Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протестантская концепция человека




    Важным фактором, оказавшим влияние на формирование европейской культуры эпохи Ренессанса и последующих эпох, стало движение Реформации. Реформация – это широкое ре­лигиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование и исправление христианской религии, утратившей, по мнению идеологов Реформации, первоначальную чистоту и отошедшую от правили идеалов раннего христианства. Главной предпосылкой Реформации стало бурное развитие капиталистических отношений в Европе. Но этот процесс имел свою специфику в Германии. Здесь не сложилось единого государства с сильной властью монарха, которая в таких странах Европы, таких, как Франция или Англия, ограничивала своеволие феодалов, заботилась о развитии городов, которые выступали опорой королевской власти, а также в значительной степени сдерживала амбиции папского Рима. В раздробленной Германии сохранялись феодальные усобицы, внутренние границы и таможни, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, а также господство католической церкви, для которой Германия стала неиссякаемым источником доходов. Церковь имела в Германии обширные земельные владения, в которых епископы осуществляли и светскую власть, здесь в полной мере проявились захлестнувшие католицизм пороки, такие, как оживленная торговля индульгенциями и церковными должностями. Именно падение нравов католической церкви стало поводом для формирования массового недовольства сложившейся в германском обществе ситуацией. Сначала это недовольство выражалось главным образом в творчестве философов, развивавших идеи гуманизма, свободомыслия, патриотизма. Но к началу XVI века указанные противоречия обострились настолько, что сложились условия для открытого выступления буржуазии в защиту своих прав. Непосредственным предшественником Реформации в Германии можно считать движение гуситов в Чехии, начавшееся в XV веке после выступления чешского профессора и богос­лова Я. Гуса, который высказывался за ограничение и упрощение ка­толического богослужения, ведение его на национальном язы­ке и фактически за создание национальных церквей, незави­симых от Рима. За это в1415 г. он был сожжен на костре. Его казнь породила мощное народное движение, которое, несмотря на поражение его наиболее радикальной части, привело к утверждению в Чехии гуситской церкви и созданию условий для развития капитализма. Началом Реформации считается выступление виттенбергского монаха, доктора богословия Мартина Лютера против торговли индульгенциями. Свои требования Лютер изложил в форме 95 тезисов, которые 31 октября 1517 года были вывешены на дверях церкви в Виттенберге. Следствием этого стал открытый разрыв Лютера и его сторонников с католичеством и создание новой религиозной организации – протестантской церкви. Помимо Германии, реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от като­лической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерлан­дов, Финляндии, Швейцарии и некоторых других стран, в таких странах, как Польша, Испания, Франция, ростки реформации были частично или полностью подавлены в ходе контрреформации – движения, начатого католической церковью с целью подавления реформационного движения. Реформация удешевила и упростила церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений ре­лигиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победила реформация, церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических странах, что облегчало развитие науки и вообще светской культуры. Национальный характер но­вой религии отвечал становлению бур­жуазных наций, перевод Библии на живые разговорные наречия в ряде стран способствовал становлению и развитию литературных национальных языков. По мнению идеологов Реформации, для человека существенным является прежде всего почитание Бога, в то время как добрые дела порождаются верой. Священник не может прощать грехи человека, это – прерогатива только Бога. Покаяние грешника составляет глубочайшее пережива­ние, которое должно переворачивать всю его жизнь. «По мысли Лютера, христианин есть «свободный господин над всеми вещами и не под­чинен никому» в тех случаях, когда речь идет о его вере, о «внутреннем че­ловеке», но «готовый к служению раб всех вещей и подчинен каждому», ког­да речь идет о внешних проявлениях его жизни. Главный же принцип – «один лишь Христос» в противовес сон­му «официальных посредников» между человеком и Богом. Не предписанны­ми церковью установлениями, а «одной лишь благодатью» Господней мож­но добиться спасения души» [Гараджа В. Реформация и ее «апостолы». // «Вокруг света», 2007 г., №3, с.61]. Выполнение долга в рамках своей мирской профессии – высшая задача человека, посредством чего он убеждается в собственной угодности Богу. «Тот, кто упорно и добросовест­но трудится, вырастает в глазах Бога, хотя бы сословие его было низким, а должность еле приметной». [Культурология. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 1998, с.245] В ходе реформации в известной степени произошло «обмирщение» власти и веры, и как следствие – «обмирщение» и человека. По мысли Жана Кальвина, идеолога течения реформации, получившего название «кальвинизм», наиболее богоугодным делом был успех в мирских делах, а также умеренность и бережливость. Перестало иметь значение социальное происхождение человека, утверждалась святость труда и деловых качеств. Роль человека в обществе определялась его делами и признанием результатов этих дел [Полищук В.И. Культурология. – М., 1998, с.402]. Кальвин считал, что спасение или погибель человека на том свете предопределены еще до его рождения, и изменить это предопределение нельзя: «Человек спа­сается не потому, что верит, а верит потому, что ему выпало на долю спасение» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча, с.246]. Но, поскольку никто не знает своего предопределения, человек должен строить свою жизнь так, как если бы он был избранным, т.е. максимально ограничивать свои потребности, отказаться от роскоши и предаваться только труду, успех в котором и обогащение считались признаком избранности. И наоборот, пороки, одним из которых являлась лень, ведут человека к бедности, что является признаком отверженности и погибели. «Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование всякого инакомыслия» [Культурология. Под ред. Г.В.Драча, с.247]. Вместе с тем нельзя не отметить, что толчком к принятию идей реформации нередко выступало обычное желание избежать некоторых «неудобных» с точки зрения обывателя церковных правил, таких, как посты, воздержание, обеты, феодальная знать примыкала к реформации, желая захватить в свою пользу церковное имущество и земли церкви, буржуазия желала «дешевой» церкви, отнимающей мало времени и средств. Протестантизм в Германии стал одной из причин, которые не позволили сложиться здесь единому государству с сильной королевской властью, закрепив на несколько столетий политическую раздробленность страны. Наконец, в протестантизме в течение всего последующего времени формировались новые течения и секты, между ними, а также католичеством разгорались противоречия, приводившие к кровавым войнам, самой разрушительной из которых в ближайшие столетия стала Тридцатилетняя война (1618-1648).

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.