреблением личных местоимений.

 

а) Эти участки яровых надо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости.

 

б) Ежедневные рационы должны составляться с учетом всех особенностей животных, чтобы они полностью обеспечивали их потребность в питательных веществах.

 

Задание 7. Устраните речевые недочеты.

Большой урон производству может принести пожар посевов во время уборки урожая.

 

Задание 8. Устраните ошибку, связанную с нарушением логического строя предложения.

Помимо учебы и чтения я стал жить культурнее, потому что стал больше зарабатывать.

 

Задание 9. Найдите логическую ошибку, вызванную несопоставимостью понятий. Исправьте.

 

Рассмотрение вопросов подготовки семян к посеву нельзя вести изолированно от тех помещений, где эта подготовка проводится.

 

Задание 10. Отредактируйте предложение с однородными членами, разграничив видовые и родовые понятия.

В киоске продаются кондитерские и табачные изделия, газированная вода, папиросы, сигареты, спички.

 

Практическое занятие № 7-8. Повторение. Подготовка к написанию зачетной контрольной работы

Вариант 1.

Задание 1. Какое из правил деления понятий нарушено в приведенном примере:

Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые.

Задание 2. Поясните ошибку в приведенном определении:

«Птица – это животное, имеющее перья и умеющее летать».

 

Задание 3. Приведите три существенных признака понятия студент.



 

Задание 4. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:

 

• автомобиль;

• средство передвижения;

• огромное колесо;

• изделие человека.

 

Задание 5. Выясните тип отношений между следующими понятиями: вода – жидкость с химической формулой Н2О; мужчина-женщина;

 

Задание 6. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

Большое внимание будет оказано благоустройству города.

 

Задание 7. Устраните речевую недостаточность.

Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью.

 

 

Задание 8. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте.

Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

 

Задание 9. Найдите ошибку в сочетании однородных членов предложения.

Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

 

Задание 10. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Назначены ответственные по работе с детьми из неблагополучных семей, в обязанности которых входит обеспечение их занятости.

 

Вариант 2.

Задание 1. Определите, какая ошибка была допущена в данном определении:

Масло – это масляное вещество растительного, минерального или животного происхождения.

Задание 2. Проанализируйте фрагмент текста, взятого из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?



«В конце мероприятия ребятам была дана возможность высказать свое мнение об акции. Многие из них понимают, что есть множество способов весело и полезно провести время, исключив употребление алкоголя и сигарет. И часто вредные привычки возникают «от нечего делать», «за компанию». Но существуют различные спортивные клубы, кружки, общественные молодежные объединения, где можно найти друзей, для которых совершенно не нужно, чтобы их друг употреблял спиртное или курил. К сожалению, современная молодежь этого не понимает. По этой причине важно, чтобы волонтерское движение развивалось и приобретало массовый характер».

Задание 3. Выясните тип отношения между следующими понятиями: старик-юноша; апельсин-лимон.

Задание 4. Какие из приведенных предложений выражают суждение?

А) Какая погода будет завтра?

Б) Подготовьте вопросы для сдачи зачета.

В) В марте состоятся выборы президента.

 

Задание 5. В данном рассуждении: «Немецкий физик Вальтер Нернст, автор третьего начала термодинамики (о недостижимости абсолютного нуля температуры) доказывал, что ему удалось завершить разработку фундаментальных законов термодинамики. Так: у первого начала было три автора (Ю. Майер, Д. Джоуль, Г. Гельмгольц), у второго – два (Н. Карно, Р. Клаузиус), у третьего – один (В. Нернст); следовательно, число авторов четвёртого начала должно равняться нулю, т. е. такого закона просто не может быть», – нарушен логический закон:

 

• подмены тезиса;

• порочного круга;

• двойного противоречия;

• исключённого тождества;

• достаточного основания;

• недостаточной истинности.

 

 

Задание 6. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам.

 

Задание 7. Устраните речевую недостаточность.

Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

 

Задание 8. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте.

Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

 

 

Задание 9. Устраните речевую избыточность.

Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими.

 

Задание 10. Устраните ошибку, связанную с нарушением порядка слов в предложении.

В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.

Вариант 3.

Задание 1. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:

 

• письменная принадлежность;

• канцелярский товар;

• деревянный предмет;

• сломанный карандаш;

• изделие человека.

Задание 2. – У вас телевизоры цветные есть?

– Есть.

– Тогда дайте мне жёлтый.

 

В этом анекдоте нарушен:

 

• закон противоречия;

• закон двусмысленности;

• закон анекдота;

• закон тождества;

• закон исключённого третьего.

