Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Справедливость как правовое равенство






Социальная функция позволяет справедливости быть требованием реализации должного как неотъемлемого права человека. Стремление людей улучшить свою жизнь всегда связывается с совершенствованием общества на «справедливых началах», которыми выступают государство и право. Именно право воспринимается человеком (осознанно или интуитивно) как «справедливость через равенство».

Образ права как справедливости через равенство нашел свое отражение в изображении Фемиды: повязка на глазах богини правосудия — символ беспристрастия, а весы — символ объективного суждения о справедливости.

Латинское слово justitia, означающее «справедливость», применительно к правовым отношениям трактуется как «правосудие», т.е. справедливое решение спора, в соответствии с правом. В юриспруденции следовать праву и действовать справедливо — одно и то же. В основу правового, справедливого равноправия положен принцип естественного права: то, что признается справедливым для себя, должно признаваться справедливым по отношению к другому лицу. Римский юрист Ульпиан (ок. 170—228), сторонник естественного права, в Дигестах (части Кодекса Юстиниана) придал этому принципу правовую форму: «Магистрат или лицо, занимающее должность, облеченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положение, если его противник предъявит требование...».

Правовая справедливость выступает как фиксированный законом регулятор экономической, политической, религиозной, нравственной, социальной и других форм справедливости, иными словами, это справедливость всех справедливостей. B.C. Нерсесянц отмечает, что внеправовые формы справедливости лишены объективной оценки и подвержены «субъективизму, релятивизму, произвольному усмотрению и частному выбору (индивидуальному, групповому, коллективному, классовому, партийному и т.д.)». Именно правовая справедливость выступает как средство обеспечения всеобщих и равных прав, исключает привилегии и неравенство людей перед законом во всех сферах и любых ситуациях.

В самом общем виде равенство — это философская категория, отражающая отношение между явлениями, объектами и субъектами, которое подразумевает их одинаковость, взаимное соответствие в данных условиях. Г. Гегель подчеркивал, что категория «равенство» отражает тождество, которое возникает как количественное единство в отношении различия. Понятие не из легких... И Гегель конкретизирует его в работе «Наука логики», где определяет равенство как «внешнее единство», как «принцип аналитического тождества».

Можно говорить о равенстве и как об эквивалентности, если речь идет о количественной характеристике силы, о величине, весе и Т.П. В этом смысле равенство есть математическое тождество, например, 2 + 2 = 4. Когда же речь идет о социальном равенстве, то, как уже отмечалось, обязательно следует учитывать оценочный, т.е. аксиологический характер этого понятия.

В обществе феномен равенства всегда связан с жизнедеятельностью человека. По мере исторического развития представление о равенстве менялось от равного дележа материальных благ до равенства в правах и обязанностях. Г. Гегель в «Философии права» убедительно показал, что деление имущества на равные части (уравниловка) не ведет к равенству, для его установления нужны иные основания. «Когда утверждают, — рассуждал Гегель, — что собственность должна быть равной, то нелепость этого легко показать на последствиях такого равенства. Например, если имущество оценить и разделить на равные части. Но равное станет неравным, так как индивиды не только различны по отношению друг к другу как личности, но их способность приумножать собственность тоже неодинакова»[1]. Именно так и произошло в России после «ваучеризации». Всем дали по ваучеру, а распоряжаются бывшей народной (точнее, государственной) собственностью и получают доходы немногие.

Равенство нельзя подменять уравниловкой, оно означает одинаковые права и обязанности в любых общественных отношениях: экономических, социальных, нравственных, политических, религиозных, экологических и др. Равенство должно быть справедливым: то, что есть право для одного, должно быть правом и для другого, и то, что есть обязанность для одного, должно быть обязанностью для другого. К сожалению, пока чаше приходится сталкиваться с ситуацией, в которой, как говорили древние, «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку»...

В общественной жизни равенство как справедливость не так-то легко не только отразить в законе, но даже понять. Например, «равенство» между услугой и наградой, преступлением и наказанием. Ведь весы правосудия есть лишь у Фемиды!

Эта проблема занимала мыслителей еще в древности. Уже в «Илиаде» содержится много примеров соответствия услуг и наград. Например, если Ахилл смягчит свой гнев, то Агамемнон даст «десять таланов золота, двадцать лоханей блестящих, семь треножников новых, не бывших в огне, и двенадцать коней могучих». То есть в услужно-наградных отношениях ищется эквивалент, который подчеркивает важность услуги: не один конь, а двенадцать, не два треножника, а семь...

Питирим Сорокин, исследуя проблему «равной» меры в отношениях «услуга—награда», «преступление—наказание», отмечает важную роль так называемой шаблонизации меры, установления нормы в поиске «равенства как справедливости». «В каждой постоянной социальной группе, — пишет он, — с течением времени устанавливается определенный курс преступлений и услуг, т.е. устанавливается вполне определенное наказание за определенное преступление (подчеркнуто нами. — Г.И., В.Л.) и определенная награда за определенную услугу... За каждый акт, например, за повреждение носа, ушей, зубов, глаза, ноги, руки, пальца, — на все устанавливается определенная цена — карательный прейскурант. Уголовно-правовые кодексы, в частности, и представляют не что иное, как подобный карательный прейскурант. В них одна часть статьи указывает определенный акт, а другая часть — карательное «вознаграждение» за него...».

Шаблонизация как равенство относится буквально ко всей человеческой жизнедеятельности. Например, чтобы получить звание профессора, нужно совершить ряд действий: писать научные работы, читать лекции, иметь аспирантов, получить ученую степень доктора наук. Чтобы стать министром, требуются знания, опыт и авторитет в определенной профессиональной области, организаторские способности и другие качества. В рыночных отношениях равенство измеряется другой ценностью — деньгами.

Гегель считал, что наказание преступника само по себе справедливо как «право, положенное в самом преступнике». Ведь закон всеобщ, а потому преступник подводится законом под свое право. «В том, что наказание рассматривается как содержащее его (преступника) собственное право, преступник почитается как разумное существо. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило (подчеркнуто нами. — Г.И., В.Л.) его наказания не будут взяты из самого его деяния...». Гегель в этом выводе исходил из общего подхода к справедливости как к конкретному явлению, требующему содержательного решения вопроса.

Даже с обыденной точки зрения справедливость всегда требует поиска «равенства», эквивалента, выступает как этическое представление о соразмерности проступка и возмездия, услуги и награды. И уже в силу этого нуждается в правовой защите. Более того, в жизни достичь справедливого равенства, добиться торжества справедливости можно лишь через право.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.