Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Герменевтика и право






Для естествознания познать окружающий мир значит описать его таким, каков он есть, установить на основе собранных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объясняющий возникновение, существование и развитие конкретного явления.

Для социального познания, исследующего человеческие отношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяснить можно все, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолковании, располагающая большими методологическими возможностями.

Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшифровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпретации и получило наименование герменевтики.

Зачаточные элементы герменевтики — толкование снов, гадание, шаманские предсказания и т.п. существовали еще в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании» он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, вы­сказываний о будущем и т.д.

В Средние века герменевтическая методология широко, использовалась для интерпретации Священного Писания. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги.

Как самостоятельное философское учение герменевтика возникла в начале XIX века. Ее родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768—1834) и Фридрих Шлегель (1772—1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо писавший или гово­ривший имел свою неповторимую жизнь, свое самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо либо быть гением, либо знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания.

У истоков герменевтики стоял еще один немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911), рассматривавший ее как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический прием такого познания — «вчувствование». Скажем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом. Именно Дильтей разделил два метода: объяснения — используемого в естественных науках, и понимания — применяемого в социальной сфере, требующего вчувствования, сопереживания, духовного единения с говорившим или писавшим.

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) не ограничивал герменевтику толкованием духовной жизни индивида. Ее методологические возможности, утверждал он, могут быть использованы и для интерпретации всего жизненного мира человека.

Большое внимание проблемам герменевтики уделял немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889—1976). В работе «О сущности истины» он обратил внимание на то, что неаутентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого же языка. Другой важный вклад в герменевтику — теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлекается в то, о чем мыслит «преднаходит» себя в том месте и в то время, о котором читает. или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное понимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят.

Названные проблемы, сформулированные родоначальниками герменевтики, получили свое развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических исследований заключается в выявлении различия между объяснением в естествознании и пониманием в человекознании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчеркивается, что понимание — это постижение не объективной истины, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать противоположный смысл.

Виднейшие представители современной герменевтики — немецкий философ Ханс Георг Гадамер (род. 1900 г.) и французский философ Поль Рикёр (род. 1913 г.).

Х.Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятельность по осмыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмыс­лении текстов, подчеркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался.

В работе «Истина и метод» он утверждает, что у человека еще до понимания возникает предпонимание, а истина постигается не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер строит следующим образом: первый смысл текста — проекция (ожидание) — исправление — понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического развития со­бытий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими».

Еще одна важная посылка теории Х.Г. Гадамера — герменевтический круг. Его суть сводится к следующему: текст как целое состоит из отдельных частей (слов, предложений, смысловых разделов); для того чтобы понять целое, необходимо понять отдельное, а чтобы понять отдельное, необходимо понять целое. Получается замкнутый круг типа «курица — яйцо». Задача исследователя — проникнуть внутрь этого круга, понять текст из самого текста через сопричастность к изложенным событиям, а не через какой-либо метод. Любой метод, уверен Гадамер, извращает действительность, искажает истину, и только герменевтика способна открыть познающему истину подлинную.

П. Рикёр — наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественников, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в единстве прошлого и настоящего. С одной сторо­ны, интерпретация утверждает традицию, с другой — эта традиция уже современна. Поэтому, полагает Рикёр, следует обратиться к «третьему» времени — времени самого смысла.

Герменевтика тесно связана с правом. Действительно, для того, чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование права означает выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и динамики реальных общественных отношений в конкретно-историческое время.

Юридические законы могут нести в себе определенные черты субъективизма, что и влечет за собой их неоднозначное восприятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять законы и кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона — это не только акт познания, но и интеллектуаль­но-волевая деятельность, представляющая собой важное связующее звено между текстом закона и его реализацией.

Выделяют различные подходы к толкованию права: грамматический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов логики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой норме) и др.

Герменевтика в этом отношении представляет собой специальную науку, исследующую методологию и практику толкования, интерпретации. Она интегрирует все знания об интерпретации — юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политические и др. Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику, не могут обойтись без герменевтических знаний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.