Задание 3. Два противоположных суждения о двух разных предметах:

 

• должны быть одновременно истинными;

• должны быть одновременно ложными;

• должны быть: одно – истинным, другое – ложным;

• могут быть какими угодно по истинности.

 

Задание 4. . Какое из правил деления понятий нарушено в приведенном примере:

Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.

 

Задание 5. Закон противоречия нарушен в следующем высказывании:

 

• «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ).

• «В детстве у меня не было детства» (А. П. Чехов).

• «История учит только тому, что она никого ничему не учит» (Г. Гегель).

• «Самое непостижимое в мире заключается в том, что он постижим» (А. Эйнштейн).

• «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи» (А. С. Пушкин – по поводу перевода «Иллиады» Гомера, сделанного Н. И. Гнедичем).

• Во всех вышеприведённых высказываниях.

• Ни в одном из вышеприведённых высказываний.

 

 

Задание 6. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте.

В одном из концертов я дирижировал программой из произведений С.Прокофьева – исполнялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный».

 

Задание 7. Устраните ошибку, связанную с нарушением порядка слов в предложении.

Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.

 

Задание 8. Устраните ошибку, связанную с употреблением однородных членов предложения.

В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.

 

 

Задание 9. Имеется ли в данном предложении логическая ошибка? Если да, то отредактируйте.

У нас в стране очень плохая экология.

 

Задание 10. Приведите три несущественных признака следующих понятий: спортсмен, книга, семья.

 

Вариант 4.

Задание 1. В приведенном определении выделите определяемое понятие, ближайшее родовое понятие и видовой отличительный признак.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы «кто?» и «что?»

 

Задание 2. Нарушен ли в данном суждении закон достаточного основания? Мотивируйте.

« В свое время И.П. Павлов писал, что всю жизнь он любил труд, и прежде всего труд физический. Легко понять, что кроется за этими словами выдающегося ученого. Научные открытия он делал по чувству долга перед людьми, коль скоро больше любил работать физически».

 

Задание 3. Произведите обобщение и ограничение понятия учитель.

 

Задание 4. Определите основание деления понятия: Деньги бывают или бумажные, или металлические.

 

Задание 5. Каким (индуктивным, дедуктивным, по аналогии) является следующее умозаключение:

Если все звезды излучают энергию, значит Солнце тоже ее излучает, потому что оно является звездой.

 

Задание 6. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

Все лето трудились они на своей плодородной земле, возделывая урожай.

 

Задание 7. Устраните речевую недостаточность.

На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

 

Задание 8. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте.

Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных огромному залу Дворца съездов.

Задание 9. Найдите ошибку в сочетании однородных членов предложения.

Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы.

 

Задание 10. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

 

Вариант 5.

Задание 1. Укажите видовые понятия к следующим родовым: география, треугольник, транспортное средство, предложение.

Задание 2. В каком из следующих определений допущена ошибка (происходит нарушение правил определения понятия)

А) Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления;

Б) Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми;

В) Жанр – устойчивая форма художественного произведения;

Г) Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

 

Задание 3. Какое из правил определения понятий нарушено в приведенном примере:

«Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы»

Задание 4. Какой из логических законов нарушен в данном фрагменте? Мотивируйте свой ответ.

Самое популярное женское имя в Москве Настя. На каждую тысячу новорожденных девочек появляется в среднем 100 Анастасий. Это имя стабильно держит первенство уже пять лет подряд. Не менее популярны Анна, Мария и Екатерина.

Задание 5. Проанализируйте фрагмент из газетной статьи. Какой из логических законов в нем нарушен?

С целью повышения квалификации школьных библиотекарей проводятся районные семинары, курсы. А это значит, что у них есть желание совершенствовать знания в области современного библиотечного обслуживания. В целом следует отметить слаженную и целенаправленную работу библиотекарей школ, имеющих стаж и опыт библиотечной работы…Появление на календаре этого праздника подтверждает значимость школьной библиотеки в современном обществе.

Задание 6. Устраните речевую избыточность.

Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

 

Задание 7. Устраните ошибку, связанную с нарушением порядка слов в предложении.

Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.

 

Задание 8. Имеется ли в данном предложении логическая ошибка? Если да, то отредактируйте.

Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливаемой плоскости.

 

Задание 9. Устраните ошибку, связанную с употреблением однородных членов предложения.

Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций.

 

Задание 10. Найдите речевые ошибки и отредактируйте.

Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал.

 

Вариант 6.

Задание 1.Найдите ближайшие родовые понятия к следующим видовым: глагол, профессия, береза.

Задание 2. Какое из правил деления понятий нарушено в приведенном примере:«Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами»

Задание 3. Какой из логических законов нарушен в приведенном фрагменте?

Очень важно, чтобы социальный работник мог найти с подопечным общий язык. Именно благодаря таким людям жизнь обездоленных получает новый импульс.

 

Задание 4. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:

 

• преступление;

• тяжкое преступление;

• квартирная кража;

• высокий уровень преступности;

• преступное сообщество;

• криминалитет.

 

Задание 5. Найдите логическую ошибку в данном предложении, отредактируйте:

У него было много крупного рогатого скота: коз, овец, птицы.

 

Задание 6. Устраните речевую избыточность.

Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.

 

Задание 7. Устраните ошибку, связанную с нарушением порядка слов в предложении:

Одним из самых объективных свидетельств, происходивших в первые дни Крымской войны событий, помимо массы официальных документов, зачастую противоречащих друг другу, являются воспоминания наиболее информированного военного чиновника Д.А.Милютина.

 

Задание 8. Проанализируйте соответствие между посылкой и следствием. Имеется ли в данном предложении логическая ошибка? Если – да, то отредактируйте.

Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба.

 

Задание 9. Устраните ошибку, связанную с употреблением однородных членов предложения.

Так Дубровский остался без дома, без еды и без отца.

 

Задание 10. Логику отношений между однородными членами часто передают знаки препинания. Расставьте правильно знаки препинания, выделив обобщающее слово (родовое понятие).

Много интересных произведений, рассказов, повестей, очерков опубликовано в журнале за последний год.

Вариант 7.

Задание 1. Найдите ближайшие родовые понятия к следующим видовым: город, ромб, адвокат.

Задание 2. Обобщите следующие понятия: палец, кнопка, радость.

Задание 3. Какой из логических законов нарушен в данном фрагменте? Мотивируйте.

С изменением статуса компании она стала филиалом ВГТРК - изменилась и ее информационная политика. Однако неизменной остается информационная деятельность компании.

Задание 4. Какие правила нарушены при делении понятия университет (престижный, аграрный, европейский, московский, российский)

Задание 5. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презеленый, красный шар.

С. В. Михалков

 

В этом шуточном четверостишии преднамеренно нарушен логический закон:

1) тождества;

2) противоречия;

3) достаточного основания;

4) силлогизма;

5) парадокса;

6) стихотворения.

 

Задание 6. Исправьте речевую ошибку, связанную с нарушением норм лексической сочетаемости слов.

Преподаватель иногда дает советы и замечания своим студентам.

Задание 7. Найдите логическую ошибку, вызванную подменой понятия. Отредактируйте.

Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

Задание 8. Устраните ошибку, связанную с нарушением порядка слов в предложении.

В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.

Задание 9. Найдите логическую ошибку в сочетании однородных членов предложения. Отредактируйте.

В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.

Задание 10. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Завод накануне большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия.

Вариант 8.

Задание 1. Укажите видовые понятия к следующим родовым: металл, населенный пункт, студент, стадион, скорость.

Задание 2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений:

А) Следователь был на месте преступления. – Следователя не было на месте преступления.

Б) Эта музыка плохая. – Эта музыка написана выдающимся композитором.

В) Сахар бел. – Сахар сладок.

 

Задание 3. Каким (дедуктивным, индуктивным, по аналогии) является следующее умозаключение:

Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь, Марс тоже расположен в Солнечной системе, на нем есть атмосфера и вода, поэтому, вероятно, на нем есть жизнь.

 

Задание 4. Установите, является ли первое суждение достаточным основанием для второго?

Он хорошо учится. – Он достоин именной стипендии.

 

Задание 5. Соблюдается ли закон тождества при ответе на следующий вопрос:

Какова Ваша специальность? – Я аспирант.

 

Задание 6. Найдите ошибку в сочетании однородных членов предложения.

В книге рассказывается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников.

 

Задание 7. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Задание 8. Имеется ли в данном предложении логическая ошибка? Если да, то отредактируйте.

Сравним последние экономические показатели работников фабрики «Красный Октябрь» с предыдущими годами.

 

Задание 9. Устраните логическую ошибку.

На уроке присутствовали библиотекарь, а также Александра Петровна Чиркова и Ираида Афанасьевна Владыкина.

 

Задание 10. Найдите логическую ошибку, исправьте:

Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств.

Вариант 9.

Задание 1. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий: повесть, эстрадная певица.

Задание 2. В рассуждении: «Мёд не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали, так как от этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды и сахара. Между тем иногда такой мёд поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчёлам», – нарушен закон:

 

• двойного отрицания;

• исключённого третьего;

• противоречия;

• тождества;

• достаточного основания.

Задание 3. Верно ли дано определение понятия? Мотивируйте.

«Рубрика - это заголовок, не набираемый основным шрифтом».

Задание 4. Нарушено ли требование закона достаточного основания в следующем рассуждении:

В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание, но она все же заслуживает хорошей оценки.

Задание 5. Какой из логических законов нарушен в данном фрагменте? Ответ мотивируйте.

Мне бы хотелось рассказать о моем отце. Это именно он помог мне выбрать мою будущую профессию. Работает отец журналистом в нашей районной газете. С детства я заслушивалась его рассказами о нелегком журналистском труде, часто ходила в редакцию. Затем стала писать небольшие заметки. Постепенно я пришла к выводу о том, что журналистика - это то, чего мне нужно добиться в жизни.

Задание 6. Найдите логическую ошибку в сочетании однородных членов предложения. Отредактируйте.

В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.

 

Задание 7. Устраните логическую ошибку, связанную с использованием местоимений или союзных слов.

Завод накануне большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия.

Задание 8. Имеется ли в данном предложении логическая ошибка? Если да, то устраните.

Коллектив Ново-Егорьевского отделения полиции является лучшим отделением полиции в районе.

 

Задание 9. Устраните загромождение сложного предложения придаточными:

При таком наименовании и расположении материалов в рукописи читатель не будет требовать от автора всех необходимых сведений о машинах и приспособлениях, которые применяются для транспортирования жидкостей, и будет понимать, что за этими сведениями необходимо обращаться к специальной литературе и каталогам.

 

Задание 10. Устраните речевую избыточность.

От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

Вариант 10.

Задание 1. В 1907 г. кадетская фракция в Государственной думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия, причём если будет внесена резолюция доверия правительству, то голосовать против неё, а если будет внесена резолюция недоверия правительству, то голосовать против неё.

 

В этом решении нарушен логический закон:

• исключённого третьего;

• достаточного основания;

• неверного утверждения;

• подмены основания;

• двойного противопоставления;

• взаимозаменяемости.

Задание 2. Найдите ближайшие родовые понятия к следующим: школа, газета, штукатур.

Задание 3. Нарушено ли требование закона достаточного основания в рассуждении: Эта комната светлая, так как в ней три окна.

Задание 4. Какое из правил деления понятий нарушено в следующем примере:

Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными.

Задание 5. Какой из логических законов нарушен в данном фрагменте?

 

По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей добился С. Бубка. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества.

 

Задание 6. Найдите логическую ошибку, отредактируйте.

Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы».

 

Задание 7. Найдите ошибку в сочетании однородных членов. Отредактируйте.

Вскоре после окончания военных действий были приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения.

 

Задание 8. Соблюдается ли требование единого основания деления понятий (при выделении их как видовых) в данном предложении? Исправьте, если необходимо.

 

Детей обучали ходьбе на лыжах, катанию на коньках, санках, велосипеде, плаванию.

 

Задание 9. Имеется ли в данном предложении речевая ошибка?

В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа.

Задание 10. Демонстрирует ли данное предложение пример неоправданного расширения понятия? Внесите правку, если считаете нужным: Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды.

Вопросы к зачету:

1. Понятие «культура речи». Основные аспекты речевой культуры.

2. Понятие о речевом этикете. Этикетные формулы речи.

3. Коммуникативные качества речи, характеристика.

4. Логичность речи как коммуникативное качество. Понятие логической ошибки.

5. Речевые условия логичности на лексическом уровне.

6. Речевые условия логичности на синтаксическом уровне.

7. Основные законы логики. Закон тождества: сущность, значение, примеры логических ошибок как следствие нарушения данного закона.

8. Закон непротиворечия: сущность, речевые примеры нарушения данного закона.

9. Закон исключенного третьего: сущность, примеры логических ошибок.

10. Закон достаточного основания: сущность, практическое значение.

11. Общая характеристика понятия как формы мышления. Типы логических отношений между понятиями.

12. Логические правила определения понятий, примеры их нарушения.

13. Логические правила деления понятий, примеры их нарушения.

14. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение, различие между ними.

15. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал